Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы реформы




На первом этапе этого перехода, следующего за оконча­нием работ по созданию "президентской вертикали", необ­ходимо завершить деконцентрацию исполнительной власти и управления, т. е. передачу всех функций, связанных с ре­шением вопросов локального значения, непосредственно на уровень органов управления в административно-территори­альных единицах. При этом часть центральных органов со­храняет рычаги контроля за деятельностью соответствую­щих местных органов государственного управления, выпол­нение ряда функций носит условный, регламентированный порядок и может быть ограничено или снова передано на более высокий уровень.

Затем целесообразно начать делегирование части выше­указанных функций органам местного самоуправления, по­степенно восстанавливая необходимые для их качественного выполнения исполнительно-распорядительные структуры местных органов самоуправления и, соответственно, сокра­щая аппарат местных органов государственного управления.

Однако для формирования в республике подлинного ме­стного самоуправления этого недостаточно. Необходимо обеспечить законодательное закрепление более широких, чем имеются в настоящее время, основ самоуправления, в частности, почти полное отделение его от системы государ­ственного управления, отделение коммунальной собствен­ности от государственной, существенное повышение уров­ня финансовой автономии местного самоуправления.

Важно иметь в виду, что реформа местного самоуправле­ния должна иметь четкую социальную направленность, пре­дусматривать систему формирования необходимых условий для позитивного изменения социальных процессов в их терри­ториальном и социальном аспектах. Следует обеспечить пос­ледовательную и разумную децентрализацию в вопросах со­циального страхования, социального обеспечения, социаль­ной помощи, передачу полномочий в этих сферах в органы местного самоуправления, стоящие ближе к населению и непосредственно занятые обслуживанием его потребностей. Предметом их особой заботы должны стать вопросы социаль­ной защиты малообеспеченных категорий населения, а также вопросы, связанные с воспитанием детей и подростков.

Необходимо преодолеть широко укоренившееся и нега­тивно повлиявшее на характер взаимоотношений местных представительных и исполнительных органов превратное понимание конституционного принципа разделения властей. Положение шестой статьи Конституции о разделении госу­дарственной власти на законодательную, исполнительную и судебную было перенесено и на уровень местных органов.

Реальность же такова, что разделение властей возможно лишь на высшем уровне. На местном уровне делить прак­тически нечего, здесь должны существовать лишь органы местного самоуправления с различной, но ясно очерченной компетенцией по решению единых, общих местных дел, выражению и представлению интересов местного населе­ния. При этом лишь исполнительная власть должна иметь строгую иерархию подчинения низшего высшему, а пред­ставительная - быть автономной.

Основой новой системы управления должен стать прин­цип субсидиарности: крупное местное образование берет на себя только те задачи, которые не может решить самостоя­тельно нижестоящее местное сообщество.

Учитывая то, что в настоящее время в Республике Бела­русь нет центрального органа или учреждения, который обеспечивал бы научно-методические, консультативные и координирующие функции реформирования местного са­моуправления, было бы целесообразно создать такой орган при Президенте Республики Беларусь, например, Совет по вопросам местного самоуправления. В его структуре или подчинении мог бы функционировать научно-методический центр, издаваться печатный орган. Кстати, аналогичные со­веты созданы при президентах ряда государств СНГ, в том числе и при Президенте Российской Федерации.

На первом этапе реформы местного самоуправления должен быть налажен "пусковой механизм" реформы: планируется передать решение локальных вопро­сов на низовой уровень; усовершенствовать систему нало­гообложения; создать при президенте Совет по местному самоуправлению, а при его администрации - соответствую­щий департамент; объединить одноименные администра­тивно-территориальные единицы, имеющие общий центр с численностью населения до 10 тыс. человек.

Настоящие преобразования качнутся лишь на втором этапе, который продолжится до 2015 г. В этот период, воз­можно, будут создаваться единые органы управления горо­дом с населением свыше 70 тыс. человек и одноименным районом.

Кульминацией развития местного самоуправления станет третий этап (после 2015 г.), когда местное самоуп­равление будет работать на принципах внегосударственной системы управления".

Реформа местного самоуправления хотя и не терпит мед­лительности, но и не приемлет торопливости. Здесь явно нужна осмотрительность, взвешенность, преемственность в восприятии и использовании новых подходов. Тем более, нельзя допустить непродуманных шагов, которые могут вызвать определенную дестабилизацию в сфере управле­ния. Тон реформам должна задавать повседневная жизнь, практическая целесообразность. В идеологическом плане опасно их чрезмерное восхваление, возведение в сверхидею, панацею от всех бед. Нельзя хорошее дело сводить к очередной моде, кампании, чреватой нежелательными по­следствиями.

Важно, чтобы механизм управления работал четко и бес­перебойно, был совершенным и восприимчивым к новше­ствам во всех сферах жизни. А это возможно лишь в том случае, когда в нем воплотятся лучшие элементы мировой практики: гегелевское выражение разума, бисмарковское искусство руководства, ленинское концентрированное вы­ражение экономики, богдановская цепь компромиссов, ари­стотелевское умение из наличных материалов создать то, что нужно, его чутье действительности соединить со стрем­лением к высшему.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЁТА

ПО КУРСУ «СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.