Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные монополии, естественные монополии, последствия монополизма рынков, факторы, ограничивающие власть монополии




Существует три основных источника монополии:

-технические соображения

- прямая или косвенная правительственная поддержка

- частный сектор

В зависимости от источника, монополии классифицируются:

1) Естественные монополии - формируются на основе технологических потребностей, развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.

2) Искусственные монополии – возникают на основе сговора или подавления конкуренции.

3) Случайные монополии – это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, т.е. поиска рыночной ниши.

Процесс возникновения монополистических союзов свидетельствует о том, что главная причина их возникновения это конкуренция производства.

Цель монополии - это получение максимально возможного дохода посредствам контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль, сверх нормальной, является формой реализации потенциальных монополий.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке, от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения.

Монополии проводят определенно ценовую политику, осуществляя разными методами, контроль над ценой.

Методы контроля над ценами.

1) Лидерство в ценах – это когда ведущая фирма или компания ставит свои цены, а остальные следуют им.

2) Соглашения (тройные) – между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен.

3) Назначение цен или установление доли влияния на рынке, может основываться на длительном существующем положении ставшем традиционным.

Барьеры, препятствующие проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок:

1. Высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли;

2. Патентная защита производства товаров, для того чтобы выйти на такой рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную технологию.

Экономические последствия монополизации рынков могут быть отрицательными:

- Монополия уничтожает конкуренцию по средствам установления барьеров, ограничивающих, свободу проникновения конкурентов на рынок.

- В условиях монополизации рынков сокращается выпуск товаров и услуг и устанавливается монопольно высокие цены.

- Монополизация приводит к неравенству доходов и снижению жизненного уровня населения

- Монополии не способствуют развитию и внедрению нтр.

- Монополии склонны навязывать партнерам дискриминационные условия договора, могут изымать товары из обращения или прекращать производство для создания искусственного дефицита.

Положительные последствия монополизации рынка:

1) Для монополизации характерна эффективность использования капиталов, фирмы могут применять новейшее оборудование, что не может себе позволить более мелкое предприятие.

2) Монополия может осуществлять планированную стратегию борьбы за потребителя.

3) Монополии могут использовать высококачественные сопутствующие товары, что позволяет увеличивать отдачу используемых ресурсов и снижать издержки.

Факторы, ограничивающие власть монополии:

1. Экономические, свойственные самому рынку:

- появление товаров субститутов (товаров-заменителей)

- частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат научно технических революций

- интернационализация рынка

2. Административные меры, применяемые правительствами разных стран:

- антитрестовское законодательство, которое препятствует тайным сговорам, направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением

- принудительная демонополизация

- налоговая политика, способствующая снижению монопольных цен

Для поддержания конкурентной среды, государство разрабатывает свод антимонопольных законов.

Антимонопольное законодательство – это совокупность законов ограничивающих, власть монополии и запрещающих ограничение конкуренции.

Основным нормативным актом в России является Закон о конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения деятельности монополий в 91 году был создан антимонопольный комитет РФ.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ.

1. Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

2. Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению предприятию.

3. Представления льготных кредитов, уменьшение налогов, или освобождения от них экономических субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок.

4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения, доминирующего положения отдельных предприятий.

5. Привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий, свободных экономических зон.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.