КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя
Современные требования к педагогу выдвинуты ЗУ “Про освіту”, где сказано, что педагогическим работником может быть личность с высокими моральными качествами, которая имеет соответствующее педагогическое образование, высокий уровень профессиональной культуры, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которой позволяет выполнять профессиональные обязанности в образовательных учреждениях. Настоящий педагог должен работать на будущее, опережая свое время. Его миссия не только собственные профессиональные и личные интересы. Он является посредником между учащимися и системой идей, традициями, культурой, профессией. Поэтому, педагог должен быть не только профессионалом, но и человеком большой души и доброго сердца. Исследование феномена профессионализма педагога показывает, что, с одной стороны, педагогический профессионализм - это социально-педагогическое явление, которое представляет сложную, многогранную и многоаспектную характеристику деятельности педагога, который отвечает заказу общества. С другой стороны, профессионализм педагога - это качественная характеристика, которая включает совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, его личностных и профессионально-важных качеств, культуры и мастерства преподавателя, готовность к постоянному самосовершенствованию. Педагог - не только профессия, суть которой передавать знание, но и высокая миссия создания личности. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: · высокая гражданская ответственность и социальная активность; · любовь к учащимся, потребность и способность отдать им свое сердце; · настоящая интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; · инновационный стиль мышления - готовность к созданию новых ценностей; · потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; · физическое и психическое здоровье, профессиональная трудоспособность. · высокая культура и нравственность; · самоотдача; · благородство; · умение заглядывать в будущее и готовить, своих воспитанников к жизни в будущем; · максимальная реализация индивидуального таланта в соединении с педагогическим сотрудничеством; · общность идей и интересов педагогов и учащихся; · творческое отношение к делу и социальная активность; · принципиальность и требовательность; · чуткость; · эрудиция; · социальная ответственность и т.д. Важным в профессии педагога является его профессиональная позиция: Социальная позиция педагога состоит из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать как информатор, диктатор, руководитель, вдохновитель и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.
В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие профессионально-педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В "живом", реальном педагогическом процессе профессиональное оказывается в единстве с общекультурными и моральными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует общую культуру педагога.
Многообразие современных подходов к трактовке профессионально-педагогической культуры преподавателя позволяет представить ее как: - интегральное качество личности педагога, проектирующее его общую культуру в сферу профессии; - условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности; - обобщенный показатель профессиональной компетентности; - цель профессионального самосовершенствования; - синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей; - меру творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. При этом в качестве слагаемых профессионально-педагогической культуры, большинство современных педагогов выделяют: 1. Педагогическую направленность личности - интерес и любовь к своей профессии, увлеченность педагогической работой, работоспособность не смотря ни на что, профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественную активность. 2. Педагогическую эрудицию - постоянное совершенствование своих знаний, развитое педагогическое мышление и педагогическая интуиция, уровень авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста. 3. Психологическую саморегуляцию – управление своими эмоциями, психологическими состояниями, умением перебороть психологические барьеры, быть оптимистичным и т.д. 4. Психологическую компетентность – комплекс знаний и умений по психологии, необходимые для решения профессиональных задач (знание психологических особенностей учащихся, что помогает разбираться в людях, адекватно оценивая их состояние, настроение, поведение, умение выбирать относительно каждого учащегося соответствующую форму взаимоотношений и общения, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям). 5. Нравственность и интеллигентность - справедливость, доброта, объективность (ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным), уважение к учащимся, коллегам, эмпатия (способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами), терпеливость и терпимость в отношениях с учащимися и коллегами, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, защищать. Кроме того, необходимо быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения в коллективе учащихся и коллег. Важными качествами здесь вступают: - профессиональный долг – осуществление определенных профессиональных функций (образовательных), необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение решать сложные коллизии и конфликты повседневной жизни; - профессиональная честь - это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. При этом честь педагога – это, прежде всего, общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга; - педагогический авторитет преподавателя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение учащихся, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. 6. Педагогический такт - это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры преподавателя. Педагогический такт предполагает: - уважение к учащемуся и требовательность к нему; - развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; - внимательность к психическому состоянию учащегося, разумность и последовательность требований к нему; - доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; - сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др. Один из примеров «Кодекса поведения преподавателя»: Уважайте учащихся. Можете быть к ним требовательными, твердыми, но обязательно справедливыми и уважающими личность учащегося. Примите их индивидуальную неповторимость. Отмечайте любое положительное продвижение в обучении, поведении и обязательно сообщайте им об этом. Ругайте наедине, хвалите во всеуслышание. Вместо борьбы с тем, что раздражает в учащихся, подумайте, как можно это использовать для достижения конструктивных целей учебного взаимодействия. Приветствуйте инициативу и творчество. Если вы чувствуете, что вы не прав, не бойтесь пойти на компромисс, уступку, извинение. Консультируйте и помогайте учащимся во всем, но не делайте все за них. 7. Гармонию рационального и эмоционального – умение ладить с людьми, быть чутким, уравновешенным, выдержанным, терпеливым, умение управлять своими эмоциями, быть отзывчивым. Ещё А.С.Макаренко указывал, что педагог без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам. 8. Умение сочетать педагогическую и научную деятельность – познавательная деятельность, широта и глубина мышления, интеллектуальная активность, чувство нового, умение формулировать проблемы и генерировать идеи, готовность к педагогическому самообразованию. 9. Систему профессионально-педагогических качеств – воля, характер, организованность, заинтересованность, настойчивость, инициативность, целеустремленность, решительность и самостоятельность, выдержка, дисциплинированность, гибкость поведения, способность предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способность к сотрудничеству с учащимися. 10. Требовательность к себе и стремление к самосовершенствованию, постоянная работа над собой. 11. Педагогическое общение – коммуникативные способности, диалогичность и демократичность общения, умение находить общий язык с учащимися, коллегами, родителями. Это также культура речи, ее содержательность и четкость, убедительность и доказательность. Коммуникации - общение – вербальная и невербальная связь в передаче и приеме информации (языковое общение – вербальное; неязыковое - невербальное). В структуру вербального общения входит: - значение, содержание слова, фраз; - точность употребления слова; - выразительность речи, правильность построения фраз, правильность произношения звуков, слов; - правильность интонаций; - языковые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); высота голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм голоса (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хрипловатый, скрипучий); интонация, дикция. Наблюдения и исследования показывают, что более приятной в общении является плавная, спокойная размеренная манера речи. Категорически не допускается вербальная агрессия: - насмешки: «Сядь нормально!... Подушку надо было тебе принести, чтобы помягче было» - выкрики «Заткнись» - обидные замечания – сравнения: «Пишешь, как курица лапой» - враждебные замечания – «ты меня достал, ты меня бесишь!» - замечания, в которых имеет место иронично-циничное переосмысление традиционных формул этикета: «Здравствуйте, уважаемый!»; «А вот мы и пожаловали!» - опоздавшему на занятие; и т.д. Невербальное общение: Осанка выражает внутреннее достоинство личности. Согнутый, слабый человек не производит впечатление силы. Сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе, нежелании работать. Прямая походка, собранность указывают, независимо от роста учителя, на его уверенность в своих силах, знаниях. Движения всегда должны быть сдержанными, элегантными, нерезкими. Внешний вид преподавателя - педагогу необходимо обратить внимание на свою одежду. Нельзя требовать от учащихся аккуратности и опрятности, если педагог появляется в неутюженном костюме, с несвежим носовым платком, с растрепанными волосами. Главное требование к одежде преподавателя – скромность, элегантность, отсутствие излишеств, хороший вкус. Замысловатая прическа, вычурный фасон платья, частые смены цвета волос отвлекают внимание учащихся. Необходимо сочетание внешней и внутренней красоты, и стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика. Пантомимика или жестикулярная выразительность – одно из самых ярких средств выражения отношения к учащимся. Это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Жестикуляция выражает силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, который выходит на уровень автоматизированного обращения. Учащихся отвлекает вредная привычка вертеть в руках посторонние предметы, вызывает раздражение бессознательное почесывание головы, потирание носа, дерганье себя за ухо. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, усиливая основную мысль или чувство. Жестикуляция должна быть без резких широких взмахов и острых углов, всегда рекомендуется делать круглые жесты. Скупая жестикуляция предпочтительнее, чем слишком бурная. Мимическая выразительность - Мимика тесным образом соединяется с языком, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в "чистом виде" без словесного сопровождения. Нередко выражение лица и взгляды оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Взгляд преподавателя должен быть обращен к ученикам, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, углам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развить. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Учащиеся читают лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в аудиторию маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Интонации - это психическое явление целиком правомерно определить термином "обращение", «обращение внимания» поскольку оно охватывает большую сферу педагогической деятельности, динамично и по степени влияния превосходит другие поведенческие показатели. Совсем не случайно, одно и то же обращение педагога может восприниматься учащимися по-разному. Саморегуляция языка - выражается в управлении громкостью звучания языка и его темпо-ритмической характеристикой. Важной составляющей профессионально-педагогической культуры выступает педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство – совершенствование педагогической техники воспитания и преподавания. Это, так называемый, педагогический талант, который необходимо развивать. Это педагогическая импровизация, способность управлять процессом обучения и воспитания, процессом развития личности. История науки знает много примеров, когда выдающиеся ученые были вместе с тем и блестящими лекторами: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев, Н.Н.Лузин - этот список можно было бы продолжить. К сожалению, не всегда педагогический талант дается от рождения, и если его нет, его обязательно нужно воспитывать, развивать в себе. А.С.Макаренко надеялся, что придет время, когда будущих педагогов будут учить тому, как войти в аудиторию, где и как стоять, как приветствовать учащихся, как улыбаться и даже как смотреть на своих воспитанников. При любом подходе к определению содержания педагогической техники постоянно сохраняется ряд ее элементов, а именно: - культура общения преподавателя с учащимися; - саморегуляция деятельности (самоконтроль, выдержка), управления внутренним самочувствием; - владение вниманием аудитории; - выразительное общение (мимика, пантомимика, внешний вид педагога); - владение языком (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная гибкость, эмоциональная выразительность, и т.п.). Мастерство - то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение. Основными характеристиками педагогов-мастеров считают также: - умение в доступной форме излагать сложные проблемы, - своим преподаванием увлечь каждого, - умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, выявлять причины того или иного поведения, факты и явления, влияющие на их формирование; - способность преобразовывать теоретические и прикладные педагогические знания, - достижение передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям обучения и образования с учетом особенностей собственного стиля деятельности. - создание необходимой атмосферы взаимопонимания, основанных на отношениях участия, активной взаимопомощи; - поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности Мастерство педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений. Доктор педагогических наук Ю.П.Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. А.И. Щербаков считает, что педагогическое мастерство – "это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств преподавателя". Ю.К. Бабанский указывает: «Педагог-мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании». Мастерство преподавателя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
Все вышеперечисленные слагаемые объединены в три обобщенных компонента профессионально-педагогической культуры: аксиологоческий, технологический и личностно-творческий.
1. Аксиологический компонент — это совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в современный педагогический процесс. Включаясь в образовательный процессе преподаватель овладевают идеями и концепциями, приобретает знания и умения и в зависимости от степени их практической реализации в педагогической практике оценивают их. Поэтому именно знания, умения, идеи и концепции выступают в качестве педагогических ценностей.
2. Технологический компонент представляет собой знания, умения и навыки планирования, проектирования, конструирования и реализации педагогического процесса для решения стратегических, тактических и процедурных задач (задачный подход). 3. Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой. Педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |