Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, факторы и профилактика эмоционального выгорания специалиста по социальной работе

Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики

Социальная работа и социальная педагогика тесно взаимосвязаны. Если вспомнить такие определения «Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях среды» (В.Д Семенов) и «Социальная педагогика – это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является основной функцией», то можно с уверенностью сказать, что социально-педагогическое влияние возможно осуществлять в условиях различных учреждений системы социальной защиты населения (в центрах СОН, ЦСПСиД, реабилитационных центрах, домах-интернатах и т.д.).

Более того, одной из профессиональных функций специалиста по социальной работе выступает именно социально-педагогическая.

Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы прослеживается и в формулировках цели деятельности социального педагога («обеспечить социализацию, т. е процесс усвоения норм, правил, сложившихся принципов и культурных ценностей того общества, среды, в котором человек живет и развивается») и стратегии профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, которая должна быть направлена на:

· оказание своевременной и квалифицированной социальной помощи,

· установление гуманных отношений в обществе,

· влияние на клиента и социальную ситуацию,

· социализацию и развитие личности.

В связи с этим, в теории социальной работы выделяется особая «Социально-педагогическая модель».

Однако, до недав­него времени в отечественной литературе нередка была трактовка социальной работы как части социально-педагогической теории и деятельности. Никитин В.А. отрицает эту позицию: «подобная характеристика противоречит содержа­нию социальной работы, поскольку функции социальной работы шире социальной педагогики ».

Однако, сегодня на рынке труда сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников не разделяются. В частности, процитируем одно из положений должностной инструкции специалиста по социальной работе (11 – 13 разряды): «На должность специалиста по социальной работе 1 (и 2) квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее образование по специальности «Социальная работа» или «Социальная педагогика»…».


Социальная работа относится к группе профессий, представители которой в наибольшей степени подвержены риску эмоционального выгорания. В современной отечественной науке эту проблему активно исследует В.Е. Орел, которая под «психическим (эмоциональным) выгоранием» понимает состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает три основные характеристики:

1. Эмоциональную истощенность – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственно работой.

2. Деперсонализацию – циничное отношение к труду и объектам труда; бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Клиенты не воспринимаются как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к специалисту, с точки зрения соцработника, есть благо для них («так им и надо»).

3. Редукцию профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, профессиональной неэффективности.

Многие авторы рассматривают «сгорание» как комплексный феномен, который определяется взаимодействием многочисленных факторов. Развитие синдрома выгорания проявляется в изменениях поведения, эмоционального и физического состояния, мышления, отношения к окружающим людям: клиентам, коллегам и родным (Махер).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональные требования к специалисту по социальной работе | Индивидуальные (субъективные) факторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.