Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ прибыли от обычной деятельности по отдельным видам продукции




При анализе изменения величины прибыли по отдельным видам продукции учитываются все те же факторы, что и при анализе изменения суммы прибыли отчетного периода по предприятию в целом, за исключением фактора «структура товарной продукции». Способом цепной подстановки определяется влияние каждого фактора, при этом используется следующая модель для расчета прибыли по отдельным видам продукции (11.4):

, (11.4)

где - прибыли по отдельным видам продукции в отчетный период, млн. руб.;

- объем реализации данного вида продукции в отчетный период, ед.;

- цена реализации единицы данного вида продукции в отчетный период, тыс. руб.;

- затраты на производство единицы данного вида продукции, тыс. руб.

Сведения для факторного анализа представлены в табл. 11.3.

Таблица 11.3.

Сведения для факторного анализа прибыли по отдельным видам продукции

Вид продукции , ед. , тыс. руб. , тыс. руб. , млн. руб.
А     403,8 455,9 310,0 311,8 175,4 269,9
Б     759,9 781,2 648,9 736,3 239,1 92,6
В     654,4 685,3 597,3 612,1 386,2 497,1
Г     397,0 428,5 361,0 369,6 170,3 280,4
- - - - - - 971,0 1140,0

Вначале определяется прибыль, которую предприятие планировало получить по данному виду продукции, т.е. при плановых значениях , , по формуле (11.5):

, (11.5)

= 1870 (403,8 – 310,0) = 175, 4 млн. руб.

Затем определяют, как изменилась прибыль по данному виду продукции из-за изменения объем реализации данного вида продукции в отчетный период – (в натуральных ед.). Для этого по формуле (11.6) рассчитывают прибыль, которую могло бы получить предприятие при плановой цене реализации данного вида продукции () и плановых затраты на производство данного вида продукции () и фактического объема реализации () данного вида продукции в отчетный период (11.6).

, (11.6)

= 1873 (403,8 – 310,0) = 176,7 млн. руб.

Абсолютное значение влияния фактора «объем реализации данного вида продукции» равно: -= 175,7 – 175,3= 0,3 млн. руб. То есть, прибыль по изделию А под влиянием изменения «объема реализации данного вида продукции» увеличилась на 0,3 млн. руб.

Затем определяют, как изменилась прибыль по данному виду продукции из-за изменения цены на единицу данного вида продукции в отчетный период – . Для этого по формуле (11.7) рассчитывают прибыль, которую могло бы получить предприятие при плановых затраты на производство данного вида продукции (), фактического объема реализации данного вида продукции в отчетный период () и фактической цене реализации данного вида продукции (). Формула (11.7):

, (11.7)

= 1873 (455,9 – 310,0) = 273,3 млн. руб.

Абсолютное значение влияния фактора «цена единицы данного вида продукции» равно: -= 273,3 – 175,7 = 97,6 млн. руб. То есть, прибыль по изделию А под влиянием изменения «цены единицы данного вида продукции» увеличилась на 97,6 млн. руб.

Затем определяют, как изменилась прибыль по данному виду продукции из-за изменения затрат на производство единицы данного вида продукции в отчетный период – . Для этого по формуле (11.8) рассчитывают прибыль, которую могло бы получить предприятие при фактических затраты на производство данного вида продукции (), фактического объема реализации данного вида продукции в отчетный период () и фактической цене реализации данного вида продукции ().Формула (11.8):

, (11.8)

= 1873 (455,9 – 311,8) = 269,9 млн. руб.

Абсолютное значение влияния фактора «затрат на производство данного вида продукции» равно: =- = 269,9 – 273,3 = -3,4 млн. руб. То есть, прибыль по изделию А под влиянием изменения «затрат на производство данного вида продукции» уменьшилась на 3,4 млн. руб. (проверка: изменение прибыли по изделию А составило 94,5 млн. руб. (269,9 – 175, 4) или 0,3 + 97,6 + (- 3,4) = 94,5 млн. руб.).


Таблица 11.4.

Расчет изменения суммы прибыли по отдельным видам продукции, млн. руб.

Вид продукции Изменение суммы прибыли из-за влияния:
А +17,2 +39,6 +37,7 +94,5
Б - 53,6 +104,9 -197,8 -146,5
В +15,3 +77,9 +17,7 +110,9
Г +34,1 +730,6 -654,6 +110,1
+13,0 +953,0 -797,0 +169,0

Анализируя данные табл. 11.4 видим, что по всем изделиям, за исключением изделия Б есть увеличение прибыли, а по изделию Б получен убыток в сумме 146,5 млн. руб. Убыток по изделию Б произошел из-за роста затрат на производство данного вида продукции с 648,9 до 736,3 тыс. руб. и снижения объема реализации с 2154 до 2063 ед., что даже при росте цены не позволило выйти на прибыль (см. табл. 15.9). Значительные потери прибыли из-за роста затрат на производство произошли по изделию Г -654,6 тыс. руб. (см. табл. 11.4). Вызвано это увеличением затрат на производство одного изделия с 361,0 тыс. руб. до
369,6 тыс. руб. (табл. 11.3), и то, что по этому изделию не было убытка вызвано только существенным ростом цены с 397,0 до 428,5 тыс. руб., что увеличило сумму прибыли на +730,6 тыс. руб.

Подобный анализ позволяет наметить меры для повышения качества прибыли. В первую очередь это относится к разработке мероприятий по снижению затрат на производство изделий Б и Г, увеличения объема реализации изделия Б.

Резервы роста прибыли и рентабельности

Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.

Как было показано в анализе прибыли основными факторами, влияющими на величину суммы прибыли являются: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение цен реализованной продукции (работ, услуг). Воздействие этих показателей, чаще всего, взаимосвязано.

В решении подобных взаимосвязанных задач, относимых к задачам «Издержки – Объем – прибыль» (Costs – Volume – Profit» или сокращенно CVP) и «Заемный капитал – Прибыль» используют показатели операционного (ореrаting 1еvеrage) и финансового рычагов (finanсial 1еvеrage – leverage в дословном переводе – рычаг) которые позволяют выявить как измениться прибыль при изменении объема реализации с учетом изменения структуры переменных и постоянных издержек (операционный рычаг); использования для этого заемных средств (финансовый рычаг). Использование понятия «рычага», например, в операционном анализе более наглядно потому, что изменение объема реализации воздействует на изменение прибыли как рычаг. Если его величина достаточно высока, то малейшее изменение объема и соответствующего ему поступления выручки может привести к значительным изменениям в ожидаемой к получению прибыли, т.е. напоминает действие рычага. Операционный (производственный) левередж– это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Для оценки воздействия операционного рычага используется понятие «сила операционного рычага» (degree of ореrаting 1еvеrage (DOL)). Рассчитывать силу воздействия операционного рычага можно используя различные формулы (11.9), (11.10) в зависимости от используемой информации [8]:

(11.9)

, (11.10)

Формулы (11.9) и (11.10) одинаковы. В числителе показано изменение прибыли за анализируемый период в процентах
(- валовая маржа), а в знаменателе изменение – объем реализации продукции от обычных видов деятельности (Q), тоже в процентах, которое рассчитывается по натуральным или стоимостным значениям. Можно также воспользоваться и следующей формулой (11.11) [20]:

, (11.11)

где P – цена продукции;

V – переменные издержки реализованной продукции;

F – постоянные издержки;

= (Выручка от реализации – Переменные издержки) / (Выручка от реализации – Переменные издержки – Постоянные издержки). Разница между выручкой от реализации и переменными издержками соответствует валовой марже – .

Сведения для расчета легко найти в приложениях к балансу предприятия. При оценке величины операционного рычага эти данные лучше всего брать на начало и конец анализируемого периода. Предположим, что величина операционного рычага
= 5. Это означает, что при сложившейся на предприятии структуре основных средств, структуре переменных и постоянных издержек, снижение объема продаж на 1% приведет к снижению поступления прибыли на 5 %. Колебание в объемах продаж, в силу высокой неопределенности в каждом текущем периоде факторов воздействующих на них, и, последующего влияния на объем текущего производства, могут быть достаточно значительными. Если случится так, что объем продаж снизится на 10% (а это не такой уже и редкий случай в деятельности предприятий), то при = 5 снижение прибыли составит 50%, и, наоборот, при увеличении объем продаж на 10% при = 5 увеличение прибыли составит 50% (имеется в виду прибыль отчетного периода (до выплаты процентов и налогов – EVIT).

Механизм действия операционного рычага основывается на непропорциональности изменения величины постоянных издержек и величины объема производства. Подлежащие покрытию постоянные издержки зависят от размеров амортизационных отчислений, налогов, включаемых в себестоимость, затрат на коммунальные платежи, расходов на управление и т.п., и при снижении объема производства их величина, практически, остается постоянной (конечно, в достаточно короткий период, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные). Снижение объема продаж предопределяет снижение поступления выручки и, соответственно, валовой маржи, что при сложившейся величине постоянных издержек уменьшает массу прибыли (прибыль равна разнице между валовой маржой и постоянными издержками и снижение поступления выручки увеличивает долю постоянных издержек в себестоимости). Если же предприятие планирует за счет инвестиций, например, осуществить модернизацию производства, иные действия, повышающие объемы используемых внеоборотных активов, оно тем самым увеличивает постоянные издержки за счет роста амортизационных отчислений (кроме всего прочего, в период их освоения почти всегда снижается объем производства), или приняло метод начисления амортизации, увеличивающий отчисления в амортизационный фонд, что также приводит к увеличению постоянных издержек, то все это влияет на снижение прибыли. Зависимость между изменением выручки, и соответствующим изменением прибыли и отражается при помощи операционного рычага.

В анализе соотношения между издержками, объемом производства и прибылью, ключевыми переменными являются объем выпуска, цена единицы продукции, величина переменных и постоянных затрат. В этом соотношении, описывающем соотношение переменных и постоянных издержек и прибыли, при определенном объеме выпуска продукции предпочтительно выполнять анализ безубыточности (brеаk-еvеп- апа1уsis). Предприятие терпит убытки до тех пор, пока объем про­даж (и производства) не достигнет некоторой величины – точки безубыточности (на рис. эта точка указана стрелкой). Ниже этой точки производство убыточно. В этой же точке доход предприятия равен издержкам. Выше этой точки она получает прибыль.

СПРАВКА. На практике существует множество точек безубыточности, что объясняется несовершенством рын­ков. С ростом объема производства и продаж предприятие может быть вынуждена умень­шать цену продажи, а возможна ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются це­ны факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал), например, из-за необ­ходимости оплачивать сверхурочную работу. Эта нелинейность или цены, или функ­ции издержек либо их обеих объясняет существование нелинейных графиков безубы­точности. Линейность кривой продаж означает, что рынок сбыта про­дукции предприятия совершенен. Линейность кривой суммарных издержек говорит о том, что цены материальных и трудовых ресурсов постоянны, и такова же природа эконо­мии на масштабах производства. Если условия соблюдаются, то мы имеем линейный безу­быточности (рис. 11.1).

Но если условия другие, то линейный ана­лиз дает только приблизительное описание условий безубыточной деятельности ком­пании. Так экономия на масштабах производства может быть изменчивой (не строго линейной). При таких условиях по мере наращивания объема выпуска продукции и ее продаж, затраты на единицу продукции вначале снижаются. Но это продолжается до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня, а затем, если не снижать цену реализации, происходит насыщение рынка и начинается их рост. Нелинейное представление кривых перемен­ных издержек и дохода может быть точнее, чем линейное.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.