Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое право




Классификация гласных

Шумные (глухие и звонкие) и сонорные

В зависимости от того, работают или не работают при образовании звука голосовые связки, согласные делятся на глухие и звонкие. При произнесении глухих связки расслаблены и не вибрируют. В результате преодоления препятствия воздушной струей получается шум. Глухие состоят только из шума (акустический комментарий: шум – непериодические колебания воздуха). При произнесении звонких связки вибрируют. В результате имеем периодические колебания воздушной струи, которые называются тоном. Звонкие = тон + шум.

Глухие называют еще сильными, а звонкие слабыми. Органы речи в ротовой полости сильнее напряжены при образовании глухих (ср. b и p). Воздушный поток, идущий из легких, самый сильный, когда произносятся глухие. Разрыв смычки звонких происходит при более слабом воздушном потоке. Поэтому в звонких меньше шума. Вместе глухие и звонкие называются шумными.

Шумные противопоставляются сонорным (сонантам): n n’ m m’ l l’ r r’. При произнесении сонантов – самый слабый воздушный поток. Активная работа голосовых связок и слабая воздушная струя, необходимая для их образования, делает сонанты похожими на гласные. Шум очень слабый. Есть возможность образовывать слог. (Можно проскандировать: Кре-мль! Кре-мль!) Наличие препятствия оставляет сонорные в разряде согласных. Сонорные могут быть глухими. См. примеры: вопль, метр, отдай!!

Длительность выдержки глухих согласных больше, чем длительность выдержки звонких. Сонорные звучат менее долго, чем звонкие.

Интересная и новая информация: существуют полузвонкие: [ús], [rótə]. Приборы фиксируют работу голосовых связок после ударного гласного.

4) Дополнительные артикуляции.

 

Дополнительными называются артикуляции, которые как бы накладываются на основные.

Их 4:

а) палатализация (средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу). Соответствующие согласные называют мягкими. Мягкие имеют большую длительность, чем твердые. Л.В. Бондарко доказывает, что о палатализации нельзя говорить как о второй, независимой от главной артикуляции, «добавке». Она говорит о «полной перестройке уклада произносительных органов» (подробнее стр. 65-66)

б) веляризация (задняя часть спинки языка поднимается к мягкому небу). Веляризованный [l] не путать с велярными (заднеязычными) согласными.

в) лабиализация (огубление перед [о],[u])

г) аспирация (придыхательность). Появляется у взрывных согласных в конце слов перед паузой: [vot]/

 

Преграды нет, поэтому основания классификации другие. Качество гласного зависит от формы резонатора (точнее, резонаторов – ротового и глоточного). Чем больше ротовая полость тем меньше глоточная. Пример – [а]. И наоборот: чем меньше ротовая, тем больше глоточная [i]. Т.о. речевой аппарат уравнивает громкость гласных.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом формы ротовой полости.

Выделяются следующие характеристики.

Ряд гласного (положение языка по горизонтали). Выделяют передний, средний и задний ряд.

Подъем гласного (положение языка по вертикали, его отношение к верхней границе полости рта). Существуют верхний, средний и нижний подъем.

Отмечается, что гласные бывают лабиализованные (огубленные) – [o], [u] и нелабиализованные (неогубленные) – остальные. На самом деле губы участвуют при произнесении всех гласных. Огубленность означает, что губы округляются и выпячиваются.

В моделях разной степени точности указывают разное количество гласных. Примеры некоторых моделей – в учебниках и методических пособиях. В приведенной здесь учтены только основные аллофоны гласных.

 

Ряд Передний Средний (смешанный) Задний
Подъем
Верхний i y u
Средний e   o
Нижний   a  

 

Жирным выделены огубленные.

В учебнике Л.В.Бондарко (стр. 54-55) представлено более подробное артикуляционное описание основных аллофонов гласных. [а] вообще трактуется иначе, а именно как гласный заднего ряда. Отмечается, что русский [i] характеризуется «недовыполнением артикуляции» (более широкий, чем англ., нем.) – проявление некоторой лености русской артикуляции. Выделяется два основных аллофона [е]: открытый (как в слове «этот»), и более распространенный, следующий за мягким согласным, более закрытый и более продвинутый вперед (как в слове «белый»): Об [о] сказано, что его основной аллофон –неоднородный звук: начинается как [u], затем звучит [о], а затем неогубленный звук, похожий на [а]. Столь же неоднороден [y] – начинается как задний, а заканчивается как передний. Чаще всего (и у Б.И.Осипова в том числе) его записывают в средний ряд (делают это условно, «с оглядкой» на фонологические свойства: он отличается от u и от i только рядом, и при этом все три гласных различают слова: см: буквы и, ы, у). По сути, Л.В. Бондарко права: если речь идет об артикуляционной классификации звуков, то надо фиксировать именно положение артикуляционных органов, а не демонстрировать системные связи.

Обратим внимание: в предложенные классификации вошли главным образом основные аллофоны и некоторые комбинаторные.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.