Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3 Механизм функционирования рынка




  1. Сущность, функции и структура рынка, инфраструктура рынка.
  2. Спрос, закон спроса, факторы влияющие на спрос.
  3. Предложение, закон предложения, факторы влияющие на предложение.
  4. Взаимодействие спроса и предложения, равновесная рыночная цена.

 

1. Рынок - это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого товарного и денежного обращения.

Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг.

Сущность рынка реализуется в выполняемых им функциях:

1) Регулирующая функция – предполагает воздействия рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения, пропорциональность в производстве и обмене между регионами и сферами национальной экономики.

2) Интегрирующая функция – состоит в соединение сферы производства, сферы потребления во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.

3) Стимулирующаяфункция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулированием научно-технического процесса с целью интенсификации производства и повышением эффективности всей экономики.

4) Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с ценностью товара для покупателя.

5) Контролирующая функция – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства, т.е. на рынке выявляются в какой мере данный товар соответствует нуждам покупателей как с этими нуждами согласуются количество и качество товаров и услуг.

6) Посредническая функция - обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

7) Информационнаяфункция – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

 

Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:

- множество независимых производителей

- множество независимых потребителей

- эквивалентный обмен по стоимости

- стихийное установление цен под воздействие спроса и предложения

- стихийное регулирование воспроизводственных пропорций

- свободная конкуренция, свободный перелив капитала.

В современных условиях рынок из саморегулирующегося превратился в регулированный, это привело к изменению субъективно-объектной структуре рынка.

Субъектно-объектная структура рынка – это система взаимоотношений между субъектами по поводу движения объектов рыночных связей.

Субъектами рыночного хозяйства являются:

1) Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, является собственником каких либо факторов производства, стремиться к удовлетворению своих потребностей, самостоятельно принимает свои решения.

2) Предприятие – это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продуктов с целью их продажи, стремиться к максимизации прибыли и самостоятельно принимает решения.

3) Банк – это финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы необходимой для нормального функционирования рынка.

4) Государство – представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для необходимости контроля над субъектами хозяйства и над рынком в целом для достижения общественных целей.

Объекты рыночного хозяйства - это товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т.д.

Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства.

 

2. Спрос - это потребность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платежеспособность покупателя). Платежеспособный спрос означает, что потребитель не только желает, но и может купить определенный товар. Платежеспособность покупателя, как правило, ограничена. И перед ним возникает постоянный выбор - как удовлетворить многообразие своих потребностей при имеющейся платежеспособности.

Спрос появляется при действии рыночного экономического закона – закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров. Это функциональная зависимость, где цена выступает аргументом, а спрос - функцией. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него, и наоборот.

Факторы, влияющие на спрос:

1) Величина дохода показывает прямую зависимость по отношению к спросу. При этом меняется и качественный состав спроса, но это отдельный вопрос.

2) Количество покупателей

3) Инфляция – обратная зависимость.

4) Инфляционные ожидания – прямая зависимость.

5) Количество товаров – субститов – прямая зависимость.

6) Прочие факторы (изменения структуры населения, мода, реклама и т.д. – переменная («мерцающая») зависимость: на одни товары спрос растет, на другие – уменьшается.

3. Предложение – это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше их цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот – чем ниже цена, тем меньше предложение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.