Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добавленная стоимость не тождественна прибыли




Бюджетная ответственность

В отличие от налогового законодательства данная глава БК РФ построена по другой системе.

В НК РФ налоговая ответственность – это особый вид ответственности (НК содержит элементы). В БК не закреплено общее понятие бюджетных учреждений, нет понятия вины, нет перечней отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, нет понятия деликтоспособности.

Конкретные составы БК РФ об отдельных видах правонарушений носят бланкетный (отсылочный) характер.

Когда речь идёт о специфических бюджетных санкциях, следует отметить, что они имеют специфический имущественный характер.

Блокировка расходов – по сути является имущественным ограничением, также как и начисляемые проценты за нецелевое расходование бюджетных средств (ориентиром для начисления процентов выступает ставка рефинансирования Центрального Банка РФ).

В БК РФ установлен бесспорный порядок взыскания каких-либо санкций с нарушителей бюджетного законодательства (в отличие от НК РФ, где налоговые санкции как с физических лиц, так и с организаций могут взыскиваться только в судебном порядке).

БК РФ детально не регулирует процедурную часть, связанную с наложением ответственности.

 

Внешне похожи, так как добавленная стоимость – то, что приросло в руках торговца, но прирастает не только прибыль.

Добавленная стоимость – тот прирост стоимости товара, который формируется на данной конкретной стадии производства или обращения.

Например, предприниматель хочет произвести товар и продать его.

- Для производства своего товара он покупает сырье (Т1),

- далее оно обрабатывается руками рабочих, работающих за заработную плату (Т1 + (ЗП + Соц. платежи), далее амортизация основных средств (она включается в добавленную стоимость с оговорками так как мы смотрим, что из основного средства влияет на производство), + % за пользование капиталом + прибыль. = Добавленная стоимость.

Если мы купили сырье, это ясно. Если купили станок, то чем он хуже сырья? Также ценность, также для производства (только постепенно переносит стоимость на выпускаемый товар. Потому амортизацию одни экономисты говорят, что она не включается в добавленную стоимость, а другие говорят, что она на стороне исходных товаров.

Если в добавленную стоимость будет включаться амортизация, то предприниматель, покупая станок, то он всю сумму будет перетаскивать на издержки. И постепенно переложил бы сумму на покупателя.

Если говорят, что станки это сырье, то в руках каждого из предпринимателей, эти суммы не включаются в облагаемую долю создаваемой стоимости и не перелагаются затем на потребителей.

Вывод – амортизация как компонент добавленной стоимости под вопросом.

 

 

Как считается добавленная стоимость?

Есть два метода подсчета добавленной стоимости, из которых потом вырастает 4 метода налогообложения НДС.

1 метод: расчет добавленной стоимости прямым бухгалтерским способом (когда с калькулятором, считают по данным счетов бухгалтерского учета, вычисляем – в проданном товаре сколько приходится на зарплату, на сырье, етс). Раскладывается цена произведенного товара на стоимость исходных товаров и на добавленную стоимость.

Если же покупается множество сырья, етс, и огромный ассортимент товаров, то посчитать сложно.

Потому благодаря математике ввели новый способ

2 метод: косвенный метод. Надо из цены товаров проданных вычесть цену исходных товаров (сырье, материалы). Искомая разница будет добавленной стоимости. Не надо будет думать, сколько рабочие трудились, етс. Смотрят сколько купили исходных товаров и сколько продали – разница будет соответствовать примерно Добавленной стоимости (так как часть произведенных могли не продать).

 

3. Инвойсный метод налогообложения.

В целом, возможны 4 метода налогообложения. Если не следить за тем, как НДС работает, то может показаться что этот налог весьма странный.

Первый метод – прямой аддитивный. Берется ДС считается прямым бухгалтерским учетом, и на нее умножается ставка. ДС считается сложным прямым бухгалтерским способом (по данным счетов бухгалтерского учета).

Н = С х (ЗП + СП + % + П).

 

Второй метод – косвенный аддитивный метод. В этом случае ставка применяется к каждому компоненту добавленной стоимости отдельно. По данным бухучета определяется каждый компонент добавленной стоимости и умножается на ставку.

Н = С х ЗП + С х СП + …

Он позволяет применять разные ставки к разным компонентам добавленной стоимости. Следовательно, иногда это выгодно для налоговой экономии.

Например, книги, в тираже 100 наименований, по каждой книге калькулируется стоимость, и понять сколько чего в добавленной стоимости.

 

На практике первые два метода почти не используются.

 

Третий метод – метод вычитания. Он основан на использовании возможности посчитать ДС как усреднено в целом косвенным способом. Ставка умножается на ДС, посчитанную не прямо, а косвенно (из цены проданных товаров вычитается цена исходных товаров за один период).

 

Четвертый метод – метод косвенного вычитания. Самый простой метод, другое название «инвойсный»).

В этом случае на ставку умножается вот что.

В основе подсчет ДС косвенным способом, ДС = цена проданного товара, и мы продаем товары покупателям по цене, увеличенной на сумму налога, и автоматически Н = С х Ц (Т), где Ц (Т) – цена проданного товара.

Но мы вычитаем ставку на товары исходные.

Таким образом, Н = С х Ц(Т) – С х Ц (Т1). Эта разница примерно соответствует величине добавленной стоимости.

Раньше заставляли считать так, чтобы было полностью, для расчета смотрели все те товары, которые в самом деле использовались в производстве.

Проблема метода в том, что если предприятие работает равномерно, то хорошо. Но если предприятие закупила много сырья сразу, то получается, что часть формулы с исходными товарами очень большая, и к вычету налога больше, чем мы собрали от покупателей, получается отрицательная сумма НДС и он начинает возвращаться из бюджета.

Так как мы через поставщиков – авансировали бюджет, заплатив в бюджет НДС через поставщиков, которые его предъявили.

Льгота кстати, дается потребителю, а не производителю, следовательно, налогоплательщику не разрешают делать льготы.

Рассмотрим НДС через таблицу (с условными данными):

 

Стадия производства Цена покупки НДС, уплачиваемый при покупке Цена товара при продаже НДС при продаже НДС к уплате в бюджет
Производство сырья 0 (условно)     20 (т.к. ставка 20 %) Платит покупатель.  
Переработка сырья – производство товара.       40 (покупатель платит 240) 40 – 20 = 20
Оптовая торговля.       60 (покупатель платит – 360) 60 – 40 = 20
Розница.         80 (потребитель платит – 480)  
Конечный потребитель.            

 

Если не смогли продать товар, и получили убыток, то добавленная стоимость отрицательная, Следовательно, налог возвращается из бюджета.

Если экспорт – то ставка – 0 %, это значит, что если оптовики будут продавать товар на экспорт по цене 300 (например), а ставка 0, то значит, что НДС при продаже – 0, из нуля вычитает уплаченные 40 у экспортера образуется отрицательная сумма налога, которая возмещается из бюджета. Государство при этом не в накладе, так как налог с потребителя берет то государство, в котором находится потребитель. Следовательно, экспортер никогда не платит налога, а все время берет из бюджета.

Потому в ФНС мошенники часто придумывали, что они на экспорт продавали, а вычеты брать удавалось.

Таких схем было много, потому экспортеров часто проверяют, реальное существование товара, экспорт, иногда экспортеры год и более не могут вернуть, так как мошенники своими действиями создали презумпцию в ФНС, что на деле никакой сделки экспортной не было.

Единственный первичный документ, подтверждающий право – счет-фактура, документ, на основании которого к государству потом будет предъявляться требование о вычете.

Счет-фактура должен четко содержать все реквизиты, очень формальный документ.

 

4. Объект НДС.

Объектом НДС являются те факты, которые запускают механизм исчисления и уплаты налога.

· Реализация товаров, работ, услуг. Реализация на территории РФ (налог территориальный). Действует принцип страны назначения (НДС взимается в стране, где потребитель). Статья 39 НК РФ – определение реализации (термин создан в целях налогообложения, т.к. реализация иногда образуется и без сделки. Вопрос – является ли реализацией хищение?). Иногда ситуация выглядит как реализация, но не является таковой по экономической сути→статья 39 предусматривает исключения, чтобы привезти к экономической сути налога. Среди них:

- обращение денег;

- имущество, достающиеся правопреемникам юридического лица (товар не поступает в оборот);

- передача товаров инвестиционного характера (нет цели продать), например, имущество в качестве вклада в уставной капитал.

Это реализация должна состояться на территории РФ. Территориальность всех НДС реализуется принципом страны назначения→ставка НДС на экспорт с территории РФ 0%. При реализации товара за рубежом на него будет изначально возникать зарубежный НДС.

Реализация работ и услуг – менее материальны, чем товары. Правила в статье 148 прописаны казуалистическим способом, но там так же действует принцип страны назначения.

1. Если реализация связанна с недвижимостью, то в стране, где находится недвижимость;

2. Для услуг, связанным с движимым имуществом – оказывается там, где в данный момент находится имущество;

3. Услуги в сфере культуры, образования, туризма, отдыха и т.д. – в месте оказания услуги (исключения из принципа страны назначения, например, экскурсии);

4. Если покупатель услуги осуществляет деятельность на территории РФ, то и услуга считается оказанной в РФ;

5. Прочие услуги – там, где находится их продавец;

6. Для вспомогательных услуг – НДС возникает там, где оказана основная услуга.

 

· Ввоз товаров на таможенную территория РФ. Объекта в классическом понимании нет, это искусственная конструкция для уравнивания цен на товары. НДС по товарам на экспорт – 0% (для того, то бы товар не приходил на границу с иностранным НДС);

· Реализация товаров для собственных нужд. Является объектом НДС, если расходы по производству таких товаров не учитываются для целей налогообложения прибыли, либо, если организация выполняет строительно-монтажные работы для собственного потребления. Ситуация, когда продавец и потребитель совпадают в одном лице, т.е. сам себе выписывает счет-фактуру. Конструкция создана для равномерного учета и стабильности системы законодательства; норма «за» налогоплательщика.

5. Субъекты НДС.

Основные субъекты:

· Юридические лица;

· Индивидуальные предприниматели;

· Признанные налогоплательщиками при перемещении товаров через таможенную границу (льготы и исключения из общего правила в ТК РФ).

 

Освобождение от обязанности субъектов НДС – попытки сохранить остатки малого бизнеса. Статья 145 НК РФ – не всегда освобождение дает тот эффект, на который рассчитывает законодатель. Носителям налогового бремени жизнь не улучшается→двойственная природа льгот по НДС, т.к. адресованы либо продавцу (увеличивают прибыль) или носителю налогового бремени (уменьшение косвенного налога).

Для малого бизнеса возможность перейти на УСН, ЕНВД (объем выручки за 3 календарных месяца не более 2 млд. руб.).

Как только лицо реализует товар без НДС на законном основании, он прерывает цепочку возмещения→в бизнесе с «упрощенцами» работать не выгодно. Переход на УСН используют как вариант мошенничества (фактически на УСН, а сами выписывают счет-фактуры).

 

6. Льготы по НДС и их подобия.

Статья 149 НК РФ, «которая гласит, что сначала медицинские, а потом ритуальные услуги не облагаются НДС». Между льгота и вычетами нельзя поставить знак равенства. Не дать вычет – значит превратить НДС в прямой налог с коммулятивным эффектом. Не предоставить вычет, значит взять налог со всей цены, а не с добавленной стоимости.

Пониженные ставки можно считать льготами, но они адресованы не налогоплательщику, а носителю налогового бремени→не может самостоятельно выбирать ставки.

Освобождения (статья 145): вопрос льгота или не льгота. По эффекту похожа, но фактически способ определения круга субъектов по НДС.

Льготы:

· Оборот ценных бумаг (обращаются вообще без налога);

Законодатель в ряде случаев разрешает от льгот отказаться, т.к. зачастую это невыгодно.

 

7. Ставка НДС.

Базовая ставка – 18%; пониженная – 10%; для экспорта – 0%. Пониженные ставки для компенсации регрессивного характера косвенных налогов. Применяются к тем товарам, которые нужны для поддержания жизнедеятельности. Чем более бедный человек, тем выше затраты на потребление, т.е. больше часть косвенных налогов.

Лекция 6. Государственный кредит.

1. Понятие государственного и муниципального кредита.

В обычных условиях под кредитными отношениями понимают отношения, в которых субъект – кредитор, привлекает денежные средства, потом выдает на возвратной возмездной основе. Т.е. банк привлекает средства вкладчиков и выдает их потом другим.

Государственный кредит такой же, но наоборот. Государственный кредит именуется так – по названию заемщика.

За этим стоит глубокий смысл – такое название указывает на верховенство заемщика (а не кредитора, как в первом случае). Зарабатывают на этом по-прежнему кредиторы (частные), но государство здесь главная фигура.

В целом, государство может быть и кредитором, есть кредит с участием государства (т.е. оно предоставляет деньги на время и за плату).

Следовательно, есть 2 случая:

1) Бюджетные кредиты – где государство говорит «у меня есть деньги» и выступает кредитором. Иногда это делают для поддержки экспортеров, или другим государствам, или предоставлять кредиты из бюджета банкам для борьбы с кризисом.

Выдача бюджетных кредитов – это ничтожная часть бюджетных операций, так как государство это не банк.

Как правило, государство не зарабатывает на кредите, следовательно, не большая разница с ассигнованиями. Однако бывают случаи, что бюджетные кредиты возвращаются.

2) Государственный кредит – это те отношения, где государство выступает заемщиком.

Это серьезная вещь, сопоставимая по значимости с налогами (в сфере бюджетных операций). И это естественная и присущая государству форма привлечения средств (мобилизации денежных средств в бюджет).

По сравнению с банковским (частным кредитом) есть особенности:

- Верховенство заемщика – главная особенность.

- Публично-правовой характер отношений. Внешне кажется, что государственный кредит – это гражданско-правовой институт, так как воспринимается весь инструментарий частных кредитных отношений. Но, так как верховенство заемщика – то это определяет: на каких условиях, он желает привлечь средства и заемщик обладает всей полнотой публичной власти, которую он может применить к своим кредиторам.

Если частная компания выпустит облигации, то у заемщика никаких преимуществ перед кредиторами нет, наоборот, кредиторы будут решать – покупать ли им облигации, нравится ли им доходность, етс. Заемщик будет угадывать рынок, изучать требования кредиторов.

С государством может произойти по другому – государство может первоначально использовать хорошие условия кредита, и использовать верховенство потом. Бывает, что государство пользуется верховенством сразу.

- В нормальной обстановке – это добровольный институт (ч. 4 ст. 75 КРФ). Нельзя брать деньги насильно, пусть даже и под обещание вернуть. Но добровольность не признак государственного кредита, это требование к нему (как и с налогами). Если государство заставляет дать ему кредит, то это остается государственный кредит, просто это будет незаконный государственный кредит. Следовательно, добровольность – это требование (конституционное).

Первоначально государство не прибегало к насильственным заимствованиям. Первые заимствования были в 1769 году и форма была использована – выпуск облигаций (евробандов), размещались с помощью банкиров из Голландии. Внешние заимствования с помощью облигаций, которые ныне бы могли быть названы еврооблигации.

Впервые принудительные заимствования были в 1917 году – при Керенском. Вначале был размещен займ свободы (добровольный), то попробовали разместить обязательные для покупки предприятием облигации займов, но займ организовать не успели, он остался на бумаге.

Как только в стране стало возможно что-то заимствовать (в 1922 году, когда деньги появились), то появились первые принудительные государственные займы. Предприятия были обязаны покупать определенное количество, а граждане первоначально добровольно покупали, а потом уже принудительно. В 1930-е годы была принудительность в момент размещения (сложилось понятие подписки на займ, т.е. по мере выпуска – лица на предприятии подписывали в бухгалтерии, «добровольно-принудительно» подписку на займ).

Подписка с формальной точки зрения выглядела как добровольное дело, но с практической точки зрения, человек, который не хотел подписываться, мог получить анти-советскую статью и 10 лет лагерей.

«Добровольность при размещении» была дополнена также тем. Что займы были выигрышными. Выигрышные облигации погашались, большая часть подвергалась конверсии, это значит, что лицо, купившее облигацию, которая погашается на 5 лет через 5 лет узнавало, что его облигация конвертируется в облигацию со сроком 10 лет и более низкими процентами.

Для обмена надо было старую облигацию принести и поменять на новую облигацию. Так как срок устанавливался короткий, примерно 20-25 % облигаций вовремя не предъявлялись и просто терялись.

Первое время большевистские облигации можно было продавать (т.е. что куплено предприятиями), но потом эту лавочку прикрыли.

Такая история длилась до 1957 года (1922 – 1957), самый жестокий вариант конверсии был в 1948 году – когда облигации менялись на новые по курсу 1 новая облигация за счет 3 старых.

Следовательно, традиционно большой акцент дается на публичный характер – так как советское прошлое это показало.

Недавний пример – 1998 год, государство тогда «доигралось» на государственных краткосрочных облигациях. По ним объявлялась высокая доходность, которую можно было обеспечить только за счет того, что облигации такие никогда не погашались. Смысл был в том, что для того, чтобы погасить первые облигации, надо было выпускать новые облигации.
И так как выпускают все больше и больше, то и средств получают все больше и больше. Не надо отвлекать живые деньги из бюджета, так как люди удовлетворяются новыми конверсионными деньгами, а количество кредиторов растет.

Потом произошел обвал рынка ГКО, который похоронил финансовую систему Страны. Тогда была произведена принудительная конверсия краткосрочных в долгосрочные обязательства.

Выплаты по конверсионным были до 2005 года.

Резюме: в учебниках под государственным кредитом часто смешивают принципиально разные явления – бюджетного кредита и государственного кредита.

Институт финансового права, объединяющий нормы, регулирующие привлечение публично-правовыми субъектами временно свободных денежных средств на началах добровольности, срочности, возмездности и возвратности, в целях покрытия бюджетного дефицита и финансирования бюджетных расходов.

Есть мнение, что срочность и возвратность – это не обязательные признаки.

Орлов говорил четко – что государство, когда заимствует средство не должно их возвращать, это значило что облигации должны быть бессрочными. Расчет на то, что кредитор даст государству деньги, фиксированный стабильный доход. Т.е. человек однажды ссудив деньги – мог получать бесконечные проценты, а если нужные деньги, то можно их продать на бирже или банку. НА практике такие бессрочные бумаги – не прижились, так как ситуация меняется (экономическая). Следовательно, тот случай когда на срочности и возвратности оспаривали.

В истории с ГКО была попытка запустить механизм, когда государство не расходует средства на выплаты основного долга за счет замены старого выпуска на новые. И пока кредиторы верят государству, они охотно меняли старые на новые и получали свою ренту. Ровно по такой модели живут США – у них колоссальный долг, который постоянно конвертируется. Он нарастает и до сих пор доверие кредиторов есть.

Есть также еще один инструмент кредита – инфляция. Т.е. если США видят, что у них очень большая сумма долга, у них нет разницы к тому же между внутренним и внешним долгом (так как валюта – одна). Следовательно, как только США запустят инфляцию – то сразу долг «сжигается». Следовательно, инфляция решает долговые обязательства, если они в ее валюте.

 

*В учебниках советского финансового права написано, что к государственному кредиту относится еще и сберегательное дело, в наше время это не так. Идея была в том, что через сберкассы государство изымало последние свободные остатки денежных средств населения. Смысл был в том, что если человеку несмотря на низкую зарплату, облигации обязательные, удавалось сохранить деньги, то эти деньги все равно сохранялись. Сберкасса – это было одно юридическое лицо, граждане клали деньги на кассу, сберкасса брала деньги в кредит у гражданина. Заимствованные деньги у граждан передавались в бюджет (или госбанк) и направлялись на финансирование экономики.

Резерв средств составлял 3 % от привлеченных депозитов (для нынешних банков это нереально). Т.е. надеялись, что граждане не ломанутся за вкладами. Когда граждане ломанулись – вклады были заморожены.

В современной ситуации – банки сами по себе, государство само по себе.

 

*Заимствования ЦБ – это не государственный кредит.

Центральный банк также является государственным учреждением и может заимствовать средства, но его заимствования не направлены на покрытие бюджетного дефицита – его цель особая:

Стерилизовать денежную массу, т.е. он если видит, что рублей слишком много, может выпустить рублевые облигации и изъять лишнюю денежную массу. Заимствование для него – это не инструмент пополнения его активов, а средство денежной-кредитной политики.

Хотя он вполне себе публичный субъект.

 

2. Государственный кредит в системе поступлений средств бюджета.

Государственный кредит – второй инструмент пополнения бюджета после налогов.

У него есть плюсы и минусы по сравнению с налогами.

Где государство берет деньги? Налоги, государственный кредит, приватизация (если есть чего продавать), эмиссия (простое печатание денег – средство полуцивилизованное).

Налоги и займы из этого – всегда под рукой.

Плюсы по сравнению с налогами. США очень широко используют государственный кредит.

- Государство аккумулирует временно свободные денежные средства. Налоги этим и отличаются, что когда изымаются налоги – никто не спрашивает – изымается необходимое или излишнее. Трудно финансовым властям рассчитать – какую долю они изымают (избыток или долю на воспроизводство капитала). Налоги могут подорвать источники для расширенного воспроизводства, а могут «съесть» и сам капитал. Потому искусство в том, чтобы нащупать – что у компании надо изымать, чтобы они не убегали в оффшор и не загибались.

Государственный кредит – он позволяет изымать сугубо свободные средства (т.е. компания заработала, но пока не хочет ввязываться в крупные проекты, инфляция ест деньги, следовательно, деньги кладут государству, которое считается заемщиком, который никогда не разорится, на чем государство играет и всегда находит кредиторов).

Государство может допустить временный дефолт, исключение – когда государство отказалось – это СССР, которое отказалось. И до сих пор облигации Российской империи держат на Западе в надежде возвращения.

Потому считается, что по государственным заимствованиям – минимальный риск, но и маленькая надежная доходность.

- Государственный кредит может позволить субъектам экономики – заработать (в случае возвращения кредита).

- Ввести при надобности экстраординарный налог – невозможно, например, СССР вступил в войну в 1941 году, расходы возросли в сотни раз. Налоги повышать нельзя, так как население истощено и нет источника для повышения налогов. В такой ситуации решают проблему с помощью займов, собирая большие суммы займами.

Внешний займ также был «ленд-лиз», когда США поставляло технику и т.п.

 

Минусы государственного кредита (делают их менее привлекательными по сравнению с налогами).

- Поступление носит временный характер. Если государство привлекает доход в виде займов, то надо искать источник погашения займа. А этот источник один – налоги, государство не бизнес – оно не создает добавочной стоимости. Бывают ситуации, когда государство привлекает инвестиции, но это очень редко. Как только государство превращается в хозяйствующего субъекта, то это влечет к стагнации. Государство было бизнесменом когда во второй половине 19 века, государство поняло, что можно получить навар – на железных дорогах. Это исключительный случай, и нехарактерный.

Основной минус – по Карлу Марксу – что это заимствования – это налоги, перенесенные на будущие поколения. Так как платить государство эти займы будет, повышая налоги в будущем.

Потому поступления от государственного кредита не отражаются в составе государственных доходов. В СССР отражались, потому бюджетный дефицит был редко. Так как разница между налогами и расходами просто покрывалась заимствованиями. Долг рос, но все выглядело позитивно.

По современным правилам считают точнее: доходы это свои доходы (считая отдельно нефтегазовые), а дефицит – это разница между доходами и расходами. А те средства, которые привлекаются на возвратной основе – учитываются лишь как источник покрытия бюджетного дефицита, государственный кредит это способ решения временной проблемы, а настоящий источник – это налоги.

Тем не менее учет поступлений по государственному кредиту в качестве источника покрытия, означает только как способ учета, тем не менее когда дефицита нет – РФ все равно брала кредиты. Производилось это потому, что старые невыгодные обязательства менялись на новые с более выгодными условиями – государство повышало свое доверие и предлагало более долгосрочные бумаги с более низким процентом. Под эти бумаги привлекли средства и рассчитались со старыми кредиторами.

Расходы по выплате процентов – выделяются как расходы. А расходы по самому долгу – также считаются в отдельной строке – погашения бюджетного дефицита.

 

*С экономической точки зрения – НДС похож на государственный кредит. С юридической нет.

 

3. Виды государственного (муниципального) кредита.

По форме:

1. Заключение кредитных договоров и соглашений. Они могут заключаться с другими государствами, банками, международными финансовым организациями. Это нестандартная ситуация, обычно, когда невозможно выпускать облигации (например, когда к государству упало доверие).

Следовательно, и СССР и РФ успешно заимствовали у МФВ, ЕБРР, Американского агентства по иностранными инвестициям. У иностранных государств успешно заимствовал СССР, долги возникли у него, и РФ приняла (признала чужой долг).

2. Размещение государственных займов путем выпуска ценных бумаг. В этом случае операция ставится на поток, государство предлагает финансовый продукт, типовой вариант взаимоотношения. Облигации с одинаковым номиналом, сроком погашения етс. Это способ масштабного привлечения средств. Временно свободные средства, распыленные у множества субъектов, аккумулируются в бюджете на время.

На это требуется обстановка доверия к государству.

Ныне, если смотреть на структуру государственного долга – он практически полностью состоит из облигаций. Хотя вначале существования РФ – 80 % было по договорам, а не облигациям.

 

3. Бюджетные ссуды – когда заимствования производятся на другом уровне системы, например, Федеральный бюджет заимствует из бюджетов других уровней.

 

4. Государственные и муниципальные гарантии. В этом случае государство денег в бюджет не получает, отношения носят трехсторонний характер, также как с банковской гарантией. Государство берет на себя обязательство заплатить деньги за должника, если должник не выполнит своих обязательств в срок. По итогу для государство – это похоже на заимствование, когда заимствуешь – становишься обязанным вернуть деньги, а когда гарантия – то возникает условное обязательство вернуть, Условное, так как может возникнуть и может не возникнуть. Всегда презумпция возникновения обязанности.

Государственные гарантии пытались использовать в октябре 2008 года при борьбе с финансовым кризисом. Так как банки не финансировали предприятия, велик был риск, и чтобы подсластить пилюлю, решено было предоставлять гарантии, но так как механизм был обставлен бюрократией, то на практике не заработало. Слишком сложный доступ к государственным гарантиям.

 

5. Соглашения о реструктуризации, пролонгации, конверсии долговых обязательств.

Смысл их примерно один, чаще всего он заключается в том, что долговое обязательство, по которому государство должно вернуть деньги – продолжает свое действие. Реструктуризация – меняются условия (может измениться срок, размер процентов). Конверсия – это когда одни облигации меняются на совершенно другие (например, ГКО на облигации с постоянным купоном доходов (долгосрочные)), Пролонгация – меняется только срок, на который предоставлены деньги взаймы.

II. Классификация по валюте обязательств.

1. Внешние заимствования – в иностранной валюте. Для США нет разницы, так как у них все в долларах.

2. Внутренние заимствования – в родной валюте.

В финансовой практике считается, что безопаснее для государства внутренние заимствования, нормальным считается соотношение 80 % внутренних и 20 % внешних, это безопасная структура заимствования, так как государству легко управлять таким долгом. В РФ было наоборот на первых порах.

Если государство выпускает облигации, то известен агент (Минфин, или банк), известны первоначальные подписчики – конечный – неизвестен. В теории информацию возможно, но сама по себе информация ничего не даст.

Любая классификация носит условный характер, так как внешний долг иногда учитывается как облигации внутреннего валютного займа. Откуда они взялись? В 1988 году предприятиям разрешили работать на внешних рынках через Внешэкономбанк.

Потом получилось, так, что всю валюту ВЭБ отдавал государству, и выяснилось, что денег у ВЭБ нет, и обязательства его перед вкладчиками были заморожены. Чтобы как-то ввести в правовое русло, обязательства ВЭБ перед владельцами счетов были оформлены облигациями внутреннего государственного валютного займа. Они достались взамен живых денег на счетах в ВЭБ. Задолженность по этим облигациями была признана суверенным долгом РФ, хотя ВЭБ юридическое лицо. Т.е. это казус, необычная ситуация.

 

В РФ 37 миллиардов - внешний, 47 миллиардов – внутренний. Внешний потихоньку сокращается, внутренний растет очень сильно. Это не страшно, так как пока примерно 50 на 50, по идее должно быть 80 к 20, как было сказано выше. Совокупный объем долга примерно 100 миллиардов как всегда.

4. Государственный (муниципальный) долг, его виды, состав.

5. Виды государственных ценных бумаг.

 

Лекция 7. Валютное регулирование и валютный контроль.

1. Список НПА.

· Ст. 75 КРФ;

· Ст. 140 ГК РФ;

· Статьи соглашений МВФ от 22.07.1944г.;

· ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ;

· ФЗ «О Центральном банке (банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ;

· Ст. 15.25 КоАП.

 

2. Деньги и валюта.

Валюта в самом узком смысле слова – это денежные знаки иностранных государств. В литературе 19-нач. 20 вв. только такое определение и можно встретить. Но в настоящее время нужно признать его неполным и неточным. Сейчас к нему стоит прибавить еще и безналичные средства на банковских счетах, выраженные в денежных единицах иностранных государств.

Можно ли поставить знак равенства между понятиями «деньги» и «валюта»? Исходя из содержания ст. 140 ГК РФ – нет. Но это только с юридической т.з. С экономической т.з. – можно. Важно мнение Хайека (Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек— австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Премии Шведского банка по экономике в память Альфреда Нобеля 1974): деньги это не существительное, а прилагательное, т.е. определенный признак некоего актива, который наиболее удобен для организованных отношений обмена и без разницы кто эмитент. Так, например, в 18-19 вв. Российской империи расплачиваться можно было банкнотами, эмитированными негосударственными банками (по сути – облигации, ценные бумаги). С юридической т.з. четкая граница: деньги – законные средства платежа (то, что закон признает законным для расплаты на территории данного государства). КРФ – рубль.

Денежные средства иностранных государств законным средством не будут. Действуют нормы не публичного права, а гражданского. Деньги не объявляются вне закона, просто кредитор не может отказаться принять рубль в оплату долга. Даже если запреты будут сняты не превратятся в законное средство платежа, т.к. будет неудобно. Это вопрос частного права, т.к. важна стабильность гражданского оборота.

Итак: валюта – те деньги, которые обслуживают экономические отношения с иностранным элементом, а деньги – актив, который является законным средством платежа на территории определенного государства.

Бывают ситуации, когда для обеих стран в сделке валюта, которая ее обсуживает, является иностранной. Например, страны Европы часто заключают сделки в долларах – Евродоллар – т.е. валюта, которая «оторвалась» от страны-эмитента. Название традиционное, т.к. после войны лишь на территории Европы сформировался и действовал фондовый рынок. Позднее – Азия.

«Парадокс безналичного рубля» (термин Хаменушко И.В.): определение денег, данное в ФЗ «О Центральном банке» сконцентрировано на наличных деньгах, хотя в ст. 29 указанного закона расчет между юридическими лицами в наличных ограничен. Возникает ситуация, при которой законное средство платежа является таковым только в определенных пределах. С этой т.з. определение, данное в ст. 140 ГК РФ является более точным.

Любые активы, являющиеся основание международных расчетов государств ←Валюта→деньги иностранных (в узком смысле слова)

Все вместе – валютные ценности.

Наличие драгоценных металлов в деньгах – ограничение эмиссии, т.к. государство не может себе этого позволить (естественный ограничитель).

Рубль не обладает репутацией надежной валюты, нефть прост не согласятся покупать за рубли. Курс валюты может упасть за 1 день по сравнению с долларом. Платежную силу денег определяет лишь доверие им экономическим субъектам.

Если бы не было международных экономических отношений, то и обмен валют как таковой был бы не нужен. Так, например, происходит в странах с «замкнутыми валютами» (Северная Корея, СССР).

3. Виды валют.

Валюты бывают:

· Конвертируемые;

· Неконвертируемые.

Деление основывается на экономических (никому не нужны «экзотические» валюты, нет инфраструктуры обмена) и юридических (рубль в СССР) причинах.

С т.з. соглашения МВФ юридическая разница именно в ограничении: если национальная валюта без ограничения внутри страны-эмитента свободно обменивает для целей совершения текущей валютной операции, то она является свободно-конвертируемой.

Текущие валютные операции:

1. Международные торговые операции;

2. Международные неторговые операции.

Рубль является свободно конвертируемой валютой с 1992г. (с юридической т.з., экономисты – другой взгляд, рубль до сих пор не свободно конвертируем).

Различать законы: ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992г. И ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003г. Это разные законы!!! Одинаковое только название. В них заложен принципиально-другие положения: в старом законе был заложен разрешительный принцип (более мягкое действие), сейчас – прямо противоположный.

В зависимости от эмитента валюты подразделяются на:

1. Национальные;

2. Иностранные (если резидент оперирует иностранными валютами; критерии валютного резидентства – Закон № 176-ФЗ).

Коллективная валюта – валюта, которая эмитируется либо объединением государств, либо вообще не государством, а иным публичным образованием.

Примеры коллективных валют:

1. Ганзейский союз (15 в.) - Первой и наиболее известной попыткой создания общей денежной системы можно назвать Ганзейский союз – политический и торговый союз прибалтийских городов в XIII-XVI веках. В разное время в него входило от 70 до 170 субъектов. В 1379 г. был заключен монетный союз, в рамках которого чеканились деньги единого образца (зекслинги, драйлинги и другие), принимавшиеся в главных ганзейских городах Любеке, Гамбурге, Ростоке, Кельне, по всей Скандинавии, а также в Новгороде и Пскове. Члены союза контролировали объем и порядок обращения денег на территории Ганзы. Эта система просуществовала несколько десятилетий и распалась, как и само Ганзейское объединение;

2. В СССР – специальные права заимствования;

3. SPR – коллективная валюта МВФ;

4. Евро, которое эмитируется европейских центральным банком. Предшествовало экю – не предназначалась для расчета между юридическими лицами, только между государствами.

5. Частные валюты – локальное явление (практикуется в США).

Важно запомнить:

1. Наличие национальной валюты не является атрибутом государства! (многие латиноамериканские государства, не сумев обуздать инфляцию, признали доллар США своей национальной валютой);

2. Наличие национальной валюты не является признаком государственного суверенитета (это не конституционно-правовой вопрос), пример – еврозал (при переходе на европейский евро ни одна страна не потеряла свой суверенитет);

3. Если государство лишается национальной валюты, то оно лишается возможности реализовывать исполнительную власть в денежно-кредитной сфере, именно поэтому мало кто на это идет.

 

4. Цель и задачи валютного регулирования.

Государство желает сохранить свою национальную валюту

Основная цель – защита национальной валюты от конкуренции со стороны других эмитентов. Валютное регулирование не нужно, если валюта эту конкуренцию итак выигрывает (США).

Европейские страны – актуальны меры валютного регулирования экономического характера, но нет мер юридического характера. Однако, многие европейские страны отказ от юридического валютного регулирования позволили себе не сразу (Италия, Греция – кон. 70-х гг. 20 в.). После Второй мировой войны похожа на систему, которая существовала в РФ в 90-е гг. Опят Европы и был взят за образец в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992г.

Валютное регулирование:

1. Экономические меры (валютная интервенция: создание Центральным банком страны-эмитента искусственного спроса на национальную валюту, например, путем выкупа денег; но вообще – это не дело юриспруденции и мы знать не обязаны J);

2. Административные меры: валютные ограничения и валютный контроль.

Экономическое валютное регулирование в той или иной мере осуществляется во всех странах мира (то, что говорят США в прессе – скорее реклама доллара, а не истина). А в юридическом смысле есть не везде. Жестокое валютное регулирование – Китай, мягкое – др. страны юго-восточной Азии.

Валютных ограничений может не быть. Сейчас валютный контроль случит скорее для борьбы с легализацией «грязных» денег и трансформируется в валютный мониторинг.

5. Валютные операции. Понятие и виды.

 

Классификация представлена в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютные операции – фактические действия и сделки в отношении валюты и валютных ценностей указанных в законе и подлежащих валютному регулированию для целей защиты национальной валюты.

 

2 критерия:

· Формальный (валютные операции – то, что в качестве таковых записано в законе);

· Материальный (те операции, которые подлежат валютному регулированию).

Например, пересчет валюты – фактические действия, но по сути не является валютной операцией (решение ФАС Дальневосточного округа).

 

….

Определение валютных операций дано в законе: не только сделки, но и фактические действия.

Классификация по субъектному составу.

По сути:

· Операции движения капитала (ввоз/вывоз);

· Текущие валютные операции;

· Валютные операции внутри страны.

Первые 2 – трансграничные. Совершенно по-разному влияют на платежный баланс. Данную классификацию использовал старый закон на 2/3 (не были упомянуты операции внутри страны).

Операции движения капитала – безэквивалентный характер (с экономической т.з.). Смена + сальдо на -. Спекулятивный капитал априори опасен. Уходит туда, где безопаснее работать.

Если операция текущая (торговая) она по определению эквивалентная. Операции балансируют друг друга и в большинстве случаев сводятся к 0 сальдо баланса.

Соглашение МВФ: страны могут ограничивать операции движения валютного капитала, а текущие операции ограничивать не могут (чисто юридически ограничения возможны)….

Операции внутри станы стоят особняком, т.к. у них другие задачи: не допустить вытеснения из обращения национальной валюты. Запреты могут оказываться устойчивее и жестче. В РФ данный запрет сохраняется до сих пор.

 

6. Валютное регулирование как особый правовой режим.

Всего 3 режима совершения валютных операций:

· Свободное совершение валютных операций;

· Валютная монополия;

· Валютное регулирование («золотая середина»).

Свободное совершение валютных операций – сохранение только мер валютного контроля, который трансформируется в меры по борьбе с легализаций «грязных» денег.

Валютная монополия – ограничение количества субъектов (только государства и уполномоченные им органы). Например, система распределения фондов в СССР (неэффективная, но стабильная).

Валютное регулирование – не ограничен субъектный состав валютных операций. Такой правовой режим, при котором круг субъектов не ограничен, однако установлены отдельные валютные ограничения и меры контроля.

Субъекты делятся на резидентов и нерезидентов – различный круг прав и обязанностей. Валютное резидентство конструируется иначе, чем налоговое (183 дня не имеют никакого значения, критерии в законе – постоянно проживающие на территории РФ). Допущение на практике, что если человек является гражданином РФ, то является резидентом, пока не доказано иное. У иностранных граждан – видна жительство. Иногда бывает удобнее доказать свое нерезидентство. Для юридических лиц больше сходства: компании созданные и зарегистрированные по российскому законодательству, а так же филиалы и представительства российских компаний за рубежом подпадают под действие законодательства РФ.

 

Рубль в руках нерезидента превращается в валюту. Государство может ограничивать операции, связанные с вывозом капитала нерезидентами. Т.е. можно столкнуться с валютной операцией, не подозревая об этом.

 

Государственные органы - особый вид субъектов (могут свободно совершать валютные операции, не подпадают под ограничения). Но это исключение из правил.

 

7. Валютные ограничения.

По действующему законодательству не так уж и много. Валютные ограничения – установленные в целях валютного регулирования публично-правовые обременения и запреты для лиц, совершающих валютные ограничения.

Нигде не сказано, что валютные ограничения могут быть прописаны только в законе. Старый закон был более либерален. В новой ограничений меньше, но они более жестки. Сейчас: все можно, кроме тех операций, которые совершаются с ограничениями. Закон говорит, что подобные ограничения могут устанавливаться ЦБ и правительством (наиболее суровые статьи утратили силу – 7-8).

 

Все ограничения прописаны в законе (не доктринально, просто на сегодняшний день так сложилось в РФ), только порядок реализации устанавливается в подзаконных актах.

 

· Прямые запреты (запрет расчета с резидентами в иностранной валюте);

· Ограничения по суммам (перемещения через границу);

· Ограничения по срокам (ст. 19).

Менее явные: порядок совершения валютных операций (прописаны органами исполнительной власти). Не говорят, что хотят ограничить, просто для ведения учета в рамках валютного контроля, но эти меры иногда фактически становятся валютными ограничениями.

Т.о. валютные ограничения:

· Фактические;

· Юридические.

 

Система ограничений по действующему законодательству. Упрощенно их 5.

Ø Запрет валютных операций между резидентами (исключения прописаны в законе);

Ø Запрет совершения валютных операций резидентами минуя уполномоченные банки. Российский резидент не может купить иностранную валюту у зарубежного партнера напрямую, только через банк. Исключения: с использованием иностранных зарубежных счетов (если он открыт в установленном законе порядке);

Ø Особый режим счетов резидентов в банках за рубежом. Открытие с уведомлением налоговых органов, юридические лица предоставляют отчетность по остаткам на них; определенные ограничения на использованию средств на счетах. Исключения прописаны в законе.

Ø Ограничения на ввоз/вывоз иностранной валюты (налички), валютных ценностей в виде ценных бумаг. У нас отношение к налички боле либеральное, чем за рубежом. В США тот, у кого есть хоть какая-либо наличка – потенциальный преступник.

Ø Требование репатриации валютной выручки от внешнеторговой деятельности. + обязательная продажа валютной выручки (было раньше, сейчас из закона исключено). Раньше от 100% до 20%. Это ограничения на текущие валютные операции международной торговли. Законодатель говорит о любой выручке, не важно, иностранная она или национальная. Срок – прописан в контракте. Если срок в контракте меняется задним числом – переквалификация по КоАПу – штраф за нарушение порядка учета много меньше.

 

8. Валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль – вид финансового контроля, но очень своеобразный. Задача обеспечения законности на втором месте, главное – обеспечение обратной связи в валютном регулировании. Государство хочет знать насколько эффективны его меры валютной политики + сбор информации для платежного баланса страны.

 

Методы валютного контроля:

· Наблюдение;

· Проверка (организация похожа на налоговые проверки).

Наблюдение – характерна для валютного контроля; получение на повседневной основе информации о валютных операциях. Именно для нее установлены всевозможные формы учета и отчетности. Это текущий контроль. Смысл в сборе информации. В т.ч. помогает не допускать некоторых незаконных операций: уполномоченный банк может отказать, т.е. автоматически приостановить операцию.

 

Субъекты валютного контроля:

· Органы валютного контроля – те субъекты, которые могут как выявлять нарушения, так и применять меры административной ответственности. Могут проводить проверки.

Ø ЦБ – сбор информации, следит за соблюдением валютного законодательства уполномоченными банками;

Ø РосФинНадзор – контроль за всем остальным. Проверки выборочные (небольшой штат сотрудников);

· Правительство – функции координации деятельности всех остальных субъектов;

· Агенты валютного контроля – задача сбор информации о валютных операциях, составление протоколов в случае нарушения и выявления нарушений. Не имеют права применять санкции.

Ø Уполномоченные банки (сложилось исторически, т.к. могут заниматься этим в силу своих функций);

Ø Таможенные и налоговые органы (и те и другие видят информацию о валютных операциях, но это не является их прямой, единственной и основной обязанностью, т.н. попутная деятельность. Функции – составление протокола и передача его в РосФинНадзор). Могут проводить проверки (неналоговые – нормы НК и КоАПа не распространяются);

Ø Внешэкономбанк – не подпадает под действие закона «О банках и банковской деятельности», государственная корпорация, поэтому в списке агентов прописан отдельно;

Ø Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.