Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные требования к специалисту по социальной работе

Социальная работа как профессиональная деятельность включает работу не только с клиентом, но и другими службами, учреждениями, организациями.

Стратегия профессиональной деятельности специалиста направлена на:

· оказание своевременной и квалифицированной социальной помощи,

· установление гуманных отношений в обществе,

· влияние на клиента и социальную ситуацию,

· социализацию и развитие личности.

Принципы деятельности соцработника:

1. Универсальность, практический альтруизм.

2. Сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации.

3. Относиться к клиенту как к целостной личности.

4. Вести деловые отношения с клиентом, не унижая чувство его достоинства (терпимое отношение, отсутствие осуждения помогают осознать клиенту свое достоинство, нельзя провоцировать страх быть воспринятым негативно или неточно).

5. Видеть в клиенте индивидуальность (постоянное стремление к глубокому раскрытию его личностных свойств).

6. Побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, способствовать самоопределению клиента (клиент имеет право быть свободным в выборе средств и путей решения своих проблем).

7. Соблюдать конфиденциальность (обычно выделяют две формы конфиденциальности: абсолютная – нераспространяемость информации о клиенте ни при каких условиях; относительная – соцработник может обещать действовать ответственно в рамках профессионального этического кодекса, существующих законов, программ учреждения).

8. Постоянно оценивать прогресс изменения личности клиента и социума.

Говорят о трех составляющих профессиональной деятельности специалиста: профессиональные функции, роли и качества.

Профессиональные функции специалиста по социальной работе: диагностическая, прогностическая, правозащитная, организационная, профилактическая, социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, рекламная, нравственно-гуманистическая, аналитическая, моделирующая, активационная (или анимационная), эвристическая.

Из функций вытекают следующие профессиональные роли специалиста по социальной работе:

Роль Сущность деятельности
Определитель клиента выявляет людей и группы, которые испытывают трудности или находятся в рисковой ситуации
Брокер специалист направляет клиента в соответствующие службы
Посредник, медиатор специалист находится между различными субъектами социальной работы
Адвокат специалист борется за реализацию прав человека-клиента
Менеджер информации собирает и оценивает информацию
Мобилизатор организует, активизирует индивидуальную и групповую деятельность
Учитель передает информацию, знания
Корректор поведения изменяет поведенческие стереотипы или восприятие ситуации
Консультант взаимодействует с другими специалистами или службами
Проектант сообщества, проектировщик разрабатывает программу деятельности
Оцениватель оценивает проблемы людей, групп, сообществ
Администратор управляет агентством, реализацией программы, социальной службой
Практик оказывает конкретную помощь клиенту

Основные профессиональные требования к социальному работнику.

Социальный работник должен:

· иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

· обладать достаточно высокой общей культурой, быть широко эрудированным человеком, что предполагает хорошие знания в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

· владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о жизни различных социальных групп населения;

· обладать «супервидением», т.е. предвидеть последствия своих действий;

· обладать определенной социальной приспособленностью; ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации;

· иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей; соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

· обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи, добросовестно исполнять свой долг, оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному;

· уметь принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать;

· социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего поведения. Он должен быть предан своему делу, честен и правдив.

Сфера деятельности

В зависимости от профиля, специализации местом работы специалиста по социальной работе могут быть:

· дома и микрорайоны (социальная работа на улице);

· социальные службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных заведений, вузов);

· социальные службы специализированных учреждений (домов ветеранов, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, центров занятости; исправительно-трудовых колоний и др.);

· социальные службы предприятий, организаций, учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

· службы муниципальных органов (культурно-спортивных комплексов, центров социального обслуживания населения, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям, отделений социального обслуживания на дому и др.);

· службы досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы и гостиные, парки и т.д.);

· валеологические и медицинские службы (профилактории, реабилитационные залы и комплексы, хосписы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

· частная практика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессионализм: сущность, показатели, условия становления | Сущность, факторы и профилактика эмоционального выгорания специалиста по социальной работе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.