Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суммарные издержки




Если проанализировать график на рис. 11.2, то видим, что предприятие имеет прибыль на отрезке от нижней до верхней границы безубыточности, для которых выручка выше кривой затрат. Точки нижней и максимальной границы характеризуют пороговые значения продажи товаров, и отражают, как минимум, два порога рентабельности. Точка максимума прибыли соответствует максимальному сближению предельной выручки и предельных затрат. После прохождения этой точки и по мере приближения к точке верхней границы безубыточности, совокупные издержки начинают возрастать и постепенно после точки верхней границы безубыточности вновь превышать выручку от реализации продукции. Предприятие начинает терпеть убытки. Точка безубыточности рассчитывается по формуле (11.12) [20]:

, (11.12)

где Q – точка безубыточности в рублях;

постоянные издержки на единицу про­дукции;

переменные издержки на единицу продукции;

отпускная цена едини­цы продукции.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение суммы покрытия (валовой маржи) к прибыли. Но силу воздействия операционного рычага можно рассчитывать только для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации, изменяется и сила воздействия операционного рычага. Эффект операционного рычага можно регулировать, если контролировать величину постоянных затрат: чем больше постоянные затраты, тем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

СПРАВКА. Следует отличать точку безубыточности и порог рентабельности. Точка безубыточности – это такая выручка от реализации продукции, которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли, когда сумма покрытия равна сумме постоянных затрат (прямых и косвенных), а прибыль равна нулю. К прямым постоянным затратам относят затраты возникающие на уровне основных подразделений (входят в состав суммы покрытия I) и издержки основных подразделений по группам продуктов (входят в состав суммы покрытия II). Их относят непосредственно на конкретное изделие. К косвенным – издержки вспомогательных подразделений (входят в состав суммы покрытия III), издержки функциональных отделов (входят в состав суммы покрытия IV), издержки всего предприятия (входят в состав суммы покрытия V) – их отнесение на отдельные изделия осуществляется пропорционально доле изделия в выручке (или доле прямых материальных затрат в себестоимости). Расчет сумм покрытия для различных промежуточных уровней позволяет определить, какая продукция выгодна для производства, а какую невыгодно производить, повысить обоснованность использования мощностей отдельных подразделений, определить цены реализации. Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит инструментом в оценке жизненного цикла продукции, позволяет планировать прохождение первого и второго порога безубыточности и, как только сумма покрытия не будет покрывать прямые переменные и прямые постоянные затраты, принимать решение о продолжении или снятии с производства той или ной продукции.

Эффект финансового рычага показывает, приведет ли финансирование инвестиций заемными средствами к такому увеличению прибыли, которое повысит рентабельность собственных средств.

СПРАВКА. Грубо механизм действия этого инструмента как рычага рассмотрим на следующем примере. Предположим, что предприятие достаточно успешно работает и его продукция пользуется спросом. Перед менеджментом предприятия стоит задача увеличения объема выпуска продукции. Для этого необходимы дополнительные производственные мощности (или провести модернизацию, или ввести в действие новые и т.п.). В любом случае предприятию нужны инвестиции. Дальнейшие действия менеджмента рассмотрим по двум направлениям: одно, когда они ориентированы на использование собственного, другое, когда предполагается привлечение заемного капитала. В случае, если предприятие выбрало вариант использования только собственных средств, но их недостаточно, то оно, обычно, создает резервный фонд и постепенно накапливает там ресурсы для финансирования инвестиций. Период времени необходимый для накопления нужной суммы может оказаться достаточно длительным, что в условиях рынка очень часто приводит к тому, что конкуренты, удовлетворяя спрос населения, осваивают не занятую рыночную нишу, и предприятие, к моменту ввода в действие новых мощностей, может потерять рынок сбыта. С подобной проблемой сталкиваются многие предприятия, не оценивающие с этих позиций эффективность использования заемных источников финансирования.

Для того, чтобы не откладывать время выхода на рынок с тем объемов товаров, который позволит удовлетворить спрос и увеличить сумму прибыли, предприятие может воспользоваться заемными средствами для финансирования приобретения или основных, или оборотных (так как аналогичная ситуация возникает при нехватке оборотных средств), или тех и других средств вместе. Своевременное их приобретение, подкрепляемое планами получения регулярного дохода в условиях высокого спроса, обеспечивает возможность существенного увеличения прибыли в плановом периоде. В этой ситуации, полученные заемные средства как рычаг увеличивают возможности предприятия по производству и реализации продукции, а ожидаемый доход обеспечит не только продолжение деятельности в достигнутых объемах, но и позволит существенно увеличить массу прибыли от роста объема реализации.

Эффект рычага возникает только в том случае, если, как это уже указывалось, привлечение заемных средств позволяет увеличить сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала. В наличие подобного эффекта и есть смысл привлечения заемных средств. В ситуации, когда предприятие привлекло для финансирования инвестиций заемные ресурсы, а одновременно используемые в производстве собственные средства стали приносить больше дохода, предприятие работает больше на себя, а не только на кредитодателя. Если этого не случиться, то предприятие будет вынуждено выплачивать и проценты, и долг по кредиту не за счет прибыли, а из других фондов. В этом экономический смысл финансового рычага. Таким образом, если привлечение заемных средств не увеличивает сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала, то их привлечение экономически нецелесообразно.

Расчет уровня эффекта финансового рычага осуществляется по формуле (11.13), [18]. Рассмотрим пример, когда эффект финансового рычага отсутствует, так как в этом случае предприятию приходится решать, выгодно или нет привлекать заемные средства для увеличения своих доходов.

, (11.13)

где: - экономическая рентабельность предприятия, %;

– средняя расчетная ставка процента по заемным средствам, %;

– величина заемных средств, руб.;

- величина собственных средств, руб.

Экономическая рентабельность – (рентабельность всех активов), рассчитывается как отношение прибыли к сумме активов. Предположим, что на анализируемом предприятии . Средняя расчетная ставка процента по заемным средствам – рассчитывается как отношение фактических финансовых издержек по всем кредитам в исследуемом периоде к общей сумме заемных средств, используемых в этом же периоде. Так, если предприятие по всем полученным кредитам в анализируемом периоде выплатило 34200000 руб., а общая сумма заемных средств составила 180000000 руб., то .

Отношение величины заемных средств к величине собственных называют плечом финансового рычага. В нашем примере примем ЗС = 180000000 руб., а СС = 110000000 руб. Следовательно, плечо финансового рычага =

Составляющую формулы расчета уровня эффекта финансового рычага называют дифференциалом. Чтобы учесть влияние на расчеты показателей, входящих в дифференциал величины налогообложения, его снижают с учетом действующей ставки налога на прибыль – 24%, или (1-0,24). Величина дифференциала показывает выгоду предприятия в привлечении заемных средств. Если разница между и положительна, то это означает, что рентабельность предприятия обеспечивает увеличение суммы прибыли, которой будет полностью достаточно для покрытия платежей по долгам за привлеченные заемные средства и для использования на собственные нужды предприятия. В противном случае, предприятие работает без учета своих долгосрочных интересов, а ограничивается тем, что обеспечивает получение дохода инвестора на данном промежутке времени. Задача обеспечения интересов инвестора всегда основная в работе предприятия, но эта задача только тогда отвечает действительным интересам инвестора, если она рассчитана на длительный период. Рассмотрим, что происходит на предприятии, когда по нашему примеру уровень эффекта финансового рычага отрицательный.

.

Отрицательная величина возникла по причине отрицательного значения дифференциала, так как экономическая рентабельность ниже средней расчетной ставки процента по кредитам, и независимо от величины плеча финансового рычага , привлечение заемных средств не приносит пользы предприятию, т.е. не увеличивают получение прибыли, обеспечивающих повышение рентабельности собственных средств. Плечо рычага характеризует силу действия финансового рычага, которая зависит от возникающего соотношения заемного и собственного капитала в общей структуре капитала. Желательно, чтобы наращивание плеча финансового рычага за счет привлечения заемных средств не было очень значительным, так как в этом случае у предприятия возрастают затраты на «обслуживание кредита», которые увеличивают . Если в этой ситуации не возрастет экономическая рентабельность предприятия (), то величина дифференциала снизится, а в условиях высоких ставок процента по кредитам и низкой рентабельности, это может привести к его отрицательным значениям.

СПРАВКА. Расчет эффекта финансового рычага можно производить и по формуле (11.14), которая отражает рост прибыли на одну акцию (последнее возможно только в том случае, если в планируемом периоде ожидается рост прибыли от обычной деятельности, которой будет достаточно для обслуживания долга и увеличения прибыли распределяемой между акционерами).

, (11.14)

где EVIT – прибыль отчетного периода (до выплаты процентов и налогов);

EPS – прибыль на одну акцию.

Так, если в плановом периоде ожидается рост EVIT на 1%, при = 1,6, это означает, что процент прироста прибыли на одну акцию EPS увеличится на 1,6%.

Рассмотрим варианты действий финансового отдела на очередной плановый период, которые направлены на эффективность использования собственного и заемного капитала с целью увеличения прибыли предприятия. Например, в плановом периоде требуется пополнение оборотных средств, шаг необходимый для увеличения объемов производства в целях увеличения прибыли. Собственных средств для этого предприятие не может получить из выручки. В подобной ситуации привлечение средств, которые обязан обеспечить финансовый отдел, становится первостепенной задачей. Действия финансового отдела по снижению издержек на привлечение источников финансирования фиксируются в его мероприятиях при разработке финансового плана. Обычно в финансовом плане разработчики ограничиваются сведениями об источниках капитала, которые, в лучшем случае, отражаются статьями: «поступления от реализации продукции, финансовых вложений (дивидендов, процентов), из бюджета, от учредителей, реализации имущества, или получение кредитов», а обычно в виде «заемных и собственных средств». Эти сведения далеко не всегда подкрепляется соответствующим приложением к плану с мероприятиями, которые подтвердили бы обоснованность источников финансирования пополнения оборотных средств, включенных в план, и что не менее существенно, порядок их распределения и использования, а также и расчетами целесообразности использования того или иного источника финансовых ресурсов. Поэтому в целях снижения постоянных издержек и в целом себестоимости, финансовому отделу можно разработать мероприятия которые: 1) позволяют снизить издержки на привлечение капитала; 2) ускоряют оборачиваемости оборотных средств; 3) повышают эффективность финансов предприятия.

СПРАВКА. Кратко рассмотрим возможные действия финансового отдела, направленные на увеличение оборота оборотных средств. Каждый день сокращения периода оборота оборотных средств позволяет получить беспроцентный «кредит» у себя же. Так, если предприятие сумеет, например, сократить оборачиваемость за счет сокращения запасов готовой продукции на 3 дня, то это означает, что выручка от реализации продукции поступит на 3 дня раньше, когда на предприятии еще будут необходимые для текущего производства оборотные средства, и эти поступившие раньше ресурсы можно будет оперативно использовать или на финансовом рынке (приобрести депозит на 3 дня, активизировать работу с государственными облигациями и т.п.), или произвести иные действия, способствующие притоку капитала.

Ставя цель снижения оборачиваемости оборотных средств, финансовый отдел может запланировать использование, например: а) метода спонтанного финансирования в работе с покупателями продукции. Данный метод целесообразен в том случае, когда выгода от немедленного поступления денежных средств больше, чем от поступления их по условиям платежей, предусмотренных контрактом; б) разработать меры по снижению уровня связанного в запасах капитала и его эффективное использование. Задача финансового отдела, например, совместно с отделом снабжения, при обосновании соответствующих норм запасов рассмотреть такие схемы поставки, которые снизят связывание денег в запасах, находящихся в пути, на складах, и т.д.; с технологическим по нормам запаса в цехах, когда эти запасы снижаются при уменьшении удельных норм расхода из-за внедрения новых технологий; в) для расширения круга покупателей разработать пути эффективного управления дебиторской задолженностью, когда сопоставление дополнительной прибыли, связанной с избранной схемой спонтанного финансирования, с сопутствующими издержками, позволяет увеличить оборачиваемость ресурсов, связанных в реализуемой продукции; г) поставить задачу обеспечения покрытия постоянных издержек только за счет валовой маржи от фактической реализации продукции при сохранении планового уровня прибыли, т.е. научиться планировать и применять силу операционного рычага и т.д.

Для повышения роли финансов предприятия, совершенствования порядка распределения и использования денежных средств, поступивших на расчетный счет, финансовый отдел совместно с бухгалтерией должен провести серьезную работу по установлению дисциплины платежей, когда бухгалтерия осуществляет те или иные платежи только в том случае, если на счетах соответствующего фонда, из которого только и можно осуществить платеж, есть ресурсы. Имеется в виду следующее. Например, при платежах за новую технику бухгалтерия перечисляет средства со счетов фонда развития. Если их там нет, а платеж требуется сделать срочно, они осуществляются с расчетного счета. В конце месяца, при составлении баланса, бухгалтерия приводит в соответствие виды платежей и фонды. Но это происходит в конце месяца, и, практически, подобная политика платежей создает хаос в финансах предприятия, не позволяя управлять ликвидностью, планировать движение денежных средств, и, по сути, во многом теряется смысл финансового плана. Конечно, платежи осуществлять необходимо, но одновременно должна соблюдаться дисциплина платежей, в соответствии с которой начинают эффективно работать финансы предприятия, реализуя свойственные им функции распределения, контроля и стимулирования. Крупные компании в развитых странах уже давно перешли на ежедневное составление укрупненного баланса предприятия, что значительно повышает эффективность управления платежами, ответственность за первоочередное обеспечение непрерывности производственного цикла, и обеспечения текущей и перспективной ликвидности предприятия. Разработка планов по платежам (годовых, квартальных, месячных) позволяет продумать и увязать действия различных подразделений, повысить обоснованность их собственных планов, ответственность за их реализацию, и снизит необходимость поиска внеплановых источников финансирования, что, собственно, и ведет к снижению постоянных расходов.

Рассмотрим действия предприятия по увеличение суммы прибыли за счет снижения затрат на производство продукции.
В этих действиях следует выделить две проблемы: одна связанная со стабильностью планирования; вторая с поиском резервов снижения себестоимости. Стабильность в выполнении плана по себестоимости означает повышение конкурентоспособности предприятия, так как: а) менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании и потребности в ресурсах; б) реализация продукции осуществляется в соответствии с планируемыми изменениями цен, обеспечивающих плановую рентабельность и плановую прибыль; в) это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнительных источников пополнения оборотных средств, возможность получения запланированной прибыли, и, соответственно, собственных финансовых ресурсов для развития; г) это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений о проблемах будущего развития и т.п. Отсюда обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов, как основа для организации ритмичной работы всей системы управления.

СПРАВКА. Вначале уместно остановиться на вопросе о том, как начинаются работы по планированию себестоимости продукции на очередной плановый период. Данный вопрос возникает потому, что иногда отождествляют планирование поиска резервов снижения себестоимости и планирование устранения отклонений факта от плана за предшествующий период, хотя это два отдельных направления на предплановом этапе планирования себестоимости. План по издержкам предприятия состоит из трех разделов, в одном из которых планируется снижение себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов (два других – это калькулирование себестоимости видов продукции и смета затрат на производство). И прежде чем планировать снижение себестоимости, необходимо решить от какой величины снижать: от фактически сложившейся, или от той, которая должна была быть по плану за отчетный период? На практике исходят от фактической величины. Но тогда снижение на очередной период планируется «от достигнутого» более высокого уровня себестоимости. Есть ли в этом экономический смысл: вначале допустить ситуацию, чаще всего вызванную не высоким экономическим обоснованием плана, при которой себестоимость увеличилась, а в следующем периоде планировать ее снижение? Экономически целесообразнее выделить две базовые величины: одна, совпадающая с плановой на конец предшествующего периода, служит базовой величиной для поиска резервов снижения себестоимости за счет влияния на нее технико-экономических факторов. Вторая, фактическая величина на конец периода, является базовой для расчетов по устранению отклонений по результатам анализа, и приведение себестоимости в соответствие с той плановой величиной, которая планировалась в предшествующий период. Подобный подход несколько меняет организацию планирования себестоимости.

Традиционно на предприятии ежегодно, в рамках разработки годового плана снижение издержек, для обоснования принятых в плане заданий разрабатывается план организационно-технических мероприятий, направленных и на снижение себестоимости. В этом плане разрабатываются мероприятия по повышению технического уровня производства, обеспечивающего как совершенствование выпускаемой продукции, так и повышение финансовых результатов деятельности. Расчетами руководит планово-экономическая служба, но, практически, основную часть работ выполняют технические службы. Они разрабатывают предложения, ведут расчеты снижения себестоимости по типовым группам факторов: 1) повышение технического уровня производства; 2) внедрение вычислительной техники; 3) улучшение организации производства и труда; 4) изменение структуры и объема производимой продукции; 5) улучшение использования природных ресурсов и 6) отраслевые и прочие факторы. Работа организуется на основе предварительно выполненного анализ себестоимости за предшествующий период. По результатам анализа планово-экономическая служба должна выдавать задания разработчикам мероприятий, в которых указывается величина снижения и место. На практике эти задания выдаются далеко не всегда, а если и выдаются, то по перечисленным разделам плана оргтехмероприятий. Работая над заданием, разработчики предлагают мероприятия по направлениям своей деятельности, где технико-экономические расчеты по обоснованию целесообразности их использования выполняются на основе сравнения себестоимости продукции до и после внедрения мероприятия. Затем подсчитываются финансовые затраты, необходимые на внедрение мероприятий, и чаще всего их требуется значительно больше, чем те, которыми располагает предприятие. Начинается отбор, в котором неизбежно отдают предпочтение мероприятиям с наибольшим экономическим эффектом (порой, он существенно больше, чем необходимо, но многие руководители относятся к этому без предубеждения, следуя традициям, что «запас беды не чинит». На самом деле, это не эффект, а убыток, так как инвестиции используются экономически не целесообразно, и проведенный анализ себестоимости, задания, которые на его основе должны выдаваться плановой службой частично или полностью теряют смысл). Происходит это не только по перечисленным причинам, но и потому, что сам анализ себестоимости не позволяет найти резервы снижение себестоимости за счет повышения технического уровня производства, внедрение вычислительной техники и других технико-экономических факторов. Этот анализ по своему содержанию предназначен для других целей и направлен на выявления причин отклонений факта от плана. На его основе плановая служба, должна планировать не возможное снижение себестоимости, а приведение ее в соответствие с тем уровнем, который планировался в предшествующем периоде. Подобное приведение «к прошлому» решает не задачи снижения себестоимости, а задачи стабилизации планирования. В связи с этим, предлагается в планировании издержек выполнять два шага, на первом обосновываются действия по повышению стабильности плана, а на втором – планировать снижение, как выполнение целей, и это главное, заложенных в стратегическом плане развития по увеличению прибыли.

Резервы повышения прибыли () за счет снижения себестоимости рассчитываются по формуле (11.15):

, (11.15)

где - объем реализации продукции в плановом периоде.

Резервы () снижения себестоимости от повышения технического уровня производства и других факторов (а они учитывают снижение себестоимости от мероприятий по повышению эффективности использования основных средств, используемого сырья м материалов, сокращения излишней численности персонала, совершенствования организации труда, снижения трудоемкости и повышения производительности труда) рассчитывается на основе суммирования величины снижения затрат по каждому мероприятию плана оргтехмероприятий (11.16):

, (11.16)

где - снижение себестоимости после внедрения отдельных технико-экономических мероприятий;

n – количество мероприятий.

Увеличение прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения соотношения между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами. Подобное соотношение между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами исследуется при маржинальном анализе (см. лекцию 15). Маржинальный анализ позволяет определить прибыль на базе сумм покрытия, величины, получаемой после вычета переменных издержек продукта из объема реализации. Сумма покрытия состоит из постоянных издержек и прибыли и является промежуточным результатом деятельности предприятия. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Использование маржинального анализа в целях поиска резервов увеличения прибыли и рентабельности связаны с определением более рентабельной в составе выпускаемой предприятием продукции.

Один из способов, позволяющих определить прибыльность отдельных видов продукции, основан на использовании методов «ценового коэффициента». Ценовой коэффициент для каждого вида продукции – это отношение суммы покрытия в единице продукции к цене за единицу продукции, и определяется по формуле (11.17):

Цена реализации за единицу Переменные затраты на единицу продукции (11.17)  
цена Реализации за единицу  

 

Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше маржинальный доход (прибыль + общехозяйственные расходы) и соответственно выше потенциальная прибыльность данной продукции. Поэтому целесообразно производить изделия, имеющих наибольший ценовой коэффициент. Для нашего примера ценовые коэффициенты по продуктам А, Б, В и Г следующие (табл. 11.5).

Таблица 11.5.

Сведения о ценовых коэффициентах

Показатель А Б В Г
Цена за единицу продукции, тыс. руб. 456,0 781,0 685,0 429,0
Переменные затраты на единицу, тыс. руб. 242,0 479,0 413,0 213,0
Ценовой коэффициент (Цена-Переменные затраты)/Цена, % (456- -242)/456 = 47,0 (781- -479)/781 = 39,0 (685- -413)/685 = 40,0 (429- -213)/429 = 50,0
Рентабельность продаж, % (табл.2.6) 31,61 5,75 10,68 13,75

Расчет показал, что наибольший потенциал с точки зрения получения прибыли имеет продукт Г, наименьший — изделие Б. Таким образом, наиболее выгодным для предприятия будет увеличение объемов продаж изделия Г, далее А и В, и только по-
том — Б. Если же "ценовой коэффициент" по какому-либо продукту имеет отрицательное значение — ситуация крайне неприятная. Отрицательный ценовой коэффициент показывает, что цена реализации продукции не покрывает даже переменных затрат на производство этого вида продукции, и не возможно вести речи о покрытии общепроизводственных расходов и получении прибыли. Каждая продажа такого продукта приносит предприятию убыток, то есть чем больше продаем, тем больше убытков получаем. Для цели увеличения прибыли такой продукт целесообразно снять с производства.

Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, не является однозначным. Существуют ситуации, в которых предприятие некоторое время может осознанно реализовывать такую продукцию. Например, это возможно при выходе на новые рынки — предприятие осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Возможно, предприятие пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (понятно, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его). Возможно, что предприятие вынуждено реализовывать такую продукцию, так как она оплачивается живыми деньгами, а не бартером или взаимозачетами.

Контрольные вопросы к теме 11

1. Система показателей для анализа прибыли.

2. Содержание понятия «прибыль за отчетный период».

3. Содержание понятия «прибыль от обычных видов деятельности».

4. Содержание понятия «при­быль (или убытки), отражающие операционные доходы и расходы».

5. Содержание понятия «прибыль, отражающая внереализационные доходы и расходы».

6. Анализ состава и динамики прибыли за отчетный период.

7. Анализ прибыли от обычных видов деятельности.

8. Анализ соотношения «издержка-объем-прибыль».

9. Зарубежный опыт анализа прибыли.

10. Резервы роста прибыли.


Тема 12. Анализ распределения и
использования прибыли

Лекция 12. Анализ распределения и использования
прибыли

Основные понятия:

прибыль до налогообложения, налогооблагаемая прибыль, прибыль после налогообложения, фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, экономические санкции

Прибыль является синтетическим показателем оценки хозяйственной деятельности, она представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал, характеризующий вознаграждение собственника капитала за риск осуществления предпринимательской деятельности, и представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Прибыль является объектом интереса как со стороны самого предприятия, так и налоговых органов. При осуществлении своей деятельности предприятие должно иметь в виду налоговые последствия и меру их влияния на формирование величины прибыли предприятия.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Та часть прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, регулируется законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется и используется им самостоятельно.

СПРАВКА. Следует учесть, что типовым планом счетов бухгалтерского уче­та, вступившим в силу с 1 января 2004 г., не пре­дусмотрено использование прибыли текущего года. Дело в том, что по новому Плану счетов формирование фондов, использование чистой прибыли в силу правил учета возможно лишь после окончания финан­сового года (после проведения реформации балан­са). Таким образом, в течение года организации могут использовать лишь чистую прибыль про­шлых лет (числящуюся в виде созданных фондов или нераспределенной прибыли), а распределение прибыли осуществляется после окончания финансового года. Подобный подход к использованию чистой прибыли позволяет повысить роль финансов предприятия, так как платежи из фондов, создаваемых на основе прибыли будут осуществляться только в том случае, если в этих фондах есть ресурсы.

В бюджеты разных уровней предприятиями из прибыли за отчетный период уплачиваются в виде налогов и других обязательных платежей налог на недвижимость, прибыль на доходы, игорный бизнес и др., и из остающейся чистой прибыли до налогообложения взимается налог на прибыль но ставке 24%. Полученная прибыль после налогообложения может распределяться по фондам или фиксироваться в виде нераспределенной прибыли.

Если предприятие решит создать фонды (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд) то механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства. Чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедре­нию новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства; пополнение собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процен­тов по просроченным и отсроченным кредитам, выкуп собственных акций, сумм покрытия убытков предприятия, погашения облигаций, увеличения уставного фонда, штрафов, пени, неустойки, присужденные судом и т.п.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направ­ляется на поощрение работников, удовлетворение потребительских и социальных нужд, расчеты с учредителями, на благотворительные нужды и т.п. Формирование и распределение прибыли сопряженные процессы.

Анализ формирования чистой прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую прибыль и прибыль, не подлежащую налогообложению (прибыль используемая на мероприятия по: ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведения природоохранных и противопожарных мероприятий и т.д.). Такое деление прибыли играет важнейшую роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного их эффекта.

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования прибылей и убытков за отчетный период (от обычной деятельности ( реализации продукции), прибыль, отражающая операционные доходы и расходы, прибыль от внереализационных операций). Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода. В табл. 12.1 приведен расчет формирования чистой прибыли. Из анализа данных табл. 12.1 можно сделать вывод о том, что а) в каждом плановом периоде (2003 и 2004 гг.) происходит не совпадение плановых и отчетных показателей. Так в 2003 г. фактическое значение прибыли от обычной деятельностивозросли на112,3%, а в 2004 г. соответственно на 119,7%. Этот факт свидетельствует о низком качестве планов. Подобные отклонения плановых значений от фактических не могут быть вызваны изменением инфляции, так как анализ прибыли выполняется с учетом влияния инфляции в отчетном периоде. Следовательно, «перевыполнение» плана по прибыли от обычных видов деятельности, связано либо с повышением цен на продукцию, либо с изменением структуры реализованной продукции в пользу реализации более рентабельной, либо со снижением себестоимости.

Таблица 12.1.

Анализ формирования чистой прибыли, тыс. руб.

Показатели     Темп роста 2004 г. к 2005 г.
план факт % выполнения плана план факт % выполнения плана
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 5151,0 5424,0 105,3 5491,0 6404,0 97,9 116,0
Затраты на производство и сбыт реализованных продукции, работ, услуг 4286,0 4453,0 103,8 4539,0 5264,0 115,9 118,2
Прибыль от обычной деятельности(реализации товаров, работ, услуг) 865,0 971,0 112,3 952,0 1140,0 119,7 117,4
Прибыль (убыток), отражающая операционные доходы и расходы 90,4 100,0 110,6 133,2 150,0 112,6 150,0
Доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по ним 30,2 34,0 112,6 52,4 56,0 106,9 164,7
Прибыль отчетного периода 985,60 1105,0 112,2 1137,6 1346,0 118,3 118,3
Налоги уплачиваемые согласно установленному законодательными актами порядку из прибыли отчетного периода 147,8 126,5 85,6 240,0 205,2 85,5 162,2
Прибыль отчетного периода к налогообложению 837,8 978,5 116,8 897,6 1140,8 127,0 116,5
Налог на прибыль (по ставке 24%) 201,0 234,8 116,8 215,4 273,8 127,1 116,6
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налоговых и других обязательных платежей в бюджет (чистая прибыль) 636,8 743,7 116,8 682,2 866,2 127,0 116,5

Во всех этих случаях отклонения могут быть объяснены только тем, что все изменения по перечисленным факторам не были предусмотрены в соответствующих планах (планами по производству продукции и по себестоимости). Отсюда и вывод о низком качестве планов, которое может быть вызвано разными причинами. Очевидно, что среди них возможно плохое обоснование показателей, но чаще всего низкое качество планов связано с отсутствием на предприятиях системы альтернативного планирования, когда разрабатываются несколько вариантов планов (пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный). Разработка показателей бизнес-плана предприятия в одном варианте (при том не ясно, в каком из выше перечисленных) лишает предприятия гибкости, и приводит к тому, что приходится анализировать один вариант, который в условиях высокой непредсказуемости рыночных условий и может оказаться не выполненным. Подобный анализ порождает трудности в разработки мер роста прибыли, так как если невыполнение плана вызвано внешними факторами, то у предприятия нет возможностей воздействие на эти внешние факторы.

Подобный вывод можно сделать и по анализу прибыли, отражающей операционные доходы и доходы от внереализационных операций. Их фактические значения в каждом периоде также выше плановых, соответственно за 2003 г. на 110,6% и 112,6%, а в2004 г. на 150,0% и 56,0%.

Отсюда и план по прибыли отчетного периода перевыполняется каждый год: в 2003 г. на 112,2%, а в 2004 г. на 118,3%.

Подобное перевыполнение прибыли за отчетный период приводит к росту налога на прибыль, и изменению отчислений в создаваемые на предприятии фонды. Последнее влечет за собой изменения в планах распределения этих фондов по статьям использования, что может привести к неэффективному использованию прибыли, так как она направляется на проекты, которые не были предусмотрены в планах (подобные проекты не всегда могут быть обоснованы с позиций эффективности. По поводу отбора проектов см. лекцию 16).

Анализ изменения налогооблагаемой прибыли

С 1 января 2004 г. внесены существенные изменения в нормативные акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета и налогообложе­ния в Республике Беларусь. В частности, всту­пили в действие Типовой план счетов бухгал­терского учета (далее – Типовой план счетов) и Инструкция по применению.
В соответствии с Типовой планом счетов устанавливаются новые подходы к определению отраженной в бухгалтерском учете прибыли организации. Прибыль (убыток) от реализации това­ров (работ, услуг), иных ценностей, имущест­венных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, по­лученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (ра­бот, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учи­тываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сбо­ров, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, ус­луг). При этом, при исчислении налога на прибыль к имеющемуся в бухгалтерском учете показателю прибыли (убытка), следует добавить расходы, не учитываемые в составе затрат по про­изводству и реализации товаров (работ, услуг) при налогообложении. Суть в том, что при исчис­лении налога на прибыль из всех расходов, поне­сенных организацией, будут приниматься только затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), определенные налоговым законо­дательством, с учетом нормирования при включении этих рас­ходов в себестоимость. То есть в отличие от ранее действовавшего порядка, когда в подавляющем большинстве случаев основой для исчисления налога на прибыль являлась отраженная в бух­галтерском умете балансовая прибыль, в настоя­щее время для определения налогооблагаемой прибыли отчетного периода необходимо произвести существенные корректировки отраженной в учете прибыли.

Рассмотрим пример [18]. Налогооблагаемая прибыль равна сумме финансового результата (прибыли) по данным бухгалтерского учета и сверхнормативных затрат, включенных в себестоимость реализован­ной продукции. В этих условиях следует своевременно рассчитывать возможное увеличение налогооблагаемой прибыли за счет сверхнормативных за­трат, включенных в себестоимость реализован­ной продукции и соответствующие потери прибыли из-за увеличения налогов. В табл. 12.4 приведены сведения о соотношении учтенных но нор­ме и сверх норм затрат на производство в разрезе источников затрат (в целях упрощения примера данные по незавершенному производству отсутствуют).

Таблица 12.2

Сведения о соотношении учтенных по нор­ме и сверх норм затрат на производство за январь 2004 г.

Перечень учтенных затрат Затраты на производство, учтенные в разрезе источников затрат (млн. руб.)
основное производство вспомогательное производство общепроизводственные расходы общехозяйственные расходы итого
но нор­ме сверх норм но нор­ме сверх норм по нор­ме сверх норм но нор­ме сверх норм по нор­ме сверх норм
Материальные затраты               -    
Расходы по оплате труда               -    
Услуги вспомогательных цехов - - - -     - - - -
Общепроизводственные расходы     - - - - - - -  
Общехозяйственные расходы   - - - - - - - - -
Итого               -    

Анализ сведений, приведенных в табл. 12.2, показывает, что за анализируемый период плановая себестоимость изготовленной продукции должна была быть 470,0 млн. руб. Фактически же она равна 511 млн. руб. (470 + 41), а себестоимость 1 шт. – 0,42 млн. руб. (количество изготовленных и сданных на склад изделий за январь – 1200 шт., отгружено поку­пателям 978 шт., а оплачено 711 шт. готовых изделий, отпускная стоимость 1 шт. изделий – 486 тыс. руб. (470/1200 + 41/1200 = 0,39 + 0,03 = 0,42)).

Вызвано это наличием сверхнормативных за­трат, включенных в себестоимость реализован­ной продукции. Сумма этих затрат составила 41,0 млн. руб. (из них по статье «материальные затраты» 19,0 млн. руб., по статье «расходы по оплате труда» –
12,0 млн. руб., по статье «услуги вспомогательных цехов» –
3,0 млн. руб. и по статье «общепроизводственные расходы» –
7,0 млн. руб.).

Осуществим расчет налогооблагаемой прибыли (налоги из прибыли отчетного периода не учитываются) при отсутствии (вар. 1) и наличии сверхнормативных затрат (вар. 2). Фактическая себестои­мость отгруженной покупателям продукции (978 шт.) составит 410,8 млн. руб. (0,39 х 978 + 0,03 х 978), а фактическая себестоимость реализованной продукции (711 шт.) – 298,6 млн. руб. (0,39 х 711 + 0,03 х 711). В табл. 12.3 приведен расчет прибыли после налогообложения по двум вариантам.

Таблица 12.3.

Расчет прибыли после налогообложения

№ п/п Показатель Сумма (млн. руб.)
по норме сверх норм итого
  Объем выпуска продукции      
  Объем отгрузки продукции   12,3 475,3
  Поступление выручки от реализации - -  
  Себестоимость реализованной продукции 282,8 15,8 298,6
  Налоги, исчисляемые от выручки - - 72,3
  Налогооблагаемая прибыль (вар. 1) - - 40,8
  Налогооблагаемая прибыль (вар. 2) - - 56,6
  Прибыль после налогообложения (вар. 1) - - 9,8
  Прибыль после налогообложения (вар. 2) - - 13,6

Налогооблагаемая прибыль по варианту 2, в соответствии с введенными правилами учета, равна сумме финансового результата (прибыли) по данным бухгалтерского учета и сверхнормативных за­трат, включенных в себестоимость реализован­ной продукции (40,8 + 15,8 = 56,6 млн. руб.). При ставке налога равной 24% прибыль после налогообложения по варианту 1 равна
40,8 х 0,24 = 9,8 млн. руб., прибыль после налогообложения по варианту 2 равна – 56,6 х 0,24 = 13,6 млн. руб.

Потери прибыли из-за сверхнормативных за­трат, включенных в себестоимость реализован­ной продукции составила
13,6 – 9,8 = 3,8 млн. руб.

Анализ распределения чистой прибыли после налогообложения

Для анализа распределения чистой прибыли после налогообложения составляется таблица, в которой отражаются изменения фактических значений от плановых в абсолютных и относительных величинах (табл. 12.4), и анализ использования прибыли проводится путем сравне­ния аналитических данных по плану и факту.

Таблица 12.4.

Анализ использования чистой прибыли за 2004 г.

Показатель План Факт Изменения, +,-
сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % млн. руб. %
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налоговых и других обязательных платежей в бюджет (чистая прибыль) 682,2 100,0 866,2 100,0 184,0 127,0
Фонд пополнения оборотных средств 368,4 54,0 337,8 39,0 -30,2 91,7
Фонд накопления 40,9 6,0 173,2 20,0 132,3 423,5
Фонд потребления 211,5 31,0 303,2 35,0 91,7 143,4
Резервный фонд 61,4 9,0 52,0 6,0 -14,9 84,7

 

Из анализа данных табл. 12.4 видно, что качество планирования по использованию чистой прибыли низкое. Все фактические значения показателей отличаются от плановых. Так в фонд пополнения оборотных средств зачислено на 30,2 млн. руб. меньше, чем планировалось, (в резервный фонд соответственно на 14,9 млн. руб. меньше, чем планировалось). Возможно, это вызвано недостатком средств на инвестиционную деятельность, так как отчисления в фонд накопления увеличились на 423,5% (+132,3 млн. руб.) – планировалось отчислить из прибыли, остающаяся в распоряжении организации 54,0%, а отчислено 39,0%. Существенно увеличились фактические отчисления и в фонд потребления (+91,7 млн. руб.), отклонения факта от плана составило 143,4%. Важнейший вывод – повышение качества планирования.

Контрольные вопросы к теме 12

1. Анализ формирования чистой прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли.

2. Анализ изменения налогооблагаемой прибыли.

3. Анализ прибыли после налогообложения.

4. Анализ распределения прибыли на фонды.


Тема 13. Анализ эффективности использования оборотных средств

Лекция 13. Анализ эффективности использования оборотных средств

Основные понятия:

оборотный капитал, оборотные средства, оборотные производственные фонды и фонды обращения, стадии кругооборота оборотных средств, нормативы оборотных средств, показатели эффективности, коэффициентом обеспеченности, длительности одного оборота в днях, количеством оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости), величина оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции (коэффициент загрузки), скорость оборачиваемости оборотных средств, анализ выполнения плана по нормативам оборотных средств, пути ускорения оборачиваемости оборотных средств

Система показателей эффективности использования оборотного капитала

Анализ оборотных средств предполагает понимание их экономической сущности. Капитал предприятия – это сумма его финансовых обязательств перед собственниками и кредиторами. Объектом анализа является оборотный капитал (working capital) предприятия, который представляет собой конкретную форму использования части капитала предприятия в виде имущества, авансированного на создание и использование материальных и нематериальных благ функционирующих только в одном операционном цикле и полностью переносящих свою стоимость на вновь изготовленный продукт.

СПРАВКА. Операционный цикл промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Оборотный капитал можно подразделить на постоянный и временный. Постоянный оборотный капитал (permanent working capital) — это выраженная в рублях часть обо­ротного капитала, которая не реагирует на сезонные и циклические колебания продаж. Временный оборотный капитал (temporary working capital) состоит из дополнительных средств, создаваемых сезонными или циклическими колебаниями продаж.

Оборотный капитал в стоимостной (денежной) форме представляет собой оборотные средства предприятия, это средства, которые инвестируются предприятием в текущие операции во время каждого операционного цикла.

Оборотные средства состоят из оборотных производственных фондов и фондов обращения, совокупность которых обеспечивает потребности предприятия связанные с процессом воспроизводства в течение одного операционного цикла. Выделение оборотных производственных фондов и фондов обращения связано с тем, что в своем обороте оборотные средства последовательно принимают денежную, производительную и товарную форму.

Материальным носителем производственных фондов являются средства производства, которые подразделяются на предметы труда и орудия труда.

Готовая продукция вместе с денежными средствами и средствами в расчетах образуют фонды обращения.

Следует подчеркнуть, что оборотные средства выступают, прежде всего, как стоимостная категория. В своей денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают последовательно форму производственных запасов, незавершен-
ного производства, готовой продукции. При анализе эту особенность оборотных средств необходимо учитывать, так как в отличие от товарно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кругооборота и вступая в следующий.

СПРАВКА. Стадии кругооборота оборотных средств. Первая стадия кругооборота оборотных средств начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. На второй стадии кругооборота, в процессе производства приобретенное сырье, материалы, топливо и другие средств производства подвергаются производительному потреблению рабочей силой, создается новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму — из производительной она переходит в товарную. Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Временным критерием для оценки использования авансированных обо­ротных средств является не квартальный или годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий. Поэтому анализ использования оборотных средств необходимо проводить на всех стадиях кругооборота.

Структура оборотных средств представляет собой соотношение отдельных элементов оборотных производственных фондов и фондов обращения, т.е. показывает долю каждого элемента в общей сумме оборотных средств. Преобладающую часть оборотных производственных фондов составляют: предметы труда и некоторые орудия труда – производственные запасы. Кроме них в оборотные производственные фонды входят незавершенное производство и расходы будущих периодов.

В состав фондов обращения включают: готовую продукцию на складе; товары отгруженные; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке; дебиторскую задолженность; средства в прочих расчетах.

Оборотные средства, производственные оборотные фонды и фонды обращения существуют в единстве и взаимосвязи, но между ними имеются существенные различия.

Оборотные средства постоянно находятся во всех стадиях кругооборота, в то время как производственные оборотные фонды проходят производственный процесс, заменяясь все новыми партиями сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов. Производственные запасы, являясь частью оборотных фондов, переходят в процесс производства, превращаются в готовую продукцию и покидают предприятие.

Оборотные фонды полностью потребляются в процессе производства, их стоимость переносится на готовый продукт. Оборотные средства используются для приобретения партии предметов труда для одного операционного цикла и после его завершения вновь направляются для приобретения партии предметов труда следующего цикла. Поэтому сумма оборотных фондов за год может в десятки раз превышать сумму оборотных средств.

Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции, работ, услуг (т.е. отток и связывание в запасах оборотных средств капитала предприятия) и полученных от реализации произведенной продукции, работ, услуг (т.е. высвобождение капитала) составляет денежные накопления предприятия (приток капитала). Величина этих накоплений зависит от эффективности использования оборотных средств (обоснованности величины запасов, скорости оборота, длительности одного цикла). Поэтому при анализе использования оборотных средств важен анализ организации и поиск резервов снижения связанного в запасах оборотных средств капитала.

Организация оборотных средств является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Организация оборотных средств включает:

· определение структуры оборотных средств;

· установление потребности предприятия в оборотных средствах;

· определение источников формирования оборотных средств;

· распоряжение и маневрирование оборотными средствами;

· ответственность за сохранность и эффективное использование оборотных средств.


Задачами анализа являются:

· выполнение плановых заданий по нормативам оборотных средств и источникам финансирования, удовлетворение потребности в оборотных средствах;

· обоснование нормативов оборотных средств;

· поиск резервов снижения связанного в запасах оборотных средств капитала и снижение потребности в деньгах и финансировании на пополнение оборотных средств.

Проводить анализ эффективности использования оборотных средств следует с учетом следующих признаков:

· их роли в процессе производства, когда разделение оборотных средств на оборотные фонды и фонды обращения показывает рациональность размещения их между сферами производства и обращения, что существенно для установления оптимального соотношения потребности производства в финансировании и денежных средствах;

· степени использования в планировании нормируемых и ненормируемых оборотных средств. Наличие плановых норм запаса по большинству элементов оборотных средств позволяет определить потребности предприятия в собственных оборотных средствах. Подобные нормативы облегчает как само планирование потребности в оборотных средствах, так и контроль за их использованием;

· источников формирования: собственных, заемных и привлеченных оборотных средств. Так, если плановая потребность превышает сумму имеющихся у предприятия собственных оборотных средств, возникает их недостаток и предприятия может восполнить свои потребности за счет заемных и привлеченных средств;

· ответственности за сохранность оборотных средств, так как в процессе производства могут возникнуть ситуации, когда происходит потеря оборотных средств из-за убытков, незаконного отвлечения на другие нужды, недополучения прибыли.

Анализ начинается с оценки соблюдения установленных нормативов оборотных средств (табл. 13.1). В процессе нормирования устанавливаются частные и совокупный нормативы. Вначале разрабатываются нормы запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств. Норма — это относительная величина, соответствующая объему запаса ка­ждого элемента оборотных средств. Как правило, нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода, обеспечиваемого данным видом материальных ценностей. Например, норма запаса составляет 28 дней. Следовательно, запасов должно быть ровно столько, сколько обеспечит производство в течение 28 дней. Исходя из нормы запаса и расхода данного вида товарно-материальных ценностей, определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания нормируемых запасов по каждому виду оборотных средств. Так определяются частные нормативы. После этого рассчитывается совокупный норматив путем сложения частных нормативов. Норматив оборотных средств представляет собой денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимых для нормальной хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 13.1.

Оценка выполнения плана по нормативам оборотных средств, дн.

Показатель План Факт Отклонения, (+,-)
1. Норматив запаса на сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты, всего в том числе:      
норматив запаса на вспомогательные материалы      
норматив запаса на топливо      
норматив запаса по таре      
норматив запаса на запасные части      
норматив запаса по малоценным и быстроизнашивающимся предметам      
норматив запаса по спецодежде и обуви      
2. Норматив запаса в незавершенном производстве      
3. Норматив запаса по статье «расходы будущих периодов»      
4. Норматив запаса на готовую продукцию      

При отклонении фактических величин нормативов от плановых анализируются факторы, повлиявшие на их изменение, т.е. выявляется отклонение фактического от планового времени, необходимого для создания транспортного, подготовительного, технологического, текущего складского и страхового запасов.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей: коэффициентом обеспеченности; длительности одного оборота в днях, количеством оборотов за определенный период (коэффициент оборачиваемости), величины оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции (коэффициент загрузки). Совокупность взаимосвязанных показателей: длительности одного оборота в днях, коэффициент оборачиваемости, коэффициента загрузки характеризуют скорость оборачиваемости оборотных средств, отражающую интенсивность их использования. Анализ эффективности использования оборотных средств производится сопоставлением фактических показателей обора




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.