КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №1 Предмет, методы и функции экономики
1) Производство – основы жизни и развития человеческого общества. 2) Экономические потребности и экономические возможности (ресурсы и проблемы использования ограниченных ресурсов) 3) Собственность в системе производственных отношений (типы и формы собственности) 4) Экономическая система. Типы экономических систем. 5) Предмет, структура и функции экономики. 6) Принципы и методы экономического анализа. 7) Экономика и экономическая политика. 8) Основные этапы становления и развития экономической мысли.
Текст лекции. 1. Производство - есть процесс изготовления вещей, предметов и оказания услуг, необходимых для удовлетворения потребностей. Общественное богатство совершает некий круговорот включающий следующий фазы: Производство→Распределение→Обмен→Потребление Производство - это исходный пункт и первый признак деятельности человека и оно является начальной фазой деятельности человека. Стадии развития производства: 1) Доиндустриальная 2) Индустриальная 3) Постиндустриальная производство может быть материальным и не материальным Материальный тип создает вещественное богатство. Нематериальный тип производства создает духовные, нравственные и другие ценности. Распределение - такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные и качественные соотношения, определяются доли и объемы продукта, поступающие в потребление участником экономической деятельности. Обмен - это стадия движения общественного богатства, которое доставляет производственные продукты и услуги, а также условия производства субъектам экономической деятельности. Различают обмен деятельности в самом производстве, а также обмен продуктами на основе общественного распределения труда, и в современной экономике. Потребление - это конечный пункт и смысл производственной деятельности. Различают следующие виды воспроизводства: 1) Простое или застойное воспроизводство – это когда происходит количественное и качественное повторение производства в неизменяемых масштабах. 2) Расширенное воспроизводство – повторение в увеличенных масштабах, т.е. растет количественно и качественно, совершенствуется уровень потребления за счет потребления. 3) Затухающие воспроизводство - здесь мы наблюдаем снижение потребления. 2. Потребность - это ощущение необходимости, в чем-либо. Потребности классифицируются по различным критериям: 1) В средствах существования (еда, питье, одежда и т.д.) 2) В социально культурных средствах жизни. 3) Потребности в средствах деятельности (предметы для производства товаров услуг и т.д.) Возможны и другие классы фиксации потребностей, так по виду удовлетворения различают индивидуальные и коллективные потребности (потребности могут быть высшими и низшими) Следует отметить качества потребностей: 1) В основе пирамиды Маслоу расположены физиологические потребности 2) Потребности в безопасности (в защите от внешних врагов и преступников) 3) Потребности в социальных контактах (в дружбе, общении, любви) 4) Потребности в уважении (со стороны других людей, в самоуважении и т.д.) 5) Потребность в саморазвитии (потребности в совершенствовании возможностей человека) Ресурсы – это имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы многообразны и могут быть классифицированы: - Природные ресурсы – имеющиеся у общества запасы полезных ископаемых, естественных условий жизни среди которых различают исчерпаемте и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые (объединяются понятием ЗЕМЛЯ) - Материальные ресурсы – капитал может быть реальный (здания, оборудование) и финансовый (денежные средства, акции, облигации) объединяется понятием КАПИТАЛ. -Трудовые ресурсы - население трудоспособного возраста (объединяется понятием ТРУД) - Предпринимательство – это особый вид человеческих ресурсов, заключающихся в способности использования рационально все другие ресурсы, путем организации производства (делая это, предприниматель берет на себя риск оплачивать эти ресурсы) стремясь к получению наибольшего дохода от использования вышеуказанных факторов. Он ищет наиболее рациональные способы и технологии производства. Любой предприниматель стремиться использовать свои ресурсы эффективно. Эффективностью – называют результативность производства. Она определяется путем соотнесения затрат на производства с полученными результатами. Все указанные факторы и ресурсы производства ограничены по отношению к потребностям. Данная ограниченность может быть абсолютной и относительной. В связи с этим важно определить экономические (производственные) возможности. Под экономическими возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании имеющихся возможностей.
3. Собственность как экономическая категория – включает в себя экономические и юридические части. Экономическая часть - это система экономических отношений между людьми по поводу условий и результатов производства, возникающих в процессе производства, распределений и потребностей. Собственность в юридическом понимании – показывает, как сложившиеся имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законодательных актах устанавливаемых государством для своих граждан. Если расчленить экономическое отношение собственности, то можно выделить две его стороны: - объект собственности - субъект (собственник) Собственность реализуется, когда объект собственности приносит доход своему владельцу в виде: прибыли, налога, арендной платы. Присвоение - это экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношения к вещам как к своим. Оно возникает, когда какая то часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается. Собственник не всегда сам занимается производственной деятельностью, отдавая другим лицам, возможность употреблять его имущество на определенных условиях, тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества. Посредник получает возможность владеть и пользоваться объектом чужой собственности т.о. при определении собственности как юридической теории (конкретными формами ее организации будут: владения, пользование, распоряжение). Владение - это физическое обладание вещью (данное право охраняется законом) Владение имуществом должно иметь правовое основание (закон, договор и т.д.) Пользование – это производственное или личное потребление вещи для удовлетворения собственных потребностей. Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на определенных условиях (границы права пользования определяются законом, договором и т.д.) Распоряжение – это право изменять принадлежность имущества, которое осуществляется путем совершения сделок. Различают 2 типа собственности: -частное -общественное каждое, из которых имеет 2 типа форм. Частный тип может быть индивидуальным, корпоративным и муниципальным. Частная собственность индивидуальное присвоение условий и результатов производства, а общественное совместное присвоение. Собственность определяют как общественное устройство, так и различные формы его организации. Например, рыночное хозяйство возможно лишь в условиях частной собственности
4. Экономическая система – это совокупность прочных взаимосвязанных отношений. Различают: рыночный и нерыночный тип. К нерыночному типу относятся: - Традиционная экономическая система - базируется на отсталой технологии ручного труда и многоуладности экономики. Через традиционную систему в свое время прошло почти все человечество в настоящие время она существует в развивающихся странах. - Административно-командная система - характеризуется господством государственной формы над преобладающей частью ресурсов, централизованным планированием, управлением всей экономической жизнью общества со стороны государства с использованием административных методов. Данная экономическая система и в частности черезвучайно высокое господство государства ведет к монополизму, дифицизму, анонимности и т.д. Рыночный тип экономических систем: Рыночная система – это система свободного предпринимательства на условиях результата производства. Если в условиях командной системы вопросы о том что, как и для кого производить решает государство, то в рыночной системе определяет это рынок. При помощи таких рычагов как (цена, конкуренция, спрос, предложение) В чистом виде рыночная экономика существует как идеальная модель. Смешанная экономика - означает наличие разнообразных форм собственности. Использования индикативного планирования и прогнозирования предрешающей роли рынка, частной собственности и прибыли.
5. Предмет, структура и функции экономики. Экономика – это область специфических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления с целью удовлетворения их потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Основная проблема экономики – это разрешение противоречия между безграничными потребностями человека, которые необходимо удовлетворять и ограниченностью ресурсов. Три основных вопроса экономики: 1. Что? 2. Как? 3. И для кого производить? Что - т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном пространстве и в данное время. Как – т.е. при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги. Для кого – т.е. кто будет покупать, и оплачивать товары и услуги. Микроэкономика – анализирует и изучает поведение наименьшей хозяйственной единицы экономики (отдельные фирмы, организации, объединения) Мезоэкономика – изучает и анализирует функционирование отдельных подсистем национального хозяйства (функционирование отдельных отраслей) Макроэкономика – изучает действие всей хозяйственной системы в целом. Мегаэкономика – изучает связи поведение, законы, существующие между различными национальными хозяйствами. Экономика выполняет следующие функции: 1. Познавательная - в рамка этой функции происходит сбор, обработка и накопление отдельных факторов, способствует выявлению экономических законов тенденций развития хозяйства. 2. Критическая – позволяет выявить достижение и недостатки, как всей хозяйственной системы, так и отдельных процессов. 3. Практическая – позволяет выявить и измерить соответствие между теорией и практикой.
6. Существует следующие методы познания экономической действительности: 1. Индукция – подразумевает накопление факторов, которые затем систематизируются и выводятся некоторое обобщение. 2. Дедукция - идет от общего к частному. Экономический принцип – это выявление закономерностей в поведении субъектов мотивации их поступков в определенных экономических отношениях. 3. Допущение при прочих равных условиях, т.е. допускается, что все другие переменные остаются неизменными за исключением тех, которые рассматриваются в данный момент времени. Абстракция – процесс отбора не экономических и не относящихся к делу факторов, что позволяет игнорировать сбивающие с толку детали. Позитивная экономика или анализ – изучает фактическое состояние экономики. Нормативная экономика или анализ – это оценочное исчуждение относительно, какой должна быть экономика или какое конкретное действие можно рекомендовать, основываясь на определенной теории или экономическом отношении
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |