Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы морали, регламентированные законом




Регламентируемые нравственные нормы – это нормы, которые по своему характеру и направленности совпадают с правовыми нормами и лежат в их основе.

Исходя из «опасности» норм УПП, они генетически по своему зарождению, являются нравственно-правовыми.

Строгое следование предписаниям правовых норм в связи с этим рассматривается как высоконравственное, а отступление от них – безнравственно.

Несомненно, это нормы УПП должны нести в себе отпечатки истории и национальных традиций, уровня культуры, особенности правовой морали, и соответствовать уровню социально-экономического развития.

УПП РФ – это совокупность социально обусловленных юридических норм, установленных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовному делу.

Уголовно-процессуальным методом регулирования, призванным регламентировать отношения, является юридическое воздействие на общественные отношения путем координации участников или властных предписаний (субординации).

 

2. Понятие и виды источников УПП.

В общей теории права выделяют материальные и формальные источники права.

Материальные источники – это объективные и субъективные факторы (силы), которые творят закон. Это те истоки, которые питают нормы права.

Несмотря ни на, что вопрос о материальных источниках права дискуссионный, юристы к ним относят:

- государственную власть (Федеральное собрание);

- правосознание.

Формальные источники УПП – формы его существования и проявления в общественном развитии, внешний образ правовых норм.

Формальные источники УПП:

- Конституция РФ;

- УПК РФ;

- Международные договора РФ и нормы Конвенций, деклараций и пактов.

В РФ законодательстве, исходя из буквального толкования, ст.1 УПК РФ, порядок производства по уголовным делам на территории РФ определяется:

а) уголовно-процессуальным кодексом РФ, основанным на Конституции РФ;

б) общепринятыми принципами и нормами международные права;

в) международные договора РФ, имеющие отношение к уголовному судопроизводству.

Однако в юридической литературе по поводу источников права существует несколько точек зрения:

Божьев В.П. относит к ним Конституцию РФ и федеральное законодательство, которые взаимодействуют. Есть и сквозные институты (институт УДО).

Лупинская П. А. добавляет еще нормы международного права и международные договоры.

Якупов Р.Х. в дополнение еще относит и указы президента («О неотъемлемых мерах защиты населения от бандитизма»).

Гуценко К. Ф.: Конституция РФ, ФЗ, нормы и принципы международного права, международные договоры, Определения КС РФ, Постановления Пленума ВС РФ (далее ППВС). Постановления КС РФ – не является источником права, но Гуценко вынужден относить их к таковым. Гуценко К.Ф. также относит к источникам УПП акты министерств и ведомств, но подзаконные акты должны соответствовать закону.

Значение постановлений КС РФ.

Как отмечает Смирнов:

а) в политико-правовом смысле, правовая система государства приобретает благодаря им устойчивость, гарантированность от нарушений конституционного порядка;

б) В социально-правовом плане.

Последствия применения данного юридического механизма позволяет гражданину, в том числе обвиняемому в совершении преступления, опираясь на рычаг права, не только влиять на исход своего дела, но и на сам закон.

в) С технико-юридической точки зрения признание НПА не конституциональным, влечет отмену и принятие другого акта.

Божьев В.П.: КС РФ проводит линию на стирание различий между состязательным уголовным судопроизводством и действием принципа состязательности в смешанном процессе, каким является уголовный процесс в большинстве европейских государств, а также в дореволюционной России, СССР и РФ.

По мнению КС, состязательность в уголовном процессе РФ состоит не только в разграничении функций обвинения и защиты и отделении их от правосудия, но и в том, что суд (судья) не в праве решать вопросов, которые по мнению КС РФ, не входят в их компетенцию.

В своей деятельности суд без достаточных на то оснований распространяет на российское уголовное судопроизводство, относящиеся к смешанному виду процесса, конструкции, свойственные состязательному процессу, а в чем-то стремятся даже перешагнуть его.

В одном из решений Верховного Суда США (США против Лизи) утверждается, что судья, рассматривавший дело по первой инстанции, должен, прежде всего, руководствоваться интересами правосудия и истины, а не представлять себя в роли беспристрастного арбитра, как на спортивном матче.

На возможность вызова и допроса свидетелей не только по ходатайству сторон, но и по инициативе суда указывает, например, правило №614 Федеральных правил США о представлении доказательств. Наши же реформаторы нейтрализовали активную роль суда даже в рамках смешанной формы процесса.

Постановления ВС РФ.

Это якобы «толкование правовых норм, содержащихся в решениях ВС РФ».

а) выводы, содержащиеся в судебных решениях по результатам рассмотрения конкретного дела всегда являются ненормативными, юридически обязательными только в отношении лиц, участвовавших в деле и в пределах решения суда.

Решения Верховного Суда формально необязательны для нижестоящих судов, но тем не менее, в опубликованных бюллетенях они являются как бы «прецедентом» и, конечно, суды, рассматривая уголовные дела, ориентируются на них;

б) долгое время считалось, что в ППВС РФсодержатся руководящие указания, обязательные для всех судов, в силу чего, содержащиеся в них разъяснения закона были и по существу остаются его легальным толкованием. И что при этом статья 126 Конституции РФ говорит о даче Верховным Судом разъяснений по вопросам судопроизводства, но без указаний на их руководящий характер. Поэтому, разъяснения правовых норм, содержащиеся в ППВС РФ, следует считать не легальным толкованием в собственном смысле этого слова, а официальным судебным толкование, которые осуществляетчя:

1) не в интересах какого-либо конкретного дела, а в интересах закона (установление механизма реализации норм права);

2) в силу принципа независимости судей ППВС РФ, при осуществлении правосудия «формально», имеет для суда лишь ориентирующее значение

Таким образом, источниками УПП являются правовые акты нормативного характера, содержащие общие и общеобязательные правила, предназначенные для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе производства по уголовным делам.

 


УПК РФ – кодифицированный правовой акт, основанный на Конституции РФ, который регулирует весь процесс уголовного судопроизводства в целом и отдельных его частей, этапов, стадий, институтов и т.д.

 
 

 


Общепринятые принципы и нормы МП – в данном случае имеются в виду принципы и нормы, содержащиеся в международных пактах и конвенциях. В соответствии со статьей 5 ФЗ РФ «О международных договорах РФ», если эти пакты и конвенции подписаны нами и официально опубликованы в стране, то действуют они непосредственно.


Международные договоры РФ должны пройти ратификацию, то есть решение об обязательности такого договора для РФ принимается в форме ФЗ. И в том случае, если нормы УПК или ФЗ противоречат имеющему отношение к российскому уголовному процессу международному договору, то действует последний совместно с внутренним правовым актом. Федеральное собрание может ограничить действие международного договора.

 

3. Пределы действия уголовно-процессуального права в пространстве и времени.

Для более полной характеристики российского уголовного права существенное значение имеют положения о пределах его действия.

1) Действие УПЗ определяется правилами, изложенными в статье 4 УПК РФ: «При производстве по уголовному делу применяется УПЗ, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим кодексом».

В связи с этим в юридической литературе рассматривается вопрос об обратной силе закона. На протяжении ряда лет эта проблема трактуется неоднозначно. Можно выявить широкий спектр суждений, от полностью отрезающих обратную силу закона (Кобликов, Божьев), до безграничного признания ее (Савицкий В. П.).

Имеются и промежуточные суждения, согласно которым, если новым законом устранено или ограничено то или иное право участника процесса, оно должно сохраняться за ним без всяких ограничений, пока не закончится производство по делу. То есть не должно ухудшать положение того или иного участника процесса.

2) Уголовно-процессуальные нормы действуют не только во времени, но и в пространстве. В соответствии со статьей 2 УПК РФ, производство по уголовным делам на территории России ведется в соответствии с российским УПК независимо от места совершения преступления, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Однако в иностранном порту и в территориальных водах другого государства юрисдикция РФ может быть ограничена международным договором.

Так, например, Консульская конвенция между РФ и Албанией 1997 дает право правоохранительным органам страны пребывания, например, задерживать правонарушителей, арестовывать имущество на борту корабля, проводить досмотр судна, но только после уведомления нашего консула.

4. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий граждан (есть те, которые обладают иммунитетом).

Вопрос о пределах действия УПЗ в отношении конкретных категорий лиц, в общих чертах решен не сложно. Производство по уголовным делам в отношении всех лиц ведется в соответствии с УПК РФ (иностранец: уведомить посольство страны его гражданства).

Однако из этого общего правила есть исключение:

1) Процессуальные действия, предусмотренные УПК в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью и привилегиями, решается через Министерство иностранных дел РФ.

Круг российских граждан, о которых в УПК РФ имеются оговорки, широк и имеет тенденции к расширению.

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам:

1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судья Конституционного Суда Российской Федерации, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия;

3) Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

5) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации;

6) прокурор;

6.1) Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

6.2) руководитель следственного органа;

7) следователь;

8) адвокат;

9) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц, либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.1) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а в отношении адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со статьями 146 и 171 УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со статьями 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 УПК РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.