КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные
Волевые Познавательные —опора на жизненный опыт; —учет познавательных интересов учащихся; —создание проблемных ситуаций; —побуждение к поиску альтернативных решений; —выполнение творческих заданий; —предъявление заданий на смекалку; —мозговая атака. — предъявление учебных требований до изучения матери- — совместная разработка учебных требований (ученики и учитель); —преодоление познавательных затруднений —поощрение желания быть полезным Отечеству; —создание и поддержание ситуации взаимопомощи; —поощрение проявлений эмпатии (сопереживания); —поддержание заинтересованности результатами коллективной работы. В современном понимании целеполагания воспитательная составляющая урока в традиционном «триедином» целеполагании урока не отрицается, но предполагается вести речь не о воспитательной цели, а о воспитательном эффекте, который заложен в уроке. Показателями оценки правильности определения целей правового урока могут быть следующие критерии: 1. Комплексный характер цели: наличие обучающего и развивающего аспектов, а также указание на возможность воспитательного эффекта урока. 2. Реальность достижения цели на уроке (с указанием на способы проверки достижения цели). 3. Связь цели урока с целями предшествующих и будущих учебных занятий. 4. Состоялось ли принятие цели урока обучающимися? (цель понятна, интересна учащимся и принята ими). 5. В какой степени достигнуты цели урока (полностью, частично или не достигнуты)? Все критерии, кроме последних двух, используются на стадии разработки урока. Четвертый и пятый могут быть применены только в ходе или по окончании урока и являются теми индикаторами, которые говорят «за» или «против» дальнейшей корректировки целей и указывают направления их изменения. Иллюстративные игры в большинстве случаев не выделяют в отдельный вид. Между тем они не могут быть отнесены ни к деловым, ибо не моделируют процессов, ни к ролевым, ибо даже если и имеются роли, то не развиваются действиями и лишены непредсказуемости итога. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых). Обычно иллюстративные игры проводятся для учеников 7—8 классов. Варианты игрового приема «Ты не один» часто встречаются в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они демонстрируют обучаемому: —что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей, что все члены общества достаточно крепко связаны; —что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать компромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих. Возможно, после игры дети дополнят этот перечень. Существует ряд упражнений воспитательного характера. Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная веревка длиной в несколько метров. Три игрока обвязываются веревкой и с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба разделяются на три груплы, занимают в помещении место подальше друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным и очень непонятным для стоящих в связке (перешептываются, хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но поскольку существует ограничение каким-либо предварительно введенным условием (например, лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только для одного из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движения в связке не удастся, и им придется начать договариваться. Веревка наглядно показывает, как происходит поиск компромисса: она провисает, когда игроки достигли взаимопонимания, и натягивается, когда они непримиримы. Во время обсуждения игры можно поговорить и о способах, которые применяли связанные для выработки решения: убеждение, давление и пр. Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся воздушные шарики — на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных. Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учитель права задает школьникам такие вопросы: Что ощущали участники во время игры? Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания? Игра «Яблоко» внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), к каждой из них одинаковое преступление, но разное наказание: —первого вора хозяин отпустил; —второго вора второй хозяин сильно избил; —у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.). Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!». Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, максимально проявили себя на данном этапе игры), в результате вырабатывается принцип правил — единых для всех случаев и обязательных для всех людей. Если дети создадут не закон, а выступят в роли адвоката, то надо пояснить, что этого не нужно делать, власть у них есть (старейшина), и продолжить игру дальше». Большой популярностью в правовом обучении в последние годы стал пользоваться прием «написания эссе» по правовой проблеме. По результатам анализа Всероссийских олимпиад по праву стало ясно, что школьники владеют самостоятельным правовым мышлением, могут аргументированно и свободно рассуждать по важным проблемам правовой жизни в нашей стране. Так, большинство учеников любят высказываться по теме о наказаниях в праве, эффективности правового регулирования, умеют грамотно анализировать отдельные правовые институты (в частности, институт присяжных и проч.). Письменные рассуждения по правовым проблемам формируют активную позицию школьника, систематизируют правовые знания, полученные в процессе правового обучения. «Лекция «со стопами» — хорошо знакомый и часто используемый педагогический правовой прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, коллективный поиск ответа на основной вопрос темы или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально». Таким образом, формирование правовой активности и правосознания школьников возможно в условиях альтернативности правовых педагогических технологий, каждая из которых представляет собой завершенный вариант целенаправленного воздействия на личность.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |