Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление после 1994 г. Конституция Республики Беларусь и местное самоуправление




Конституция Республики Беларусь и местное самоуправление.

С введением Конституции в Белоруссии начался новый период. Конституционно закреплялась сильная централизованная государственная исполнительная власть, полностью подконт­рольная Президенту, который являлся главой исполнительной власти. Анализируя с позиций сегодняшнего дня текст Консти­туции 1994 г. в части соответствия ее правовых норм по­требностям местного самоуправления, можно прийти к выводу, что ее разработчики не то что не решили проблему самоуправ­ления, но даже некоторыми нормами (как, например, ст. 9) заблокировали возможность реформирования административ­но-территориального устройства.

Конечно, на начальном этапе не следовало ожидать введе­ния широкого самоуправления, которое имеет место, напри­мер, в европейских странах, но заложить основы для его развития было вполне реально. На конституционном уровне следовало обеспечить конституционное право на существова­ние реального местного самоуправления и заложить правовой потенциал для его развития в перспективе, не создавать препятствий для государственного управления в кризисных ситуациях при проведении единой для всей Беларуси социально-экономической политики. Подобные подходы закладывались в большинстве конституций стран Центральной и Восточной Европы.

Методологической основой для конституционных форму­лировок о местном самоуправлении могла стать Европейская Хартия местного самоуправления, адаптированная к белорус­ским условиям.

Поскольку Конституция 1994 г. содержала ряд противоре­чивых моментов относительно самоуправления в Беларуси, то его судьба в значительной мере зависела от того, насколько успешно текущее законодательство будет разрешать возника­ющие проблемы.

Пятый раздел Конституции был назван «Местное управ­ление и самоуправление», и после введения ее в действие вно­сились соответствующие изменения в законодательство, в том числе в Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве, который был переименован в Закон о местном управлении и са­моуправлении. В Законе, принятом Верховным Советом 12-го созыва, допускалась возможность упразднения Советов депу­татов в районах городов, что ослабляло позиции представи­тельной власти. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация, когда сам же Верховный Совет обратился в Конституционный Суд с инициативой о признании неконституционными приня­тых им же изменений в Закон о местном управлении и самоуп­равлении. По решению Конституционного Суда система Советов депутатов подлежала полному восстановлению, а ис­полнительные и распорядительные органы фактически выво­дились из подчинения местных представительных органов, что еще раз подтвердило тенденцию на усиление роли исполни­тельно-распорядительных структур за счет ограничения власт­ных полномочий Советов депутатов.

Начало очередному этапу новейшей истории самоуправ­ления положил Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. № 383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления», в соответствии с которым окончательно упразднялись районные в городах Со­веты депутатов и их органы. На территории районов в горо­дах образованы администрации с правами юридического лица, которые являются местными органами управления. Гла­ва местной администрации и его заместители назначаются председателем вышестоящего исполкома, а другие должност­ные лица администрации - ее руководителем. Структура и штаты местной администрации утверждаются вышестоящим исполнительным и распорядительным органом, которому она подотчетна и подконтрольна. Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 481 утверждена примерная структура местных администраций в районах городов, в со­став которых входит руководство, органы по экономическому регулированию и рыночным отношениям; органы по информи­рованию населения и связях с общественностью; органы по развитию социальной сферы; органы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; органы по охране прав граждан и организационной работе.

Окончательная конструкция местной власти была уста­новлена Указом Президента Республики Беларусь от 20 ноября 1995 г. № 476 \ а также Указом от 18 марта 1996 г. № 105 3, которыми утверждались «Положение о председателе област­ного, Минского городского исполнительного комитета» и «Положение о председателе районного, городского исполни­тельного комитета». Отныне председатель областного (Мин­ского) городского исполнительного комитета назначается на должность Президентом Республики Беларусь и утверждается сессией соответствующего Совета депутатов путем открытого голосования. Назначение на должность и освобождение пред­седателя исполкома от должности оформляются указами Пре­зидента. Председатель исполнительного комитета является высшим должностным лицом и руководителем исполнитель­ной власти на территории области, г. Минска. (Это положение сохранилось и после внесения изменений в Конституцию, ког­да Президент перестал быть главой исполнительной власти.) Правда, заместителей председателя исполкома и персональ­ный состав исполкома председатель утверждает по согласова­нию с Президентом Республики Беларусь. Председатель районного, городского исполнительного комитета (кроме городов районного подчинения) назначается на должность председателем областного исполнительного комитета по со­гласованию с Президентом Республики Беларусь и утвержда­ется соответствующей сессией Совета депутатов путем открытого голосования.

Таким образом, Конституция 1994 г. и последующее зако­нодательство в системе местной власти утвердили понятие ме­стного управления как форму организации и деятельности • местных исполнительных и распорядительных органов для ре­шения вопросов местного значения исходя из общегосудар­ственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Исполнительные органы перемещались в «вертикаль власти» и их взаимоотношения с Советами состояли лишь в подотчетности. Местные Советы имеют право принимать решения лишь в строго ограниченных пределах.

5. Советы депутатов – основное звено системы местного самоуправления (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.