КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2: Эволюция подходов в менеджменте знаний
1. Основные вехи развития менеджмента знаний Хотя термин «менеджмент знаний» начал использоваться только в конце 19080х гг. (начали собираться конференции по управлению знаниями, стали издаваться книги и статьи в деловых журналах), однако философы, учителя и писатели пользовались аналогичными технологиями уже многие десятилетия. Как отмечает Деннинг, «с незапамятных времен деревенские старейшины, повивальные бабки, лекари в деревнях хранили и передавали из уст в уста, из рук в руки накопленный и отфильтрованный опыт столетий существования общины». Люди веками в виде ли пересказа рассказов, былин и песен, в виде ли ученичества и передачи ремесел в семьях создавали, испытывали и совершенствовали способы сохранения знаний, жизни на основании прошлого опыта предшествующих поколений, избегания дорогостоящих повторов и переизобретений, да и совершения одинаковых ошибок. Такими способами знание не только сохранялось, иногда вообще не приобретая словесного выражения, но и распространялось в обществе, т.к. хотя общины, семьи и отдельные мастера ревностно хранили свои секреты, все же они раскрывались (добровольно либо силой) и даже выносились за пределы общины и нации – значительная часть нашего культурного наследия является результатом распространения и смешения знаний при миграции наций, войнах, слияниях и разделениях государств. Еще Уэллс в 1938 г., хотя и не использовал термин «менеджмент знаний», описал свое видение Всемирного мозга (своего рода идеализированное представление о Всемирной сети), которое включало многие желательные свойства подхода к управлению знаниями с позиций интеллектуального капитала: отобранный, хорошо организованный, надежный и проверенный контент, который тщательно собирается, обновляется и предоставляется в удобной для использования форме любым пользователям и их организациям. Дракер первым употребил термин «работник знаний» в 1964 г. А Сендж в 1990 г. сосредоточил внимание на «обучающейся организации», которая может учиться на прошлом опыте, хранящемся в корпоративной памяти. Дороти Бартон-Леонард (1995) описала случай успешного применения менеджмента знаний в компании Chapparal Steel. Нонака и Такеучи (1995) исследовали, как образуется знание, как оно используется и распространяется в организациях, и как это способствует распространению инноваций. С начала 1990х гг. появляются книги об управлении знаниями, и развитие этого направления с середины этого десятилетия набирает темп. Уже в 1999 Бойсот впервые обобщил основные этапы развития менеджмента знаний. Любопытно то, что, несмотря на огромный вклад некоторых теоретиков в развитие данного направления (Дракер, Сендж, Нонака и Такеучи и некоторые другие), до 2003 г. в основном именно практики, чаще всего консалтинговые фирмы, внедряли и совершенствовали управление знаниями в различных компаниях. И лишь после 24го Всемирного конгресса по управлению интеллектуальным капиталом, прошедшего в январе 2003 г., после обращения ведущих специалистов, данное направление стало по-настоящему академическим. Ныне появилась университетская дисциплина «Менеджмент знаний», преподаваемая не менее чем в сотне университетов по всему миру, появились докторские диссертации на тематику в этой области, немалое количество бизнес-школ стали предлагать обучение по специальности «Менеджмент знаний».
2. Цикл управления знаниями и разные подходы к его пониманию Эффективный менеджмент знаний требует, что организация идентифицировала, создавала, приобретала, распространяли и получала выгоды от знаний, дающих стратегические преимущества этой организации. Следует проводить четкое разделение информации (которая может быть оцифрована и так храниться, обрабатываться и передаваться) и собственно знаний, капитала знаний (который может существовать только в контексте интеллектуальной системы). И так как мы до сих пор достаточно далеки от создания искусственного интеллекта, это неминуемо означает, что капитал знаний неотделим от человека, знающего что-либо, и не может быть передан организации как таковой, безотносительно ее работников. Таблица 2 – Сравнение ключевых процессов цикла менеджмента знаний
Несмотря на все кажущиеся различия указанных подходов к построению цикла управления знаниями, в них можно проследить общие закономерности перехода и взаимосвязи стадий. Объединение и переработка этих стадий дает следующие 10 основных этапов работы со знаниями: 1) Фиксирование/ создание знания или добавление своего к уже существующему. 2) Отбор/ фильтрация знаний. 3) Кодирование знаний (не только для машинного использования, но и для обмена между людьми, т.е. с помощью естественных языков). 4) Улучшение, совершенствование знаний. 5) Обмен знаниями. 6) Обеспечение доступа к знаниям. 7) Обучение знаниям. 8) Применение знаний. 9) Оценка знаний. 10) Повторное использование/ продажа знаний. Эти этапы можно укрупнить и объединить в три основных этапа-процесса: 1) Фиксирование и/или создание знания. 2) Обмен и распространение знаний. 3) Приобретение и применение знаний.
3. Модели управления знаниями Хотя сейчас мало кто станет утверждать, что управление знаниями не важно, общей проблемой является то, что немногие менеджеры и сотрудники служб, связанных с информацией, понимает, как управлять знаниями в создающих знания организациях. Многие сосредотачиваются на т.н. «твердых» знаниях, имеющих количественное выражение, и при этом управление знаниями низводится до уровня механизма обработки информации. По мере понимания сложной, субъективной и динамичной природы знаний появился и более всесторонний подход к менеджменту знаний. Принимаются во внимание такие важные и комплексные факторы, как культурно-исторические, социальные, контекстные. Сейчас, когда на твердом фундаменте практических работ в области менеджмента знаний выросла академическая дисциплина и появились теоретические и концептуальные модели управления знаниями, уже можно достаточно полно удовлетворить потребность в понимании того, что происходит в сферах памяти, обучения и знаний организации. За последние годы было сформулировано множество теоретических моделей менеджмента знаний, однако для данной темы выбраны только те, которые отвечают следующим критериям: 1) Они представляют всесторонний подход к управлению знаниями (т.е. учитывают человеческий фактор, процессы, организационное измерение и технологии); 2) Они широко представлены и обсуждены в литературе по управлению знаниями с участием как исследователей-теоретиков, так и практиков; 3) Модели были апробированы, применялись на практике, их надежность и адекватность подтверждены. Тем не менее выборка ставит своей целью не отсеять лучшие модели или представить их полный перечень, а, напротив, показать наиболее широко разнообразие обоснованных взглядов на управление знаниями и тех способов, которые существуют в этой дисциплине для понимания, объяснения и прогнозирования процессов и результатов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |