Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платон (427-347 гг. до н.э.)




Ученик Сократа.

Задача философии – фундамент для деятельности не одного человека, а общества в целом. Расширил сократовские идеи, придав качества философии культуры. Культура должна строиться на философии.

Аристокл – реальное имя Платона. «Платон» =»широкоплечий».

Основатель собственной школы «Академия». Платоники – академики. Его работы всегда писались в виде диалогов, идеи олицетворены: «Протагор», «Государство», «Пир», «Федон», «Парменид».

Как ученик Сократа, начинает с критики софистики:

1. Мы должны различать истину и ложь, бытие и небытие. Не можем признать, что человеческое знание однородно. Не всегда можно говорить, что знание чем больше, тем лучше.

2. Знание само по себе может вести как к благу, так и к добру. Необходимо не просто знание, а то, которое способно привести к благу, сделать счастливым. Обнаружить знание, на котором основывается нравственность и человеческая природа, и есть благо.

3. Что есть само знание? В чем оно заключается?

А) Знание не есть чувственное ощущение, т.к. закрыв глаза мы все равно имеем знание.

Б) Знание не есть мнение или уверенность человека (как считали софисты). Уверенности недостаточно. Знание нужно отделять от мнения.

В) Знание не есть мнение с объяснением. Мнение может быть подкреплено чем-то, что не подкреплено.

По Платону, человек должен иметь какое-то знание до того, как появится знание из пп. А, Б и В. согласно его учению, знание содержится в самой человеческой душе:

Знание как припоминание. Память души, заложенная изначально. Душа должна была знание приобрести до того, как стала душой человека. Человек двойственен: душа со знанием, тело выступает ей противоположностью. Соединяясь с телом, душа почти все забывает. Негативное отношение к телу и возвеличивание души. Тело мешает обрести истинное знание.

Душа рассматривается как вечное в человеке:

1. Платон доказывает бессмертие души, т.к. она общается с чем-то вечным, абсолютной истиной.

2. Существует еще где-то до поселения в человеке.

3. Природе все переходит в свою противоположность.

4. Если бы душа была смертна, всё бы умерло; душа – основа жизни.

Бессмертие человеческой души связано с жизнью и поведением человека в жизни.

Где-то есть идеальный объективный мир, вечное истинное бытие, где существуют души до поселения в телах. Он открывается только тем, кто стремится к знанию о знании. Переход от повседневной жизни. Обычные люди видят только тени идей. Философ способен повернуться и раскрыть мир с идеальной стороны. Объективное знание живет в идеальном мире идей. Начало мира характеризуется тем, что находится в вечном становлении. Соединение идеального мира и материального вечно становящегося – это мир, где живет человек.

Демиург – создатель, творец мира, который соединяет мир идей и вещей. Цель философа – проделать обратный путь из нашего окружающего мира в идеальный. Идею прекрасного философ должен определить от предмета, который считается таковым.

Философа должна интересовать идея прекрасного, а не ее воплощение. Прекрасный горшок может разбиться. Это путь восхождения, он труден. Сила – Эрос – высокая любовь (платоническая). Путь познания: от прекрасных вещей к тому, что лежит в их основе. Математика позволяет видеть в вещах нечто вечное. «Не геометр да не войдет», - висело над входом в академию Платона.

Мир платновских идей:

· Идея блага – высшая, включает и бытие, и нечто нравственно ценное (цель платоновской философии).

· Истина, добро, красота – эти три идеи приводят к высшей идее блага.

· Идея покоя, движения, цвета, существа, человека, животного, вещей и т.д.

· Высшей реальностью обладает не сам предмет, а его идея. Разрушение вещи не ведет к разрушению его идеи. Чтобы вещь вернулась к реальности, она должна обладать идеей.

Это реализует идею Платона разделить нравственное и материальное, вещи и идеи, мир идеальный и мир конкретных вещей, в которых отражаются идеи.

К теории идей у самого Платона и у других философов возникает несколько вопросов:

· Существуют ли идеи дурных вещей, или у них нет соответствующих идей?

· «Третий человек»: конкретный единичный человек + человек как идея. Что их может соединять? Нужно допустить, что есть некий третий человек, а между ними еще и еще.

У Платона была политическая философия. Философия полагалась в основание культуры и общественное устройство жизни в целом.

Учение Платона о государстве:

- Рассматривает реальное государство,

- Обращается к теории идеального гос-ва как идеалу общественной жизни.

- Общественная жизнь начинается с разделения труда à взаимозависимость людей à образование государства.

- Люди должны в нем участвовать как единое целое.

Этапы и формы гос-ва в результате смены власти и поколений:

1. Аристократия (похоже на конфуцианство),

2. Тимократия – основана на общественном признании, разрыв между управляющими и народом.

3. Олигархия – власть перетягивает на себя материальные блага, большая разница между богатыми и бедными.

4. Демократия – общество предоставляет шанс на свободу без определенных гуманистических ценностей, хаос.

5. Тирания – полное подавление свободы.

Идея идеального гос-ва:

- Разделение на воинов, правителей, трудящихся и ученых (философов).

- Воины обеспечивают безопасность.

- Трудящиеся обеспечивают общество. Такое разделение соответствует делению души: каждый получает занятие по душе, господствует справедливость, все счастливы.

- У правителей и воинов нет частной собственности, нет семей. Только так могут заботиться об общественности, не отвлекаясь на себя. Для трудящихся собственность как стимул.

- Равенство полов.

- Сохраняется рабство.

- Роль искусства и воспитания – они поставлены на служение обществу. Искусство должно воспитывать, лирика недопустима. Идея превращения культуры в общественную идеологию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.