Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система местного управления за рубежом




В вопросах децентрализации и развития территориального само­управления представляет интерес опыт Испании, которая относитель­но недавно вступила на путь создания новой системы регионального управления: конституцией 1978 года определено территориальное ус­тройство страны как "государство автономий». Конституция исхо­дит из неизбежности власти при безусловном сохранении единства Испании. В то же время она заангажирована, в рамках националь­ного целого существ уют регионы, имеющие право на автономию. Рас­пределение полномочий между центром и автономией достигается на основе взаимного согласия, а в случае разногласий подлежит ар­битражу в конституционном суде.

Впервые в истории страны «государство автономий» строилось снизу, на основе волеизъявления граждан. Юридические процедуры позволили учесть многообразие исходных ситуаций и давали каждому региону возможность сохранить свою институциональную и куль­турную самобытность. Гибкий механизм согласования полномочий центра и регионов был избран как средство перевода региональной проблемы, потенциально взрывоопасной, из политического русла в сугубо «техническое». Становление новой системы сопровождалось многочисленными спорами и конфликтами между центром и местны­ми властями.

Конституция предусматривает и распределение полномочий между центром и автономиями. Автономные сообщества могут обла­дать всеми полномочиями в тех областях, которые не попадают под исключительную компетенцию центральных органов власти.

В ведении центра находятся, прежде всего, регулирование основ­ных прав и обязанностей граждан на всей территории страны; вопро­сы гражданства, эмиграции и иммиграции; внешняя политика, обо­рона и руководство вооруженными силами; торговое, уголовное, процессуальное, трудовое и гражданское законодательство; финан­совая система, включая все вопросы, связанные с национальной де­нежной единицей, обменным курсом и конвертируемостью, а также основы кредитной, банковской и страховой систем.

Важным средством контроля центра над автономными сообществами является закрепленная в основном законе компетенция конституционного суда рассматривать законодательство автономий с точки зрения его конституционности. Суд обладает также юрисдик­цией в отношении конфликтов, касающихся полномочий центра и автономных сообществ. Данный механизм является важным средством сдерживания амбиций местных властей.

Действующая до сих пор система финансирования предусматривала выделение им 15% подоходного налога, собираемого на их территории, и отчасти путем перевода средств от центрального правительства за счет компенсационного фонда, призванного сгла­живать различия в уровне развития отдельных регионов.

Согласно новой системе, которую предполагается ввести в ближайшие два года, автономии получат большую финансовую самостоятельность. Доля выделяемого им подоходного налога уве­личивается до 30%, но одновременно уменьшаются поступления из центра.

Одновременно с автономией исторических областей были при­знаны права иных уровней местной власти - провинциального (в стра­не 50 провинций) и муниципального.

Несмотря на то, что новая система управления была и остается юридически независимой и противоречивой, она, тем не менее, оказа­лась достаточно эффективной, способной решать довольно широкий круг местных хозяйственных задач.

Децентрализация государственного управления фазу же отрази­лась на содержании региональной экономической политики. К момен­ту начала реформы экономика переживала затяжной структурный и энергетический кризис. Но уже первые результаты новой региональ­ной политики оказались обнадеживающими. Во всех 17 автономных регионах наблюдается рост ВВП, приходящегося на душу населения, приближающийся к показателю ЕС.

Реформа привела к децентрализации финансового управления. Законодательство страны оставило в компетенции центра только долговременные инвестиции и упорядочило разработку местных бюд­жетов и муниципальных инвестиционных программ, которые состав­ляются теперь в гибкой форме с правом местных властей самостоя­тельно выбирать механизм финансирования.

Передача инвестиционных ресурсов на местах сначала полнос­тью осуществлялась в форме целевых субсидий. Основным каналом, через который поступали эти средства, стал созданный Фонд межтерриториальных компенсаций с капиталом, составляющим сна­чала 30, а затем 40% объема государственных инвестиций в граждан­ские отрасли экономики. Объем финансирования регионов рассчи­тывался по определенной формуле и автоматически увеличивался каждые пять лет.

Испанский опыт реформирования системы регионального управления и самоуправления интересен для нас в трех аспектах:

- он подтверждает необходимость осторожного подхода к
использованию зарубежных рецептов;

- позволяет оценить значимость институтов гражданского
общества в проведении такого рода реформы.

Передача самоуправления в руки региональных и местных ор­ганов власти происходит благодаря активному и непосредственному участию сети гражданских организаций на местах - смешанных коми­тетов и комиссий самоуправления, ассоциаций;

- вполне успешный опыт проведения реформы местной власти и
децентрализации представляет собой длительный поэтапный процесс,
требующий корректировки по мере возникновения сложных проблем
структурного порядка.

Интересен опыт зарубежных стран в части построения системы местных органов, административно-территориального деления и фор­мирования органов власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.