КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правило осуществления безналичных расчетов
Безналичные расчеты между предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности на территории Украины осуществляются в национальной валюте страны, в гривнах, через банк путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя средств в соответствии со ст. 1087-1106 Гражданского кодекса Украины (2003 г.) и в соответствии с инструкцией Национального банка Украины «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины» от 2 августа 1996 года (инструкция № 7). Безналичные расчеты — форма денежного обращения, при которой хранение и движение денежных средств проходит без участия наличных денег, посредством их зачисления на банковский счет получателя и перечисления (списания) со счета плательщика. Безналичные расчеты осуществляются через банки, поэтому деньги в этом обороте видны для контроля и налогообложения. Средства со счета клиента списываются по распоряжению его владельца, кроме случаев, в которых действующим законодательством предусмотрено бесспорное взыскание и безакцептное списание средств. Расчетные документы принимаются банком к выполнению только в пределах имеющихся средств на счете клиента. Платежи одного клиента за счет средств другого не допускаются, за исключением случаев уступки требования и перевода долга в соответствии с главой 17 Гражданского кодекса Украины и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством. Средства предприятий подлежат обязательному хранению в банках за исключением остатков наличности в их кассах в пределах установленного банком лимита и норм расходов с выручки, которые предусмотрены действующим порядком ведения кассовых операций в хозяйстве Украины. Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов на договорной основе. Предприятия самостоятельно избирают форму расчетов со своими партнерами, поставщиками, покупателями. Существуют следующие формы расчетов: платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями; платежными требованиями; инкассовыми поручениями (распоряжениями); чеками; аккредитивами; векселями. Платежное поручение — документ, который представляет собой письменно оформленное поручение (приказ) клиента обслуживающему его банку на перечисление определенной суммы финансовых средств со своего счета на другой счет (продавца, поставщика, посредника) в этом же или другом банке. Поручение принимается к выполнению банками в течение десяти календарных дней со дня его выписки. Банк принимает к выполнению от плательщика поручения только в пределах имеющихся средств на его счету, за исключением поручений на перечисление в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государственные целевые фонды, которые принимаются банками независимо от наличия средств на счетах предприятий. Расчеты поручениями осуществляются: за фактически отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги); в порядке предварительной оплаты; для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий; для расчетов с кредиторами. В том случае, если получатель средств не имеет счета в учреждении банка или расчеты непосредственно с получателем средств платежными поручениями невозможны, предприятие может осуществлять перечисление средств гарантированными платежными поручениями через предприятия связи. С помощью гарантированных поручений предприятие может осуществлять переводы без ограничения суммы: Платежные поручения, как и другие расчетные документы, заполняются на компьютере или на пишущей машинке без исправлений и подчисток на бланках установленной формы. На первом экземпляре платежного поручения проставляется оттиск печати, подпись директора и главного бухгалтера. На основании первого экземпляра платежного поручения осуществляется списание денег со счета плательщика. В практике расчетов существуют срочные, досрочные и отсроченные расчеты платежными поручениями. Срочными платежами являются платежи после отгрузки товаров, а также авансовые. Досрочный и отсроченный платежи должны предусматриваться и договоре (контракте). Расчеты платежными поручениями осуществляются по схеме, приведенной па рис. 2. Схема расчетов с помощью платежных поручений между предприятием-поставщиком и покупателем
Рис. 2. Условные обозначения: 1 — поставка материальных ресурсов, товара; 2 — выписка покупателем платежного поручения и представление его в банк; 3 — передача платежного поручения в банк поставщика, списание денег со счета покупателя (плательщика) на счет поставщика (получателя); 4 — выписка с текущего счета о списании суммы денег; 5 — выписка с текущего счета о зачислении суммы денег. Если договором предусмотрена предоплата, то последовательность операций 1 и 2 может меняться. За последние годы получает распространение форма расчетов с помощью требований-поручений. Платежное требование-поручение — расчетный платежный документ, представленный получателем средств в обслуживающий его банк; содержит, с одной стороны, требование получателя денежных средств к их плательщику об уплате положенной суммы, с другой стороны, поручение плательщика своему банку о перечислении данной суммы получателю. Оплата в этом случае осуществляется на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, подтверждающих стоимость поставленной (проданной) продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Схема расчетов с помощью платежных требований-поручений
Рис 3. Условные обозначения: 1 — поставка товара, ресурсов; 2 — платежное требование-поручение, отгрузочные документы, договор; 3 — передача обслуживающему банку платежного требования-поручения с акцептованной суммой платежа; 4 — перечисление денег со счета плательщика на счет поставщика; 5 — выписка для плательщика о списании с его счета акцептованной суммы; 6 — выписка для поставщика, получателя денег о зачислении полученной суммы на его счет. Платежное требование-поручение выписывается поставщиком (продавцом) на специальном бланке и вместе с подтверждающими документами отправляется в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику (покупателю), а подтверждающие документы оставляет у себя. Свое согласие оплатить или отказаться от оплаты плательщик обязан письменно сообщить обслуживающему его банку не позднее трех дней. Платежное требование-поручение — документ, состоящий из двух частей: × верхняя — требование поставщика (получателя средств) непосредственно к покупателю (плательщику) уплатить стоимость поставленной ему по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг); × нижняя — поручение плательщика своему банку перечислить с его счета сумму, которая там указана. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк и течение этих трех дней. Требование-поручение вместе с приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах (при этом в графе «сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, подлежащая списанию со счета плательщика), и сдает их в обслуживающий банк. Кроме того, часто платежные требования-поручения поставщик отправляет покупателю, минуя банк. При этом плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка, с тем, чтобы акцептованная по платежному требованию-поручению сумма была перечислена со счета плательщика на счет поставщика. На рисунке 3 приведена схема этих расчетов. Если покупатель по различным причинам не может сразу рассчитаться с поставщиком, то поставщик может предоставить ему коммерческий кредит. Инкассовое поручение — документ, в сопровождении которого коммерческие или финансовые документы передаются плательщиком в банк на инкассо для перечисления денежных средств получателю за купленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги. Для осуществления расчетов в безналичной форме между предприятиями, а также между предприятиями и физическими лицами с целью сокращения расчетов наличными деньгами за купленные товары, выполненные работы, оказанные услуги применяются чеки. Расчетный чек — это документ, содержащий письменное распоряжение владельца счета (чекодателя) учреждению банка (банку-эмитенту), ведущему его счет, уплатить получателю денег (чекодержателю) указанную в чеке сумму средств. Чекодатель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее платеж с помощью чека и подписывающее его. Чекодержатель — предприятие или физическое лицо, являющееся получателем средств по чеку. Банк-эмитент — банк, выдающий чековую книжку (расчетный чек) предприятию или физическому лицу. Чековые книжки (расчетные чеки) изготавливаются на специальной бумаге на банкнотной фабрике Национального банка Украины и являются бланками строгой отчетности. Чековые книжки брошюруются по 10, 20 и 25 листов. Срок действия чековой книжки — один год. Расчетного чека, который выдается для разового расчета физическому лицу, — три месяца. По согласованию с учреждением банка срок действия неиспользованной чековой книжки может быть продлен. Чек заполняется от руки (шариковой ручкой, чернилами) или с использованием технических средств. Не допускается исправление в чеках и использование факсимиле вместо подписи. Чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чекодержателя в течение десяти календарных дней (день выписки чека не учитывается). Чек принимается чекодержателем в оплату непосредственно от чекодателя, на имя которого выписан документ, подтверждающий получение им товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Запрещается передача чековой книжки (расчетного чека) ее владельцем любому другому юридическому лицу или физическому лицу. По желанию физического лица расчетный чек может быть выписан на имя другого лица, которое в этом случае становится владельцем чека. Выдача расчетных чеков на предъявителя не производится. Неиспользованные чеки после окончания срока действия чековой книжки или исчерпания лимита подлежат возврату в банк-эмитент, где они должны быть погашены банком. По желанию клиента банк может продлить срок действия чековой книжки или клиент может пополнить ее лимит в случае его исчерпания. Аккредитивная форма расчетов, позволяющая свести к минимуму риски при расчетах — способ безналичных расчетов между предприятиями, суть которого состоит в том, что банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в согласованный сторонами срок на основе условий, предусмотренных в аккредитиве — денежном документе, позволяющем получить указанную в нем сумму полностью или частями в течение определенного периода времени. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в заявлении на аккредитив, и при выполнении других условий аккредитива. Заявитель аккредитива — плательщик (импортер, покупатель, приказодатель), обратившийся в обслуживающий его банк с просьбой (заявлением) об открытии аккредитива. Банк-эмитент (уполномоченный банк) — банк плательщика, открывающий аккредитив своему клиенту. Схема расчетов чеками
Рис. 4. Условные обозначения: 1 — заявление на получение чековой книжки; 2 — платежное поручение для депонирования средств; 3 — депонирование средств; 4 — получение чековой книжки; 5 –– отгрузка товаров, материальных ресурсов; 6 — чек; 7 — реестр чеков для оплаты; 8 — требование на оплату; 9 — перечисление денег.
Бенефициар — юридическое лицо, в пользу которого выставлен аккредитив (продавец, исполнитель работ или услуг, получатель денег, экспортер). Исполняющий банк — банк бенефициара или другой банк, который по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив. В зависимости от характера аккредитивной операции, возложенной банком-эмитентом на исполняющий банк, он может выступать авизирующим или банком-плательщиком. Условия и порядок проведения аккредитивной формы расчетов предусматриваются в договоре между бенефициаром и заявителем аккредитива. Условия аккредитива должны быть составлены таким образом. чтобы, с одной стороны, они давали возможность банкам без осложнений их проконтролировать, с другой –– обеспечивали бы интересы сторон, которые используют аккредитивную форму расчетов. В практике взаиморасчетов используются многие виды аккредитивов. Наиболее распространенными из них являются следующие: 1) отзывной — может быть изменен или отозван (аннулирован) не только приказодателем, но и банком-эмитентом при ухудшении финансового положения импортера; согласие бенефициара при этом не обязательно; на самом аккредитиве указывают «отзывной» (применяется редко); 2) безотзывный — не может быть отозван (аннулирован) или изменен до истечения срока без согласия бенефициара; если на аккредитиве не указано, к какому виду он относится, его считают безотзывным (самая распространенная форма документарных аккредитивов); 3) подтвержденный — безотзывный аккредитив, при котором бенефициар имеет дополнительные гарантии, поскольку по просьбе банка-эмитента другой банк (подтверждающий) принимает обязательство уплатить (акцептовать, негоциировать) против представленных документов независимо от поступления к нему средств от банка-эмитента; 4) неподтвержденный — не содержит гарантий подтвержденного аккредитива: авизирующий банк оплатит документы только после перечисления средств банком-эмитентом; 5) покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет собственные средства приказодателя (импортера) или средства предоставленного ему кредита в банк-корреспондент (исполняющий банк) на весь срок действия аккредитива; 6) непокрытый — аккредитив не имеет обеспечения импортера депонированными средствами, он может быть открыт в исполняющем банке путем предоставления тому права списания сумм по аккредитиву со счета банка-эмитента; 7) револьверный (возобновляемый) — предполагает автоматическое пополнение до первоначальной суммы после совершения платежа в течение всего срока его действия; 8) трансферабельный (переводной) — аккредитив, дающий право бенефициару передавать его частями или полностью третьим лицам (вторым бенефициарам), т.е. субподрядчикам в производстве экспортируемого товара. Схема аккредитивной формы расчетов (покрытые аккредитивы) представлена на рисунке 5. Для предприятий, использующих аккредитивную форму расчетов, важно знать ее положительные и отрицательные аспекты. К положительным аспектам следует отнести: надежность, гарантию оплаты, поставки;; часто единственная форма расчета по экспортно-импортным операциям (из за законодательных ограничений); использование аккредитива при налоговом маневрировании.
Схема аккредитивной формы расчетов
Рис. 5. Условные обозначения: 1 — заявление на аккредитив, написанное на основе договора (контракта); 2 — депонирование средств; 3 — извещение (авизирование) об открытии аккредитива; 4 — отгрузка товара, ресурсов; 5 –– документы, подтверждающие отгрузку, через банк поставщика и банк покупателя передаются покупателю; 6 — зачисление денег на текущий счет с аккредитива. К отрицательным: высокие комиссионные сборы банков (до 3 процентов); длительное отвлечение оборотных средств при необходимости депонирования средств (покрытия аккредитива); возможность неисполнения аккредитива из-за формальной неточности в документах или разночтениях со стороны банков; сложность расчетов, возможность мошенничества на каком-то этапе. Редкое применение аккредитива во внутрихозяйственном обороте объясняется не только неосведомленностью, привычкой и экономностью деловых партнеров, но и тем фактом, что в пределах одной страны гораздо проще «достать и наказать» недобросовестного плательщика, чем за рубежом. Это и арбитражный суд, и другие «формы воздействия». Одна из интересных схем использования аккредитива в сфере недвижимости разработана Альфа-банком в России. В общем виде она выглядит так: покупатель открывает в банке счет на сумму сделки и заполняет заявление на открытие аккредитива. В этом заявлении содержится поручение банку выплатить продавцу определенную сумму при наступлении определенного момента (выполнении условий). Такими условиями могут быть (последовательно): переход права собственности на квартиру, снятие продавца с регистрационного учета, передача ключей, фактическое освобождение площади. Там же указывается, какими документами наступление каждого момента должно быть подтверждено. Заявление со всеми условиями заверяет банковский служащий и выдает продавцу уведомление об открытии аккредитива. С этого момента покупатель уже не может забрать деньги, а продавец получит их только тогда, когда сделка пройдет нормально. Если сделка не пройдет и документы не будут предъявлены в определенный срок, покупатель получает свои деньги обратно. Недостаток данной схемы только в том, что сумма сделки полностью «засвечивается», что не всегда устраивает некоторых клиентов. Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими использование аккредитивов являются: Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности от 16 апреля 1991 года и др. За последние 8-9 лет в предпринимательской практике Украины начал возрождаться известный в прошлом метод взаиморасчетов с использованием векселя, представляющего собой не что иное, как долговую расписку об уплате денежного долга в будущем. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года № 2101-ХII характеризует вексель как ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю). Особенность векселя состоит в том, что обязательство об уплате денежной суммы, указанной в нем, в установленный срок не ограничено никакими условиями и оговорками. Векселя бывают: простые; переводны е (тратта); коммерческие, банковские, казначейские и др. Переводной вексель-тратта, письменный приказ кредитора (именуемого трассантом) должнику (именуемому трассатом) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (именуемому ремитентом). В обращении переводного векселя изначально участвует три лица: векселедатель, переводящий платеж на трассата, векселедержатель, имеющий право получения платежа у трассата, и трассат, являющийся плательщиком по векселю. Трассант выступает кредитором по отношению к должнику и должником по отношению к ремитенту. Коммерческий вексель — торговый вексель, используемый для кредитования торговых операций, когда покупатель, не обладая в момент сделки достаточной суммой денег, предлагает продавцу вместо них другое платежное средство — вексель, который может быть как его собственным, так и чужим, но имеющим передаточную надпись. Именно коммерческие векселя служат основой вексельного оборота. Банковский вексель предполагает, что плательщиком по векселю является банк и служит для мобилизации денежных средств, а не для оплаты задолженности. Преимуществом банковского векселя является то, что банк может выдавать кредиты не деньгами, а собственными налоговыми обязательствами под низкий процент. Казначейский вексель — краткосрочное государственное обязательство со сроком погашения 3,6, 12 месяцев. Казначейские векселя выпускаются государством для покрытия своих расходов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |