Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление роли исполкомов, централизация власти




В 1993 г. в Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве были внесены изменения, направленные на усиление полномочий исполкомов и обеспечивающие централизацию власти. Исполкомы получили право самостоятельно утверж­дать свои штаты, назначать на должности руководителей по­дотчетных Совету органов управления, устанавливать и изменять правовой режим объектов коммунальной собственно­сти. При назначении на должности руководителей структурных подразделений их кандидатуры согласовывались с соот­ветствующими службами вышестоящих исполнительно-распо­рядительных органов. Председатели вышестоящих Сонетов (которые по должности одновременно являлись председателя­ми исполкомов) получили право отстранять от выполнения обя­занностей должностных лиц исполкомов нижестоящих Советов в случае нарушения ими законодательства либо неисполнения решений вышестоящих органов государственной власти и уп­равления.

Материальной предпосылкой централизации власти было преобладание в Беларуси государственной собственности. В условиях ее доминирования чрезмерная автономия регионов представлялась ошибочной конструкцией. Поэтому подсозна­тельно изменения в Законе о местном самоуправлении были направлены на восстановление влияния правительства на ре­гиональную политику и соподчинения Советов на принципах «демократического централизма». Для этого были даже разра­ботаны законопроекты о местных представительных органах власти и о местных исполнительно-распорядительных органах власти. Таким образом, создание правовой базы местного са­моуправления не было поступательным процессом, в ходе которого шаг за шагом накапливался законодательный потен­циал данного общественно-политического института. Этот путь был скорее извилистым, имелись свои «подъемы и отка­ты». Периодически сказывалось влияние противоречивого за­рубежного опыта. Главное внимание, как правило, уделялось не столько сущности местного самоуправления, содержанию его функций, сколько его организационным формам. При этом наибольшую привлекательность получала модель «сильный исполком - слабый Совет», что проявилось в наделении испол­нительных органов полномочиями, принадлежащими по при­роде представительным органам.

Проблема местного самоуправления оказалась настолько сложной, что даже не получила надлежащего разрешения в ходе конституционного процесса, продолжавшегося в течение четырех лет. На различных этапах в разных проектах, разра­ботанных обеими конституционными рабочими группами, те­матика местного самоуправления была одной из наиболее запутанных, и разработчики проектов конституции не могли определиться с местом и ролью местного самоуправления в системе институтов государства. Как следствие, раздел о мест­ном самоуправлении был наиболее слабым местом во всех проектах и функционально не увязывался с общим текстом Ос­новного Закона.

Н.В. Сильченко полагает, что официальные власти в лице Верховного Совета 12-го созыва - полновластного в то время органа государственной власти в Республике Беларусь - про­сто не имели, да и не желали иметь какого-нибудь ясно сфор­мулированного представления о самоуправлении вообще и о необходимости его введения в государстве. Власть попросту не имела ни концепции, ни каких-либо ориентиров в деле ре­формирования местных органов власти и управления. Поэто­му пятый раздел Конституции Республики Беларусь 1994 г., посвященный вопросам местного управления и самоуправле­ния, резко диссонировал с содержанием и духом Основного Закона. Он был почти дословно, с небольшими косметическими правками перенесен из Конституции Белорусской ССР 1978 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.