КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Абсолютная и относительная погрешности
Источники и классификация погрешностей При замене задачи (1) на задачу (2) получаемое решение отличается от истинного решения задачи (1), т.е. несет в себе некоторую погрешность. Погрешность решения задачи обуславливается следующими причинами: 1) математичское описание задачи является неточным, в частности, неточно заданы исходные данные описания; 2) применяемый для решения метод часто не является точным: получение точного решения возникающей математической задачи требует неограниченного или неприемлемо большого числа арифметических операций, поэтому вместо точного решения задачи приходится прибегать к приближенному; 3) при вводе данных в машину, при выполнении арифметических операций, при выводе данных производятся округления. Погрешности, соответствующие этим причинам, называют: 1) неустранимой погрешностью; 2) погрешностью метода; 3) вычислительной погрешностью. Пример. Пусть имеется математический маятник (рис.3), который начинает свое движение в момент времени . Требуется определить угол отклонения от вертикали в момент . Дифференциальное уравнение, описывающее колебание маятника, берется в виде: , (3)
где - длина маятника, - ускорение свободного падения, - коэффициент трения. Как только принимается такое описание задачи, решение уже приобретает неустранимую погрешность, в частности, потому, что реальное трение зависит от скорости не совсем линейно; другой источник неустранимой погрешности состоит в погрешностях определения , , , ,, . Название погрешности – «неустранимая» соответствует ее существу: она неконтролируема в процессе численного решения задачи и может уменьшится только за счет более точного описания физической задачи и более точного определения входных параметров. Дифференциальное уравнение (3) не решается в явном виде, для его решения требуется применить какой-нибудь численный метод. Вследствие этой причины возникает погрешность метода. Вычислительная погрешность возникает из-за конечности количества разрядов чисел, участвующих в вычислениях. Введем формальные определения. Пусть - точное значение отыскиваемого параметра (в данном случае – реальный угол отклонения маятника в момент времени ), - значение этого параметра, соответствующее принятому математическому описанию (математической модели) (в данном случае – значение точного решения уравнения (3)), - решение полученной математической задачи (в данном случае – уравнения (3)), получаемое при реализации численного метода в предположении отсутствия округлений, - приближение к решению задачи, получаемое при реальных вычислениях. Тогда - неустранимая погрешность, - погрешность метода, - вычислительная погрешность, - полная погрешность. Полная погрешность удовлетворяет равенству
.
Возможно полагать , , . В таких обозначениях . Пусть - точное значение некоторой скалярной величины, а - известное приближение к нему. Тогда абсолютной погрешностью приближенного значения называется , а относительной - . Однако чаще всего точное значение неизвестно, поэтому далее под абсолютной (относительной) погрешностью будем понимать некоторую величину (), про которую известно, что .
Если - точное значение не скалярной, а векторной величины, т.е. , а - известное приближение к нему: , то, по аналогии со скалярной величиной, под абсолютной (относительной) погрешностью будем понимать некоторую величину (), про которую известно, что , где - норма вектора-аргумента. Если - матрица, а - матрица приближения, то под абсолютной (относительной) погрешностью будем понимать некоторую величину (), про которую известно, что
, где - матричная норма. Относительную погрешность часто выражают в процентах. Значащими цифрами числа называют все цифры в его записи, начиная с первой ненулевой слева. Пример. У чисел , значащие цифры подчеркнуты. Значащую цифру называют верной, если абсолютная погрешность числа не превосходит единицы разряда, соответствующего этой цифре. Пример. , ; , . Подчеркнутые цифры – верные. Если все значащие цифры верные, то говорят, что число записано со всеми верными цифрами. Часто информация о некоторой величине задается пределами ее измерения:
(например, ).
Принято записывать эти пределы с одинаковым числом знаков после запятой. Информация о том, что является приближенным значение числа с абсолютной погрешностью , иногда записывают в виде ,
числа и принято записывать с одинаковым числом знаков после запятой. Например, означает, что .
Соответственно информацию о том, что является приближенным значение числа с относительной погрешностью , записывают в виде:
. Например, запись означает, что .
Следует различать формально математическую и обиходную терминологии в рассуждении о величине погрешности. Если в постановке задачи говорится, что требуется найти решение с погрешностью , то чаще всего предполагается лишь, что погрешность имеет такой порядок. Если, например, решение будет найдено с погрешностью , то такой результат, скорее всего, также удовлетворит заказчика.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |