Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наложение куполов

В парижской часовне Визитации Мансар применяет два новых световых решения. В ризнице он использует потолочный свет, чей источник из нефа не виден. Над самим нефом водружены два купола и колоколенка, которая резко контрастирует с темной зоной, образованной верхним куполом.

Несомненно, Мансару первому пришла в голову мысль наложить друг на друга два купола с отверстиями в центре и использовать для их освещения скрытые от взгляда боковые проемы. В часовне Визитации это решение находится еще в зачаточном состоянии и встречается вновь в проектах Мансара для мавзолея Бурбонов в Сен-Дени. Затем Жюль Ардуэн-Мансар использует его в часовне собора Инвалидов, а Кристофер Рен в лондонском соборе Святого Павла. В те же годы Борромини создает образец наложения противоположных структур в церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане: ромбовидный план, крестовидные паруса свода, овальный купол. Вслед за тем Гварини приступает к нагромождению типовых элементов. Структуры традиционных форм — парусов свода, цилиндрических оснований колонн, куполов и колоколенок — парадоксальным образом искривляются, их пропорции нарушаются и взаимодействуют, оказывая искажающее влияние друг на друга.

Паруса свода опираются на пустоту, барабаны куполов уменьшаются, купола раскрываются на манер барабанов, колоколенки раздуваются на манер купола. После 1730 г. туринский архитектор Бернардо Виттоне синтезирует все эти приемы в одно целое. Используя всю гамму возможностей (потолочные отверстия, наложение куполов, дематериализация сводов) и сочетая их с каркасными структурами, он удваивает не только перегородки, но и кровли — в результате его церкви становятся настоящими оптическими камерами, призванными удержать и усилить свет.

В Италии архитекторы гораздо дальше продвинулись в экспериментах с купольными отверстиями. В Центральной Европе будут охотно заимствовать идеи Гварини относительно опор и сводов, но его звездообразные композиции (купол Сан-Лоренцо в Турине) не найдут там никакого отклика. Купола Гварини, подобно куполу Борромини в церкви Сант Иво де Сапиенциа в Риме, могут быть восприняты как игра линий и света, даже если в их конструктивных принципах нет ничего общего. Со светом обращаются как с пластическим материалом, который не должен раскрывать или подчеркивать детали интерьера или определенное пространство. В этом смысле Борромини и Гварини отличаются от Мансара и Бернини. Что касается Виттоне, то он наследует обе эти традиции: в Валлиното использует дематериализацию Гварини, а для церкви Сан-Бернардино в Кьери применяет систему потолочных отверстий, как в часовне Визитации Мансара.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слияние архитектуры, живописи, скульптуры | Церковный интерьер XVIII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.