КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы местного самоуправления
Система местного управления за рубежом. Типы местного самоуправления Местное самоуправление в странах Европы 2. Европейская хартия местного самоуправления и её значение В настоящее время выделяют три модели (типа) местного самоуправления: англосаксонская, континентальная (романо-германская) и латиноамериканская. Англосаксонская модель была разработана и действует в Британии. Её основная характеристика заключается в том, что назначенных чиновников нет ни на одном уровне. Все должностные лица самоуправления избираются населением данного региона. В очень мелких общинах (до 150 человек) управление происходит на общем собрании жителей. Англичане считают, что небольшое количество населения должно полностью участвовать в решении местных проблем, которых не так много по причине малого количества населения, но в этой ситуации труднее удовлетворить всех, так как из-за малого количества населения некоторые его представители не в силах собраться в группы по интересам, чтобы выступать в поддержку какого-либо решения. У некоторых могут быть собственное мнение, которое по причине малого количества населения имеет большую весомость. Более крупные общины управляются советами, которые избирают жители. Государственные чиновники не участвуют в управлении, но каждый избранный член совета отвечает за определённую отрасль. Кандидатуры таких избранников согласуются с соответствующими министерствами. Министерства в свою очередь назначают специальных чиновников, которые занимаются проверкой деятельности отраслей совета, иногда такого чиновника министерство не может назначить без одобрения его советом. Контроль за деятельностью совета со стороны государственных структур постоянный, даже если специальных чиновников не назначают, министерства создают специальные инспекции. Представители государства могут налагать штрафы на членов совета или освобождать на время от должности. Континентальная (германо-романская) система действует по иному принципу. На всех уровнях жителями избираются советы, но на всех же уровнях есть назначенные правительством представители государства – префекты. Префекты не только контролируют деятельность советов, но и следят, чтобы она не противоречила государственным законам. В случае, если префект находит нарушение в деятельности совета, он может обжаловать любое решения избранного органа в административном суде. Специальные административные судьи существуют на всех уровнях самоуправления. Правительство также контролирует работу префектов. Оно может сместить чиновника, если тот оказался недееспособным или нарушил закон. В случае, если чиновник выполняет свои обязанности профессионально, он может занимать пост префекта вплоть до ухода на пенсию. Латиноамериканская модель местного самоуправления обязана своим происхождениям государствам Южной Америки. Местные самоуправления в Латинской Америке полностью выбираются, но после избранные префекты утверждаются парламентом и становятся государственными служащими. Получается, что население избирает государственных чиновников своего региона. Одновременно префект является и председателем местного совета. Таким образом, он сосредотачивает в своих руках огромную власть и может влиять на принятие практически всех решений местного самоуправления. Такая система возникла в Латинской Америке по причине слабой центральной власти, против которой оппозиция очень часто выступала и выступает с оружием в руках. Избранные местным населением префекты обладают поддержкой населения, а утверждение их как государственных чиновников не даёт им моральной возможности действовать во вред государству. 2.2. Европейская хартия местного самоуправления и её значение Совет Европы, его цели и задачи. После второй мировой войны Европа мучительно отходила от нацистского кошмара. Европейцы убеждали себя в том, что закончившаяся война будет для континента последней. Гитлеровская диктатура в очередной раз указала на важность демократических принципов; человечество на собственном опыте убедилось, что отказ от безусловного уважения прав человека, от свободы слова, от политического плюрализма чреват насилием. Для поддержки демократических институтов несколько европейских стран решили создать межправительственную политическую организацию, задачами которой стали бы зашита и укрепление демократических начал и содействие реализации прав человека, — в мае 1949 г. был учрежден Совет Европы. В настоящее время он объединяет 40 европейских государств с демократической формой правления. Штаб-квартира Совета находится в Страсбурге во Франции. Среди прав и свобод человека, которые активно отстаивает Совет Европы, заметное место занимает и право на самоуправление. Развитию самоуправленческих начал большое внимание уделяют два основных рабочих органа Совета Европы — Комитет министров (исполнительно-распорядительный орган, принимающий решения от имени Совета Европы; в его состав входят министры иностранных дел государств-членов или их заместители) и Парламентская ассамблея (совещательный орган из 286 членов, представляющих национальные парламенты Европы). Европейская хартия местного самоуправления и ее основные идеи. Этот документ — один из главных источников муниципального права европейских государств, намечающий пути развития местного самоуправления в современной Европе. В его основу положен классический принцип субсидиарности, утвердившийся в европейской социальной философии еще в средние века, хотя к активному осуществлению данной идеи приступили лишь в нынешнем столетии. Согласно этому принципу, вопросы, которые можно решать на низовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх. Местным сообществам нужно доверять как можно больше управленческих задач, а вмешательство государства требуется лишь там, где без него не обойтись. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано так; "осуществление государственных полномочии, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам". Документ был принят по инициативе Совета Европы в 1985 г. Поскольку в 1996 г. Россия стала полноправным членом этого "клуба демократических наций", положения Хартии местного самоуправления распространяются и на нашу страну. Целью Хартии является обеспечение и защита прав местных органов самоуправления. Важность этого очевидна: именно местное самоуправление позволяет гражданам участвовать в принятии решений, касающихся их повседневной жизни. Более того, соблюдение этого права гарантирует осуществление и иных гражданских upair к примеру, если столичное ведомство решило построить около вашего поселка аэропорт а вы не в силах этому воспрепятствовать и ваше мнение при принятии решения не учитывается, то под угрозой могут оказаться не только ваше право на отдых, но и на саму жизнь. Вот почему рассматриваемый документ обязывает государства, входящие в Совет Европы, беречь и укреплять политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ. Тем самым принцип самостоятельности органов местного самоуправления закрепляется на высоком международном уровне, а его соблюдение расценивается как один из основных критериев подлинной демократии. Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле обозначены цели Совета Европы, а также констатируется, что местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя, обеспечивая эффективное и, что самое главное, приближенное к гражданам управление. В документе подчеркнуто, что право на местное самоуправление — одно из важнейших гражданских прав, а подлинное народовластие надо искать не там, где власть централизована, но там, где она рассредоточена и передана на места. Часть I Хартии раскрывает понятие местного самоуправления, определяет сферу его компетенции, гарантии и механизмы правовой защиты, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования: "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения". Важно отметить, что настоящее самоуправление немыслимо без свободных выборов — не случайно оно "осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования". В ряду прочих в Хартии предусмотрено право местных сообществ на собственные территориальные границы; на самостоятельное определение своих административных структур, отвечающих местным потребностям и обеспечивающих эффективное управление; на взимание налогов. Часть II Хартии устанавливает обязательства государств, ее подписавших. Абсолютно одинаковых стран в мире нет, и с учетом особенностей каждого члена Совета Европы документ предусматривает разнообразие моделей местного самоуправления. Самое важное в данном разделе Хартии — это определение основных принципов, на которых должно строиться местное самоуправление в европейских 169 странах. Наконец, часть III — чисто технического характера: в ней разъясняются условия подписания, ратификации и вступления в силу Хартии. Конгресс местных и региональных властей Европы. Занимаясь проблемами местного самоуправления, Совет Европы не ограничивается только "бумажной" стороной дела. Важную роль в воплощении принятых документов в жизнь играет Конгресс местных и региональных властей Европы. Это консультативное собрание, где представлены местные и региональные органы государств-членов Совета Европы, в 1994 г. заменил бывшую Постоянную конференцию местных и региональных властей Европы, работавшую с 1959 г. Конгресс состоит из того же числа членов, что и Парламентская ассамблея, а делегатов в него направляют местные и региональные власти со всего континента. Конгресс осуществляет свою работу в двух палатах: Палате местных властей и Палате регионов. В них теперь работают и российские представители — их тоже 18. Текущей же работой Конгресса руководит Постоянный комитет, в который входят посланцы всех стран-членов Совета Европы. Пленарные заседания Конгресса проводятся ежегодно во Дворце Европы в Страсбурге. Для большей гибкости и эффективности деятельности Конгрессом предусмотрено создание небольших рабочих групп по изучению конкретных вопросов. Если задача Совета Европы — поддержание принципов демократии в целом, то Конгресс местных и региональных властей занимается лишь одним из ее проявлений — правом на местное самоуправление. Его главной целью является обеспечение участия местных и региональных властей в процессе объединения Европы, а также в работе Совета Европы. К приоритетам Конгресса также относятся содействие развитию демократии на региональном и местном уровнях, укрепление межрегионального сотрудничества, помощь новым демократическим государствам в формировании эффективных административных структур на местах. Местное самоуправление как важный элемент демократии. Анализ принципов, заложенных в Хартии, свидетельствует о том, что современная Европа видит в местном самоуправлении важнейший элемент демократии. Сводя роль государства к необходимому минимуму, устраивая свою повседневную жизнь без назиданий со стороны чиновников, люди приобщаются к ценностям управления, воспитывают у населения чувство гражданской ответственности, в случае необходимости граждане, прошедшие подобную школу, способны дать ответ чрезмерным притязаниям или даже тиранизму государственной власти. В демократическом обществе местное самоуправление "уравновешивает " власть ограничивает ее, не допускает произвола с ее стороны. Передача властных полномочий на места позволяет также избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных локальных сообществ. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника между личностью и государством. И в городах, и в селах работа местных советов затрагивает буквально каждого - зачастую она представляется гражданам более понятной и конкретной, чем деятельность центральных властей. Именно поэтому проблемы местного самоуправления в послевоенной Европе вышли на первый план. Более того, по мере стремления стран континента к политическому, финансовому, культурному объединению роль коммунальных, самоуправленческих начал наверняка будет возрастать: громадное административное и экономическое целое, в которое постепенно превращается Европейский союз, требует все более мощных ограничителей и противовесов. А создать их способны только местные самоуправляющиеся общины.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |