Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель восприятия




Восприятие и процесс вынесения суждений

Восприятие является процессом создания внутреннего представле­ния о внешнем мире. Это процесс интерпретации человеком сигналов органов чувств с целью понимания окружающего его мира. Воспри­ятие – это динамичный процесс, поиск наилучшей и правильной ин­терпретации имеющихся данных.

Рисунок 4.2 иллюстрирует модель восприятия и отражает взаимо­действие составляющих ее компонентов.

Воспринимающий человек. Люди учатся воспринимать информа­цию так же, как и всему остальному. Процесс обучения и его результа­ты влияют на восприятие человека. Например, у эскимосов нет анало­га нашего понятия «снег». Они в действительности воспринимают снег по-разному, в зависимости от его конкретных свойств и потенциаль­ного применения.

Физическое и эмоциональное состояния человека могут формиро­вать и определять его реальность. Когда человек голоден, в первую оче­редь он воспринимает звуки, краски, запахи, связанные с едой.

Эмоциональное состояние определяет точность и правильность оценки ситуации. В частности, восприятие свидетеля происшествия может быть настолько неточным, что зачастую противоречит действи­тельности. Некоторые из свидетелей сообщали о событиях, которых не было, другие не замечали бросающиеся в глаза детали, например крас­ную рубаху участника событий.

Воспринимаемое событие или объект. Характеристики событий или объектов зависят от способа их восприятия. Так, на восприятие влияет размер объекта: большие объекты легче различить, чем маленькие.

Интенсивность объекта или события делает его еще более замет­ным: громкие звуки слышны лучше, а яркие или сверкающие объекты скорее бросятся в глаза.

Контраст также влияет на восприятие. Любая особенность, кото­рая выделяет объект среди других, позволит скорее его заметить.

Облегчает восприятие и движение: движущийся объект привлекает внимание на фоне неподвижного окружения.

Новизна помогает обострить восприятие. Новый, необычный или неожиданный раздражитель сильнее привлекает наше внимание. Спе­циалисты по рекламе творчески используют раздражители, применяя их в журналах, газетах, на рекламных щитах, в теле- или радиорекламе.

На восприятие оказывают влияние неопределенность или двусмыс­ленность события или объекта, так как двусмысленность вносит диском­форт и является довольно сильным раздражителем. Например, при собе­седовании в отделе кадров при приеме на работу кадровики часто делают выводы, которые не вытекают из анкетных данных и поведения претен­дента, а базируются на их собственных домыслах о прошлом претендента, информация о котором отсутствует. Характер этой информации зависит от того, как они относятся к претенденту – позитивно или негативно.

 

 

Рис. 4.2. Модель восприятия

 

Характеристики, даваемые окружающими людьми, влияют на вос­приятие человека. Высокое положение или популярность, которой об­ладает человек, делает его более заметным, считается, что он обладает большими знаниями, что ему можно доверять. Данный фактор часто используется при продвижении товара на рынок, когда для воздейст­вия на потребителя с помощью прямой или косвенной рекламы ис­пользуют известных людей: политиков, актеров, писателей и т.д.'

Ситуационные факторы. Одно и то же событие при различных об­стоятельствах может восприниматься по-разному. Представим челове­ка с ножом в руке, готовящего еду на кухне, и того же человека с тем же ножом среди толпы людей. Нож практически незаметен на кухне в от­личие от улицы. Более того, прогноз дальнейшего развития событий будет совершенно различным.

Восприятие также зависит от присутствия других людей. Замеча­ние, сделанное сотруднику в присутствии его подчиненных, может на­долго выбить его из колеи.

Внутренняя реакция. Восприятие происходит путем огромного числа сопоставлений. Несмотря на огромное количество раздражите­лей, только некоторые из них доходят до разума и становятся частью опыта, оставшиеся отметаются. Выборочный подход лежит в основе процесса восприятия. На выбор раздражителей влияют личные харак­теристики человека, атрибуты самого объекта и ситуация, в которой происходит восприятие.

При руководстве людьми на производстве важно исходить из пред­посылки, что каждый индивидуум живет в своем, слегка отличном от других мире. Иногда различия велики, иногда они незначительны, тем не менее индивидуальность человека требует от менеджеров внима­тельно относиться к восприятию других людей.

Организация фактов и событий. Еще одним мощным механизмом восприятия является организация. Люди имеют тенденцию группиро­вать факторы, чтобы воспринимать их в целом, а не по частям. Приме­ром служит текст, который вы сейчас читаете, – отдельные буквы игно­рируются в пользу слов. Другим примером служит способность человека видеть физические объекты: ему нужно лишь три точки, чтобы предста­вить треугольник, и четыре, чтобы увидеть квадрат или прямоугольник.

Также организуются более сложные события. Предположим, один из сотрудников опоздал на работу, работает медленно и качество рабо­ты – ниже среднего уровня. Можно классифицировать причину этого как лень, но опоздание, медлительность и низкая эффективность мо­гут быть и следствием плохого самочувствия сотрудника.

Разное восприятие и интерпретация вынуждают людей делать раз­личные выводы об одних и тех же событиях и людях. Особый интерес представляют суждения, которые искажают или представляют в невер­ном свете факты или же расходятся с представлениями других. Подоб­ные искажения и неверные рассуждения лежат в основе проблем, воз­никающих при управление людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.