Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.6. Отечественная философия 4 страница




 

Из обширной совокупности природных факторов, в той или иной мере участвовавших в формировании сознания у гоминид (человеческих приматов), выделим некоторые:

 

а) космические (солярные и межзвездные излучения);

 

б) экологические (воздействие земной радиации, вулканов, подвижность земной коры, магнитного поля Земли, изменения климата и многое другое);

 

в) адаптационные (связанные с этологическим приспособлением в природе, естественным отбором и так далее);

 

г) генетические (сальтация генов, уменьшение числа хромосом и так далее). Действие генетических механизмов пока еще не совсем ясно, однако уже получены данные о существовании в структуре ДНК постоянных и изменчивых компонентов. Постоянство выражается в том, что у нас имеются общие гены даже с горохом, сходство хромосом и белков у человека и шимпанзе составляет 99%. В генетической структуре современных людей хранится информация о всех пройденных этапах этнического развития (генетическая память поколений). Изменчивость ДНК выражается в эволюции регуляторных генов, которая обусловила процессцефализации (греч. cefale – "голова") – рост головного мозга гоминид.

 

2. На фундаменте природных факторов базируются определяющие развитие человеческого сознания социальные факторы:

 

Главным фактором, обеспечивающим переход к принципиально новому образу жизни, который позволил гоминидам вырваться из мира животных, была трудовая деятельность. Разные формы труда (употребление и изготовление деревянных и каменных орудий) предшествуют становлению сознания, которое развивается постепенно, по мере совершенствования труда. В труде (при изготовлении орудий) необходимо предвидеть цель и уметь найти средства ее достижения. Предметно-чувственное отражение уже не может полностью соответствовать этому, поэтому труд неизбежно требует особого мыслительного аппарата, с помощью которого можно было бы в идеальной форме поставить цель и найти средства ее реализации.

 

А поскольку труд с самого начала носит общественный характер, то он же порождает потребность передавать другим людям эту цель и возможные средства к ее достижению. Таким образом, трудовая деятельность – решающий фактор развития мышления и сознания, выделения себя из среды, развития языка как средства общения и взаимопонимания.

 

Первоначально действия сочетались со звуками (пантомима), постепенно происходила замена движений звуками, то есть звуки, их сочетания обозначали действия, предметы и события. На основе подражания использование этих звуковых образов распространялось среди племени и, усложняясь на протяжении многих поколений, приводило к формированию речи и языка. Язык, членораздельная речь как особая деятельность человека (выражение и передача мыслей) становится вместе с трудом главным стимулом дальнейшего формирования человеческого мозга и органов речи. Язык, возникнув из процесса труда вместе с сознанием, выполняет две основных функции:

 

1. Средство мышления. Фиксируя в словах и фразах свои впечатления и представления, человек вырабатывает отвлеченные понятия, строит абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности.

 

2. Средство общения. Благодаря языку можно сохранять, накапливать и передавать информацию, делать знание индивида достоянием всех. Таким образом, с появлением и совершенствованием языка люди приобретают новое и мощное орудие развития сознания.

 

Язык опосредован через знак, то есть условный образ, модель предметов и явлений. Материальное выражение знака: звук (колебание воздуха) или письмо (буква, иероглиф, слово) обозначает реальные предметы и явления и связи между ними. Признание знакового характера языка объясняет существование множества языков (сравните с библейской легендой о Вавилонской башне) и такие явления, как способность одного слова обозначать многие понятия и наоборот.

 

 

Первобытный человек осознавал себя прежде всего как частицу целого, в составе которого он живет – стада, рода, племени. Его сознание первоначально было – МЫ, и лишь постепенно, с общественным разделением труда, противопоставлением себя другим, становилось – Я, индивидуальным сознанием. Сначала МЫ-ОНИ, потом Я-ДРУГИЕ. Внутренний, духовный мир человека проявляется в результате постепенного самоосознания, сравнения себя с другими, общения.

 

Итак, сознание – продукт общественно-исторического развития, оно возникло вместе с человеческим обществом, в процессе становления и совершенствования трудовой деятельности и языка и формируется только в условиях постоянного общения индивидов между собой.

 

3.Сущность и свойства сознания

 

Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому:

 

1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность (лат. reflexio – "отражение назад"): оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание в конечном счете сопровождаются "оглядкой" на другого. Другой внутри меня – это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я – это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, отстраненно, он сравнивает свое старое понимание ситуации (когда он был внутри заданной ситуации) с новым (когда он вышел за рамки заданности), то есть, по существу, человек входит в диалог с собой.

 

Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать.

 

Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, "проигрывая" в сознании различные варианты своих действий. Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно.

 

 

Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни.

 

2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью (лат. intentio – "стремление"), направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения.

 

Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира – сознание активно.

 

3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание – социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Со-знание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию – культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности.

 

Видовой опыт человека зафиксирован не в генетической программе, а во всей совокупности материальной и духовной культуры. Каждый человек может стать представителем своего вида (homo sapiens), только если он усвоит (в определенном объеме, так как все усвоить невозможно!) и воспроизведет в себе этот видовой опыт. Мир культуры – мир знаков и значений. В совокупности знаков как бы "зашифрована" социальная информация. Расшифровать знак, символ – значит понять его значение. Значение – это внутреннее содержание знака, основная образующая человеческого сознания. Однако сознание не сводится лишь к совокупности значений, безличному знанию, оно – всегда страстно, всегда как-то относится к значению, то есть сознание – это не только знание, но и отношение. Смысл – это переживание субъективной значимости какого-либо предмета ("Жизнь потеряла смысл"... "Бессмысленная работа" и т.п.).

 

При анализе ситуаций часто выявляется смысл ситуации еще до анализа значений, то есть мы уже как-то относимся к ситуации, еще не сознавая ее значения с точки зрения культуры. Например, в выражении академика Щербы "Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка" звучит внутренний образ – значения нет, а смысл понятен. Взаимопонимание людей и самопонимание обеспечивается означением смыслов и осмыслением значений.

 

Опираясь на указанные важнейшие свойства сознания (диалогичности – рефлексивности, предметности – интенциональности, социальной обусловленности значениями и смыслами), феномен сознания можно представить как высший уровень отражения и саморегуляции, присущий человеку.

 

Тема 2.6. Сознание и сфера бессознательного

1. Функции и состав индивидуального сознания

2. Сфера бессознательного

 

 

1.Функции и состав индивидуального сознания

 

C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют:

 

1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;

 

2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;

 

3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.

 

Соответственно этим функциям в сознании выделяют три основные сферы со своими специфическими особенностями:

 

1) интеллектуальную;

 

2) эмоциональную;

 

3) мотивационно-волевую.

 

Деление на три сферы достаточно условно, так как они (как и функции сознания) тесно взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

 

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

 

– мышления (быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость);

 

– памяти (объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);

 

– внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключаемость);

 

– восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

 

Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект – не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством.

 

2. В эмоциональную сферу входят чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

 

Чувства – эмоции, характеризующие личность человека. Различают нравственные чувства (гуманность, любовь, совесть, раскаяние); эстетические (чувство прекрасного, юмора); интеллектуальные (любопытство, удивление, сомнение). Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

 

C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют:

 

1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;

 

2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;

 

3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.

 

Соответственно этим функциям в сознании выделяют три основные сферы со своими специфическими особенностями:

 

1) интеллектуальную;

 

2) эмоциональную;

 

3) мотивационно-волевую.

 

Деление на три сферы достаточно условно, так как они (как и функции сознания) тесно взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

 

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

 

– мышления (быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость);

 

– памяти (объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);

 

– внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключаемость);

 

– восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

 

Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект – не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством.

 

2. В эмоциональную сферу входят чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

 

Чувства – эмоции, характеризующие личность человека. Различают нравственные чувства (гуманность, любовь, совесть, раскаяние); эстетические (чувство прекрасного, юмора); интеллектуальные (любопытство, удивление, сомнение). Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

 

Настроения, стрессы, аффекты – эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности.

 

Аффекты – бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг).

 

Настроение – общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания.

 

Стрессы – особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности – с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других – падение активности (стресс кролика).

 

Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания.

 

3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления – мотивы.

 

Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, – "маниловщина"), устойчивой и неустойчивой (человек "разбрасывается", увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку – даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее.

 

Центральный момент мотивации – выбор цели, целеполагание.Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

 

Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения – усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания – его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.

 

Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание – особую сферу, отражающую собственное Я. Самосознание – не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом.

 

В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.

 

Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие "Я". В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе – Я-концепция –- продукт самосознания, складывающегося из:

 

1) САМОПОЗНАНИЯ путем сравнения себя с другими, усвоения оценок других о себе, приписывания себе определенных качеств;

2) САМООТНОШЕНИЯ (эмоциональная сторона самосознания), которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснения, рационализации, проекции, идентификации и других;

 

3) САМОРЕГУЛЯЦИИ – стремления повысить самооценку, завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание.

 

В Я-концепции сочетаются несколько различных "образов Я":

 

– "реальное Я" – представление о том, каков я есть на самом деле, сейчас;

 

– "динамическое Я" – образ, которому человек намерен соответствовать и уже становится;

 

– "идеальное Я" – каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;

 

– "фантастическое Я "- представление о том, каким хотел бы стать, если бы это было возможно;

 

– "ожидаемое Я" – предполагаемое мнение о себе со стороны окружающих;

 

– "представляемое Я" – желание выглядеть определенным образом перед другими.

 

Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить "фантастическим Я" правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается "ожидаемое Я" и "представляемое Я" – он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности "идеальное Я" управляет другими образами Я, проверяя, контролируя "реальное Я" и "представляемое Я": таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или "изображаешь" себя окружающим.

 

Не следует забывать, что все "Я-образы", из которых складывается и "Я-концепция" – лишь субъективное представление человека о самом себе. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себя окружающим и каким видит себя в данный момент – все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, он есть на самом деле. Поэтому важнейшая задача для человека – осуществить правильную самооценку, соотнося с оценкой окружающих.

 

2. Сфера бессознательного.

 

О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательного знания указывали Г.Лейбниц, И.Кант, А.Бергсон и другие философы. Однако предметом специального систематического исследования бессознательное впервые стало в учении австрийского психолога З.Фрейда (1856-1939). Согласно концепции Фрейда психика индивида имеет трехслойную структуру:

 

1. ОНО – бессознательное психическое начало, глубинный источник психической энергии, кипящий котел неосознаваемых влечений. В нем властвует Эрос – инстинкт жизни, стремление к удовольствию, к сексуальным наслаждениям и Танатос – инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию.

 

2. Я – сознательное разумное начало, которое учитывает требования реальности и управляет ОНО, как всадник лошадью. Однако ОНО то и дело выходит из подчинения и исходящие от него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятые в обществе, у него формируется третий слой –

 

3. Сверх-Я, контролирующее Я. Если Я нарушает требования сверх-Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести. Таким образом, сознательное Я оказывается между реальностью, ОНО и СВЕРХ-Я, которые предъявляют к нему противоречивые методы. Это вызывает в психике человека напряжение и конфликты. Я спасается от давления со стороны бессознательного благодаря особым защитным механизмам, имеющимся в психике, например, сублимации: энергия бессознательных импульсов (Эроса, Танатоса) направляется в другое русло и разряжается в творческой деятельности.

 

 

По Фрейду, содержание бессознательного складывается из различных "комплексов" (Эдипа, Электры и т.п.), которые формируются в борьбе между Я и ОНО и отражают индивидуальные особенности психического развития личности. Его гениальный ученик, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) предположил, что кроме "личного бессознательного" существует еще более глубокий пласт психики – "коллективное бессознательное". К нему относятся образцы (архетипы) поведения и мышления, сложившиеся в культурах далекого прошлого и передающиеся генетически от поколения к поколению. Такие архетипы незаметно для людей определяют их духовный мир, деятельность и творчество.

 

Далеко не все в учениях Фрейда и Юнга бесспорно и достаточно обосновано. Но благодаря трудам этих и других исследователей (К.Хорни, А.Адлер, Г.Салливан, Э.Фромм) понята важнейшая роль бессознательного в человеческой жизни. Сейчас известно, что в подсознании человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. По некоторым подсчетам, скорость процессов преобразования информации в области бессознательного составляет 1000000000 бит в секунду, а в области осознанного – только 100 бит/сек. Таким образом, наше сознание подобно айсбергу, верхушка которого – осознанное – возвышается над огромным темным массивом бессознательного.

 

Осознанное и бессознательное не разделены непроходимой границей, между ними существуют промежуточные, переходные, "полусознательные" психические процессы и состояния. Степень осознанности психической деятельности варьируется от совершенно бессознательных актов до полностью контролируемых сознанием операций. Возникающие в бессознательном импульсы и мысли могут "всплывать" в осознанном (например, при интуитивных "озарениях"), и наоборот, деятельность, проходящая под полным контролем сознания, может перестать осознаваться и совершаться бессознательно.

 

В современной литературе выделяются различные виды бессознательных явлений человеческой психики:

 

1. Подсознательное мышление – идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся неизвестно как и откуда появившимися в сознании. В нашей памяти хранится информация, которая может включать в себя забытые или полузабытые знания и умения, сведения, о которых человек даже и не подозревает.

 

2. Автоматизированные навыки и способы действий, которые человек выработал под контролем сознания, и в результате тренировки научился применять бессознательно (ходьба, бег, письмо, чтение и т.д.).

 

3. Неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности, определяющие ожидания, которые возникают у человека в разных ситуациях и заранее настраивающие его на соответствующие действия. Неосознаваемые мотивы могут объясняться придуманной рациональной мотивировкой.

 

4. Непроизвольные реакции, сопровождающие действия, в которых человек не отдает себе отчета. Легче всего человеку контролировать внешние действия: слова, движения, заметно труднее – напряжение мыщц (позу, мимику, интонацию,тембр голоса), почти невозможно – слезы, дрожь, расширение зрачка. На этих принципах устроены различные "детекторы лжи".

 

5. Надсознательное (сверхсознание) – неконтролируемое сознанием, интуитивное понимание социальных потребностей и задач, выходящее за рамки индивидуального сознания. Благодаря надсознательному человек способен к подлинному творчеству, "предугадывая" глубинные тенденции развития культуры, науки, искусства, политики, техники. В нем – тайна гениальности.

 

6. Субсенсорное восприятие – не доходящее до уровня осознания или смутно осознаваемые ("сердцем чую") данные органов чувств: феномен 6-го чувства: что-то остановило, заставило повернуться; эффект 19 кадра в секунду.

 

Итак, сознание – исходное философское понятие для обозначения всех форм субъективной реальности, учитывающее также неосознаваемые явления и процессы в духовной и душевной жизни человека.

 

 

Тема: Учение о познании

 

1. Историческое развитие теории познания

2. Интуиция и искусственный интеллект

3. Схема человеческого интеллекта

 

1.Историческое развитие теории познания

 

В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания – предмет философских размышлений. Раздел философии, занимающийся исследованием, изучением общих принципов, форм и методов человеческого познания, называется ГНОСЕОЛОГИЕЙ (теорией познания). Она рассматривает:

 

– взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности;

 

– отношение знания к действительности;

 

– возможность познания мира человеком;

 

– критерии истинности и достоверности знания.

 

В философии сформировались различные подходы к объяснению познавательного процесса. Главное различие между ними обусловлено толкованием отношения между знанием и действительностью.

 

Знание – элемент человеческого сознания. Оно имеет идеальный характер. Но знание – всегда знание о чем-то, то есть оно предполагает существование какой-то реальности, лежащей вне его. В зависимости от понимания этой реальности все варианты теории познания прежде всего делятся на две основные гносеологические позиции в философии. Согласно идеализму познаваемая реальность, как и знание о ней, является духовной, идеальной и входит в состав знания (человеческого или сверхчеловеческого). Познание при этом представляется как чисто духовный процесс, целиком протекающий внутри мира сознания. Платон думал, что знания появляются благодаря тому, что душа человека "припоминает" мир идей, в котором она пребывала до своего вселения в тело.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.