Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения травм




ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

Вопросы для самоподготовки

1. Гимнастическая терминология как компонент системы спортивной тер­минологии.

2. Значение терминологии в занятиях гимнастикой.

3. История развития гимнастической терминологии.

4. Обзор развития гимнастической терминологии.

5. Какие требования предъявляются к гимнастической терминологии.

6.Способы образования гимнастических терминов и правила их приме­нения.

7. Правила сокращения описания упражнений.

8. Формы записи упражнений: обобщения, конкретная, сокращенная, графическая.

9.Терминология и правила записи, общеразвивающих, вольных упражне­ний на гимнастических снарядах.

10. Особенности применения терминологии во время занятий по гимнас­тике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. II. Словарь основных гимнастических терминов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Под ред.. М. П. Украина и А: М..Шлемина. Гимнастика. М., ФИС, 1969.

2. Под ред. В. И. Филипповича. Теория и методика гимнастики. М., «Прос­вещение», 197).

3. Под ред. М. Л. Украна. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1971.

4. Под ред. А. М. Шлемина. Юный гимнаст. М., ФИС, 1973.

5.Под ред., А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. Гимнастика. №, ФИС, 1979.
6. Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. И. Смоленского. Спортивная гим­настика. М., ФИС, 1979.

7. Под ред. В. Д. Полыги Гимнастика. М., Просвещение, 1982.

8. Под ред. А\ Т. Брыкина и В. М. Смолевского. Гимнастика. М., ФИС,1985.

9. Под ред. В. М. Смоленского. Гимнастика с методикой преподавания. М.„ ФИС, 1985:

10.Под ред. Н. К. Меньшикова. Гимнастика с методикой преподавания. М.,- Просвещение, 1990.

 

 

Лекция 4

 

 

П л а н:

1. Причины возникновения травм.

2. Характеристика травм.

3. Основные меры предотвращения травматизма на занятиях по гимнастике.

4. Применение приемов страховки и помощи и самостраховки.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Рекомендуемая литература.

 

Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортив­ных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответству­ющих организационных и методических требований. Выполнение координационных сложных упражнений на гимнастических сна­рядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих тре­бований всегда создаст реальную угрозу срыва, падения, неудач­ного приземления, что может привести к несчастному случаю.

Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за созда­ние надлежащих условий для укрепления здоровья, за всесто­роннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют гимнаста не только физически, но и психи­чески. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип — систематичность, понижается физическая и техни­ческая подготовленность, спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сто­рон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерст­ва гимнаста является психическая травма — гимнаст теряет уве­ренность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выпол­нять не только то упражнение, при котором получил травму, но к другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу-тренеру прихо­дится тратить много времени и усилий на преодоление этого пси­хологического барьера, применяя разнообразные методы и прие­мы. Бывает и так, что педагогу так и не удается преодолеть бо­язнь спортсмена перед тем или иным элементом. Меры предуп­реждения травматизма являются не только важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивает последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастер­ства гимнастов.

Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами трав­матизма являются:

1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнова­ний по гимнастике.

2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки.

3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гим­настов.

4. Недооценка или неправильное применение приемов стра­ховки и помощи во время выполнения упражнений.

5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов.

6. Нарушение соответствующих требований к подготовке мес­та занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования.

7. Несоответствие одежды и обуви.

Чаще всего травматические повреждения происходят вслед­ствие нарушения правил организации и методики проведения за­нятий. Неправильная организация учебно-тренировочного про­цесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безо­пасности), а также нарушение методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев.

Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не да­ет возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вслед­ствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожи­лий и т. д.

Нарушение принципов последовательности и доступности час­то приводит к тому, что перед учениками ставят слишком слож­ные и непосильные задачи. Но, боясь показаться несостоятельным,гимнаст не отказывается от выполнения сложного упраж­нения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным пов­реждением.

Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенно­го настроения, которое появляется после овладения каким-либо сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие — срывы со снаряда и травмы.

Преподаватель должен предостеречь учеников от таких дей­ствий. Иногда гимнаст хочет танком от преподавателя продемон­стрировать перед своими товарищами какое-то сложное упраж­нение. Как правило, он это делает до занятий или после занятий, когда преподавателя нет. Действенным способом предотвраще­ния этих нарушений является систематическая работа среди уче­ников, воспитание у них сознательной дисциплины и ответствен­ного отношения к занятиям.

Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гим­настике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одеж­де и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнасти­ческими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично прове­рять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жер­ди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гим­настических снарядов и срочно устранять неисправности.

Важной причиной травматизма является и отсутствие лечеб­ного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на за­нятия с плохим самочувствием из-за болезни или других откло­нений в состоянии здоровья. Не смотря на это, он старается вы­полнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обра­щаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать препо­давателю о плохом самочувствии.

Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упраж­нений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей и тренеров, которые не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыка­ми страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчи­во овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддерж­ки и помощи во время выполнения сложных гимнастических уп­ражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.

Устранить спортивный травматизм можно целым комплек­сом разнообразных мер предосторожности, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и про­ведения занятий.

Организация и методика проведения занятий. Строгое соблю­дение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятие условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мас­терства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые слож­ные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве.

Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разно­образных упражнений, которые требуют соответствующего уров­ня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнить упор руки в стороны («крест»), если у гим­наста недостаточно развита сила мышечных групп плечевого поя­са, невозможно выполнять «шпагат», если гимнасту не хватает гибкости в тазобедренных суставах, нельзя выполнить сложного соскока, не обладая смелостью и т. п. Попытка выполнить такие упражнения без соответствующей подготовки часто заканчива­ется травмами. Для подготовки спортсмена к выполнению слож­ного упражнения в методике обучения и тренировке гимнастов широко применяются так называемые подготовительные специ­альные и подводящие упражнения.

Для предотвращения травматизма большое значение имеет методически правильное проведение общей и специальной разминок. Во время разминок следует всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к вы­полнению более сложных упражнений на снарядах. После об­щей разминки под руководством преподавателя обязательно на­до давать индивидуальную разминку с учетом особенностей каж­дого гимнаста. На каждом гимнастическом снаряде следует де­лать специальную разминку, учитывая его особенности.

Для предотвращения спортивного травматизма надо правиль­но регулировать физическую нагрузку на занятиях: она должна постепенно увеличиваться, а в конце занятий снова уменьшать­ся. Вследствие чрезмерной нагрузки может последовать утомле­ние, что нередко бывает причиной травм. Поэтому, дозируя наг­рузку, целесообразно чередовать работу разных мышечных групп и снаряды.

Чтобы предотвратить срывы, новые сложные и опасные эле­менты следует изучать в начале занятий, когда гимнасты еще не чувствуют усталости. Во время изучения сложных и опасных элементов надо широко применять разнообразные приемы облег­чения — помощь, уменьшение высоты снаряда, обеспечение на­дежной страховки, применение страхующих средств.

Соблюдение дисциплины. Высокий уровень учебной дисцип­лины и сознательное отношение учеников к процессу обучения является важным фактором предупреждения травматизма и дру­гих несчастных случаев. Нужна систематическая и настойчивая работа, воспитательная работа. Статистика свидетельствует, что случаи травматизма чаще всего встречаются именно там, где воспитательная работа не на должном уровне. Воспитание соз­нательной дисциплины — сложная и кропотливая работа. Соз­нательная дисциплина — это очень широкое понятие, которое включает поведение спортсмена не только непосредственно на занятиях, но и вне занятий, в быту, на производстве, в общест­венных местах.

Каждый гимнаст должен осознать, что любое нарушение дисцип­лины или правил учебно-тренировочного режима может привес­ти к несчастному случаю и принести большой ущерб не только ему, но и учителю, всему спортивному коллективу. Сознательная дисциплина спортсмена выявляется и в выполнении правил лич­ной гигиены, соблюдения соответствующего режима труда и от­дыха, питания и сна, требований по отношению к спортивной одежде, обуви и пр. Подготовка мест занятий, состояния спор­тивного оборудования и инвентаря являются важным фактором, от которого зависит безопасность гимнастов во время занятий и соревнований по спортивной гимнастике. Размеры спортивного зала, его освещение и отопление, состояние гимнастических сна­рядов и их установление должны отвечать санитарно-гигиени­ческим требованиям. При дневном свете световой коэффициент т. е. отношение площади окон и площади пола должны быть 1:4-1:5. При искусственном освещении на уровне пола должно быть не менее 80 люксов. Для проведения учебно-тренировоч­ной работы температура воздуха в пределах 17-20 является оп­тимальной. Для постоянного поступления свежего воздуха спор­тивный зал должен быть оборудован нагнетательно-вытяжной вентиляцией.

Пол в гимнастическом зале лучше всего иметь деревянный, некрашеный, палубного типа. Он надежный, не скользкий, на нем можно прочно установить гимнастические снаряды.

Особое внимание перед каждым занятием надо обращать на состояние и установку снарядов, гимнастических матов и дру­гого инвентаря. Подвесные системы и закрепляющие следует ре­гулярно проверять, срочно устраняя мельчайшие неисправности. Снаряды нужно устанавливать так, чтобы они не шатались во время работы.

В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специ­альных ящиках) магнезия и канифоль, а также резиновые до­рожки для разбега во время выполнения опорных прыжков. Ус­танавливать и убирать снаряды надо организованно, распреде­лив обязанности между учениками.

Легкие и удобные костюмы и обувь — одно из условий безо­пасности учеников во время занятий и соревнований по гимнас­тике. На костюме не должно быть металлических острых предме­тов (пряжек, шпилек и др.), они могут нанести гимнасту повреж­дения. Во время выполнения упражнений на снарядах кольца и перстни надо обязательно снимать с пальцев. Нельзя занимать­ся в тапочках на жесткой кожаной подошве, так как она скольз­кая, а это может быть причиной падения и серьезного повреж­дения во время разбега в опорных прыжках и при выполнении акробатических упражнений. В связи с большой нагрузкой на отдельные участки опорно-двигательного аппарата используют различные защитные приспособления, чтобы предотвратить пов­реждения, эластичные бинты и накладки, поролоновые подклад­ки и т. д..

Наколенники предохраняют от повреждения коленные сус­тавы во время выполнения прыжков, акробатических упражне­ний и соскоков со снаряда.

Голеностопники защищают от повреждения голеностопный сустав во время выполнения прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда. Если нет специальных наколенников и голеностопииков, их легко можно заменить медицинским элас­тичным или обыкновенным бинтом.

Накладки применяют во время выполнения упражнений на перекладине и брусьях разной высоты. Они предохраняют от сры­ва кожи с ладонной поверхности кистей. Накладки надевают на один или два пальца руки; другим концом с помощью ремня их закрепляют на лучезапястном суставе. При этом кисть руки дол­жна быть немного согнута, чтобы не было складок во время вы­полнения упражнения.

Врачебный контроль и самоконтроль. Систематический, вра­чебный контроль и самоконтроль является важным фактором пре­дохранения учеников от спортивного травматизма во время за­нятий по гимнастике.

Врачебный контроль заключается в том, что врач определя­ет состояние здоровья, уровень физического развитии и трени­рованности, решает вопрос о допуске к занятиям или соревнова­ниям, определяет уровень возможной нагрузки. Все физкультур­ники и спортсмены ежегодно проходят повторное врачебное об­следование, которое дает возможность проследить за динами­кой физического развития и состоянием здоровья спортсмена и определить эффективность учебно-тренировочного процесса.

После заболевания, травматических повреждений или дли­тельного перерыва в занятиях, а также при перетренированнос­ти спортсмен должен обратиться к врачу для дополнительного обследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.