Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Краткая история местного самоуправления в России

Опыт МС в России существенно отличается от европейских аналогов. Ряд географических, социальных и других факторов обусловили формирование общины не как семейного круга, а как объединения самостоятельных хозяев. Вопросы разграничения МС и государства не ставились по причине феодальной раздробленности. Община охватывала зависимое население, но не посадское население. В Пскове и Новгороде стали формироваться общинные формы МС (также в Киеве, Суздале и др.). Решения принимались на вече криками, по принципу «кто громче». Система вече дополнялась системой кормления, назначались наместники из центра. Это деление сохранялось до Петра I. Наместники управляли уездами и волостями. Компетенция наместников не устанавливались, однако наместники получали право кормиться, т.е. получать корм:

ü Въездной корм, когда наместник въезжал на должность;

ü Праздничный корм, премии по праздникам;

ü Свадебный корм, премия за каждую свадьбу в уезде.

Все корма можно сопоставить с современной системой сборов. Эта система была отменена Татаро-монгольским игом в 1236 г. Однако в том, или ином виде система просуществовала до XVII в. В XVII в. система кормления эволюционировала в систему воеводства. При Иване IV Грозном в 1555 г. система кормления была отменена де-юре. В то время княжества были государственноподобными образованиями. Московское княжество в то время обладало признаками государства. Велась агрессивная внешняя политика. С 1664 г. начала создаваться система органов государственной власти.

XVII в. – МС бюрократизируется, устанавливается приказно-воеводская система МС. Воевода имел неограниченные полномочия на своей территории.

1699 – образована Бурмистрская палата. 1я функция – орган МС в Москве. 2я – высший орган управления городами в государстве. В городах были образованы земские избы, которые впоследствии заменили на магистратуры.

1719 – губернии поделены на провинции;

1785 – Грамота на права и выгоды городов, а также жалованная Грамота дворянству и Учреждение о губерниях. Суды были на уровнях земств и на уровнях губерний. Дворянство избирало земского исправника, или капитана, руководившего нижними судами. Верхние суды – только для дворянства. Для дворян также существовали суды чести. Созданная система МС просуществовала до 1864 г.

Политика государства в XIX в. сводилась к централизации и укреплению абсолютизма. В Европе тем временем шли буржуазные революции, устанавливались республики. В обществе назревали революционные настроения по отмене крепостного права. Судебная и Земская реформы явились следствием этих настроений.

1.01.1864 – Земская реформа. Земства были выведены из ведения дворянства. Реформа, по сути, была экспериментом, вводилась только в 33 губерниях. Система Земских учреждений:

Земские избирательные съезды. Состояли из курий – сословно-избирательных объединений:

ü 1я курия - уездные землевладельцы, для нее устанавливались земельный и имущественный цензы. Имущество – 15 000 рублей и 6 000 оборота за год;

ü 2я курия – городские избиратели, в нее входили городские жители;

ü 3я курия – выбранные от сельских обществ, они могли голосовать и за представителей других курий (в отличие от других курий). Выборы носили ступенчатый характер.

Основная функция избирательных съездов – выборы гласных в земские собрания, выборы изб сроком на 3 года. Избирательного права лишались лица, не достигшие 25 лет, опороченные по суду, или общественному приговору, подследственные, или подсудимые, иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

Земские собрания. Уездные собрания состояли на 42 % из дворянства, на 38% из крестьянства, на 11% из купечества, на 6,5% из духовенства, на 0,5% из мещанства, и на 2,4% из представителей других сословий. Губернские собрания состояли на 74% из дворянства, на 11% из купечества, на 10% из крестьянства, на 4% из духовенства, на 0,5% из мещанства.

Земские собрания состояли из гласных (депутатов). Председательствовал предводитель дворянства, однако он не участвовал в обсуждении. Земские собрания были основными (очередными) и чрезвычайными. Очередные уездные собрания – 1 раз в 10 дней, очередные губернские – 1 раз в 20 дней. Земские собрания делились на комиссии. Положение о земских собраниях обязывало иметь только ревизионную комиссию. Помимо нее создавались также протестная, докладная и юридическая комиссии. Основная задача – подготовка вопросов для проведения собрания. Перед вступлением в должность гласные принимали присягу. Гласны были обязаны являться на все собрания под угрозой исключения.

Функции уездных земских собраний:

· Раскладка внутри уезда государственных и губернских сборов;

· Составление предварительных предположений для губернских смет, размеров и способов исполнения в уезде повинности;

· Разрешение на открытие торгов и базаров.

Функции губернских земских собраний:

· Дела об открытии новых ярмарок и пристаней;

· Раскладка между уездами сумм государственных сборов;

· Рассмотрение жалоб на действия земских управ.

Земские управы. Состояли из 6 членов и 1 председателя. Избиралась управа сроком на 3 года. Уездная земская управа – 2 члена и председатель. Управы занимались исполнительно-распорядительной деятельность канцелярского характера. Функции земских управ:

Ø Представление в суде интересов земств по имущественным делам;

Ø Подготовка сведений для земских собраний;

Ø Надзор за расходами земских сумм и сбором земских доходов;

Ø Составление смет, раскладок, отчетов.

В 1867 - установлен запрет на распространение сведений о деятельности земских собраний.

1870 - городовое положение, была проведена городская реформа, аналогичная Земской.

16 июня 1870 – Городовое положение, ставшее нормативной базой для Городской реформы МС. Земская реформа содержала в себе 3 уровня: съезды, собрания, управы. Городская реформа уровней не имела, однако устанавливала 3 разряда, каждый из которых вносил по 1/3 налогов, причитающихся городу.

1й разряд - купцы 1й и 2й гильдии, дворяне;

2й разряд – ремесленники, разночинцы;

3й разряд – низшие сословия.

Два основных аспекта реформы:

Новелла – отрешенные от должности в Табели о рангах, и лишенные церковного сана граждане не могли голосовать;

Наделение избирательным правом женщин, от их имени по доверенности голосовали мужья, братья и т.п.

Органами городского самоуправления стали Городская Дума и Городская Управа. Городское собрание избирало гласных в Городскую Думу, а она выбирала Городскую Управу. Основными сферами их деятельности были:

ü Управление городским хозяйством,

ü Устройство и содержание улиц, площадей, мостовых, развитие инфраструктуры;

ü Обеспечение населения продовольствием;

ü Участие в попечении народного образования и здравоохранения;

ü Содержание богоугодных заведений;

ü Принятие мер по борьбе с пожарами и другими бедствиями.

В состав Управ входили исполнительные комиссии, они могли быть постоянными и временными, основная цель – управление отдельными отраслями городского хоз-ва.

1890 – положение о Земском учреждении. Крестьяне лишались права избирать гласных, контроль осуществлял губернатор. На уровне волостей были созданы органы крестьянского самоуправления: сельский сход, сельский староста, волосной сход, волостное правление, волостной старшина.

1889 – введен институт земских начальников.

С приходом большевиков к власти стали легитимизироваться Советы, как органы местной представительной власти. Важнейший элемент – принцип демократического централизма. Местные органы были, по сути, органами государственного управления на местах. Система характеризовалась низким уровнем. Разграничения компетенции не было, что уничтожало инициативу на местах. Помимо советов, состоящих из депутатов и созываемых временно, создавались исполкомы – исполнительные комитеты, действующие постоянно. Основные направления деятельности Советов имеют 2 группы:

Ø Вопросы общего руководства хозяйством и социального строительства на территории;

Ø Исключительные полномочия, осуществляемые непосредственно, на сессиях Совета (признание полномочий депутатов и их прекращение).

Партийное руководство Советами:

· Выработка политической линии и указаний;

· Руководство и формирование представительных органов, подбор, обучение, воспитание кадров в Советах;

· Контроль за реализацией Советами партийных директив.

История МС в России началась с 12 июля 1990 – принятия Декларации независимости, исходной точки российской государственности.

4 этапа развития системы МС в России:

ü 1990-1991 – принятие закона «об общих началах МС в РФ». Впервые признана независимость органов МС от госорганов;

ü 1991-1993 – принятие закона «о МС в РСФСР». Укрепление принципа единоначалия, главную роль в организации МС стала играть местная администрация;

ü Сентябрь-декабрь 1993 – конституционная реформа, в том числе, 7 указов, посвященных МС;

ü Декабрь 1993 - 6 октября 2003 – принятие Конституции РФ и до принятия ФЗ «Об общих принципах организации МС» в 2003 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Деятельность Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ | Вопрос 2. Понятие и конституционные основы местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.