КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения
На рубеже Средневековья и Нового времени заново открывают Платона и Плотина, человек обращается взором к небу, пытливо всматривается в него и как результат – появляются новые открытия в естествознании, базирующиеся на внедрении математики в экспериментальные естественнонаучные методы (И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла). Выделяется фигура Николая Кузанского (1401 – 1464). В его творчестве сочетаются рационализм и мистика, в своих трудах он активно использует математический аппарат. Кузанский во многом предвосхитил ведущие философские идеи Возрождения. Особого внимания заслуживает идея Кузанского о совпадении противоположностей в Боге (coincidentia oppositorum). Бог - бесконечен, в нем сняты все противоположности и заключено единство множественности мира. Кузанский использует следующий математический пример: чем больше диаметр окружности, тем больше ее кривая стремится к прямой; при бесконечной длине диаметра они наконец совпадут, а их противоположность будет снята. Бог есть одновременно абсолютный максимум и абсолютный минимум, ибо поскольку вне Бога ничего нет, то нет и ничего ни большего, ни меньшего, чем Он. Бог есть мера всех конечных величин. Возникают новые теории государства и права (Жан Боден, Гуго Гроций), основанные на понятии естественного права, договора с правителями и суверенности. Н. Макиавелли оставил непреходящий по своему значению трактат «Государь» («Князь»), который до сих пор является настольной книгой правителей как тоталитарного, так и демократического толка. Мораль и политика – «две вещи несовместные», этот вывод трактата Макиавелли подтверждается всей человеческой историей. Следует изучить и феномен Реформации, без понимания которого трудно постигнуть смысл кардинальных перемен в европейской философии и культуре. У нас в стране изданы выдающиеся работы по Реформации, изучение которых никогда не будет лишним для человека, мнящего себя образованным. Фигуры Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина сами по себе достаточно колоритны, а вклад Реформации в европейскую религиозную и светскую культуру трудно переоценить (лютеровский перевод Библии, учение о предопределении, ригористическая трудовая этика и т. д.). Реформация поставила под сомнение необходимость института церкви как посредника между человеком и Богом. Если человек верит, значит, ему не нужно никакое связующее звено между его верой и Богом. Именно система отпущения грехов ярко выявила чудовищную пропасть между истинной христианской верой и церковью. Фактически, Реформация – борьба подлинной Веры с Церковью, ставшей обмирщенным и коррумпированным социальным институтом. Утверждается свобода человека относительно мира, человек сам должен решать свои проблемы. В этом плане учение Лютера – один из источников политической и духовной свободы современного западного общества. Негативный аспект этой свободы – изоляция и бессилие человека, так как человек по причине порочности своей не может выбрать добро. Недаром вновь возник вопрос о природе веры и разума и их соотношении. Необходимо было найти новый способ автономии разума, который был бы в то же время способом присутствия Абсолюта в сознании человека (впоследствии это сделает Декарт). Так что истоки европейского рационализма – во многом религиозны. В науке на рубеже Нового времени все сильнее становится чисто прагматический, ориентированный на непосредственную пользу, элемент. Френсис Бэкон (1561 – 1626) считал целью науки установление господства над природой и обществом. «Знание – сила», - вот его известнейший афоризм, ставший кредо для ученых Нового времени. Бэкон видит свою задачу в систематическом изложении и обосновании всех наук. Для подлинного, ничем не замутненного познания человек обязан избавиться от предрассудков и фальсифицированных представлений. Их он именует идолами (призраками) и перечисляет в произведении «Новый органон»: 1) идолы рода, коренящиеся в человеческой природе; 2) идолы пещеры – личные предубеждения индивида; 3) идолы площади – языковые предрассудки; 4) идолы театра – предрассудки и догмы философских школ. Попробуйте поспорить с Бэконом или опровергнуть его классификацию! Вы увидите, что ничего более существенного добавить к этой классификации нельзя, тем более невозможно ее опровержение. Действительно, подлинно философские концепции принципиально неопровержимы. Они во многом современны до сих пор, ибо пробуждают мысль и чувства людей, любящих любомудрие и стремящихся научиться философствовать. Бэкон считал, что подлинным методом для научного познания должен служить метод индукции. Этот метод устраняет призраки, это – методически-экспериментальный прием, начинающийся с собирания и сравнения различных наблюдений, а затем, в ходе последовательных обобщений, постигающий всеобщие формы природы. Заметим, что индукция не должна исходить из случайных моментов опыта, а призвана планомерно работать с приведенными в порядок восприятиями и целенаправленными экспериментами.
Тема 1.4. Философия Нового времени
Философия Нового времени – термин, темпорально обобщающий огромное множество философских, социально-экономических, политических учений, возникших непосредственно из возрожденческой эпохи. Человек также остается в центре внимания философов Нового времени. Существует множество периодизаций, по-разному определяющих начало этой эпохи, не закончившейся, в принципе, и по сей день. Некоторые считают началом Нового времени открытие Х. Колумбом Нового Света (1492), и американцы, разумеется, довольны такой периодизацией. С точки зрения марксистской науки, начало Нового времени совпадает с первыми буржуазно-демократическими революциями в Нидерландах и Англии (там в 1649 году впервые в истории король Карл I был казнен в результате приговора парламента) и началом развития капиталистических отношений. Но с точки зрения духовного содержания этой эпохи, которое более всего интересует философию, это время обобщенно можно назвать Просвещением. Для Просвещения характерно превознесение разума и самостоятельности мыслящего индивида, уважение к свободе человека и осторожное отношение к авторитетам и догмам. Традиционно (для удобства преподавания) выделяют следующие основные течения в новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм. Ведущие представители рационализма (активно развивался во Франции и Германии) утверждали, что действительность можно понять и познать лишь исходя из принципов чистого мышления. Поскольку мир устроен логично, его можно постигать дедуктивным путем. Образцом для такого изучения служит математика, выводящая положения из немногих достоверных аксиом. У Рене Декарта (1596 – 1650), учение которого по латинскому написанию его имени (Cartesius) называют картезианством, скепсис по отношению к традиции тесно переплетался с высокой оценкой разума. Исходным пунктом картезианской философии выступает сомнение. Декарт в своих поисках к истине стремится именно к такому первопринципу, который уже не вызывал бы никаких сомнений. Основные черты своего метода Декарт излагает в «Рассуждении о методе». Интересны также его произведения «Начала философии» и «Страсти души». Декарт как бы является эталоном для мыслителей Нового времени: он соединяет в себе черты ученого-естествоиспытателя и философа. Декарт создал новую онтологию, гносеологию и антропологию, ориентировав их рационалистически. В философии Декарта отчетливо воплощается дуализм духа и материи, Бога и мира. В основе всего сотворенного Богом мира он усматривает две субстанции: протяженную (материальную) и мыслящую (духовную). Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 – 1677) прожил чрезвычайно трудную жизнь, которая, однако, не озлобила его душу. Все учение этого голландско-еврейского мыслителя проникнуто просветленным и возвышенным покоем, который привлекал многих гениев человечества. Например, в восторге от Спинозы был великий И. В. Гёте. Спиноза попытался изложить свою философию в виде геометрических аксиом, определений и теорем. Он считал, что в философии, как и в математике, из высших принципов можно вывести все остальные положения. Главный труд – «Этика» (1677), состоящий из 5 разделов: «О Боге», «О природе и происхождении духа», «Об аффектах», «О человеческой несвободе» и «О власти разума, или о человеческой свободе».
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |