КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментальные законы отображают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального
Социокультурный смысл современного естествознания. «…понимание мироустройства формирует систему жизненных ценностей человека, определяет его приоритеты, цели, лежит в основе его земного пути». С.И. Доронин Многообразие проявлений окружающего мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. На протяжении всей истории развития цивилизации знания представляли собой действенную силу. Начиная с 18 века, они приобретают все больше признаков производительной силы и становятся полезными не только познающему, но и всему обществу. Важнейшая особенность развития современных знаний – они теперь используются для производства самих знаний; они необходимы для того, чтобы определить, какие новые знания нужны, насколько они целесообразны и что следует предпринять для эффективного их использования.
Важнейшие особенности естественнонаучных знаний: · практическая значимость · дают целостное представление о природе, неотъемлемой частью которых является человек · база для изучения и усвоения всего нового, необходимого каждому человеку для управления не только своей деятельностью, но и производством, обществом, государством · являются интеллектуальным капиталом и существенно отличаются от денежных, природных и трудовых ресурсов: не убывают по мере использования и не отчуждаемы; вследствие своей нематериальности знания в виде информации обретают качество долговечности; для их распространения не существует границ 20 век оставил немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносит невосполнимый ущерб природе, а значит, и самому человеку. 20 век явил миру черты новой цивилизации: · человек вышел в космос · проник внутрь атомного ядра · освоил новые виды энергии · создал новые вычислительные системы · разгадал генетическую проблему наследственности
Однако (!) менее всего он преуспел в рациональном и бережном отношении к природе. Сейчас период интенсивного техногенного развития человечества: · за время эволюции жизни на Земле чередой прошли 500 млн. видов живых организмов; сейчас – 2 млн.; только в результате вырубки лесов потери – 4-6 тысяч видов в год (в 10 тыс. раз больше естественной скорости вымирания их до появления человека) · планета интенсивно пополняется множеством видов искусственно созданной продукции – ежегодно производится 15-20 млн. машин, приборов, устройств, строений и т.д., которые образуют своеобразную техногенную сферу · земледелие – гигантский поток искусственных веществ · энергетика – одна из причин нарушения экологического равновесия – глобального потепления, вызванного парниковым эффектом (ежегодный рост средней температуры воздуха, повышение уровня мирового океана, разрушающийся озоновый слой) Это результат: · активного вмешательства человека в природу · неудовлетворительного состояния: ü индустриально-технологической практики ü образовательной философии · снижения нравственного и духовного уровня человека.
Общество смирилось с подготовкой специалистов узкого профиля, имеющих ограниченный кругозор: · дифференциация и специализация, вроде бы диктуемые логикой научного прогресса, в действительности порождают экологические и социальные проблемы · цель – создание комфортного образа жизни путем замены естественной среды на искусственную?!!! Назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе: необходимо вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию, но на более высоком витке его развития; т.е. возникла объективная необходимость в повышении роли фундаментальной базы образования, построенной на основе единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Человек должен увидеть и осознать свою зависимость от окружающего мира!!! Причины необходимости повышения роли фундаментальной базы образования: · нынешний этап развития цивилизации имеет признаки экономического, экологического, энергетического, информационного кризисов; характеризуется резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира · мировое сообщество ставит в центр системы образования приоритет личности, а формирование широкообразованной личности требует решения ряда задач: ü создание оптимальных условий для гармоничных связей человека с природой посредством изучения естественнонаучных фундаментальных законов ü погружение в культурную среду через освоение истории, права, экономики, философии и других наук Естественнонаучные знания помогают специалистам гуманитарных и социально-экономических направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными есественнонаучными проблемами, от решения которых зависит технологический уровень развития общества: · важнейшие достижения естествознания составляют фундаментальную базу современных наукоемких технологий · естественнонаучные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий материальные ресурсы: капитал, землю, рабочую силу и т.п. · естественнонаучные знания и основанные на них современные технологии формируютновый образ жизни, и высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности: ü менеджер или экономист должен владеть не только законами управления и экономики, но и естественнонаучной сущностью объекта, для которого проводится, например, экономический анализ: § без знаний естественнонаучной сущности анализируемого объекта, без понимания естественнонаучных основ современных технологий нельзя дать квалифицированные рекомендации по оптимальному решению даже самого простого вопроса, связанного с оценкой, например экономической эффективности применения различных предлагаемых технологий изготовления какого-либо товара § каждая технология характеризуется своей спецификой, влияющей на качество продукта, своей материально-технической базой, воздействием на окружающую среду и т.п. § это означает, что поставленный вопрос сопряжен с решением комплекса задач, включающего и экономические, и социальные, и естественнонаучные аспекты ü оптимальное распределение финансовых ресурсов способны осуществить специалисты только высокой квалификации, профессиональный уровень которых определяют не только гуманитарные, но и естественнонаучные знания ü первую оценку того или иного предложения настоящий руководитель любого ранга обычно производит самостоятельно, прежде чем вынести окончательное решение: § вероятность того, что оценка будет объективной, а решение единственным и правильным тем выше, чем шире профессиональный кругозор руководителя, что чрезвычайно важно для принятия особо ответственных решений, затрагивающих интересы колоссального числа людей, всего государства, а иногда, и многих государств
ü естествознание всегда оказывало косвенное влияние наюриспруденцию, и в конце 20 века это влияние стало более заметным и непосредственным; исследования естественных наук имеют следствием разработку новых правовых документов, регламентирующих либо сами исследования в определенных областях естествознания, либо использование их результатов; проблемы техногенного воздействия на природную среду привели к формированию новых отраслей права; пример: руководитель предприятия привлечен к ответственности за нарушение экологических норм (как правило, это выбросы вредных веществ вокружающую среду): § мера наказания зависит от того, насколько объективно и квалифицированно сделана правовая оценка действий руководителя, а сама оценка определяется, прежде всего, профессиональным кругозором дающего оценку; § наряду с правовыми знаниями, владение знаниями о последних достижениях современных технологий, позволяющих существенно сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду, несомненно, поможет юристу объективно оценить степень нарушения и причастность к нему конкретных лиц; § всесторонние знания юриста приведут его к правильному решению и будут способствовать тому, чтобы правонарушения не повторялись; в этом случае можно считать, что основная цель высококвалифицированной подготовки и образования достигнута: «Великая цель образования – это не знания, а действия» (английский философ и социолог Г. Спенсер, 1820-1903).
Естественнонаучные знания нужны не только руководителю государства (всесторонние знания – надежная гарантия принятия обдуманных, взвешенных, всесторонне проанализированных решений), но и всем гражданам государства, так как они формируют общественное мнение, влияющее на принятие тех или иных решений на уровне государства. Всесторонние естественнонаучные знания освобождают человека от необдуманных разрушительных действий и помогают выбрать путь созидания.
ВЫВОДЫ:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |