Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое творчество




Индивидуальность педагога как личностная характеристика

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

 

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация - это способ приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности.

Процесс индивидуализации в работе педагога может иметь разные выражения:

· индивидуальные особенности

· индивидуальный стиль

· индивидуальность

Индивидуальные особенности в педагогической работе проявляются в выборе предмета работы, задач и ситуаций внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д.

Индивидуальный стиль деятельности - определяется естественными, врожденными особенностями человека сформированными качествами личности, которые возникли в процессе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора:

· личностно-психологические особенности педагога;

· особенности педагогической деятельности;

· особенности учащихся.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в:

- темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная отзывчивость);

- характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

- выборе методов обучения;

- подборе средств воспитания,

- стиле педагогического общения;

- реагировании на действия н поступки учащихся;

- манере поведения;

- предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

- применении средств психолого-педагогического воздействия на учащихся.

Все эти факторы определяют виды индивидуального стиля педагогической деятельности:

- авторитарный;

- демократический;

- либеральный.

Индивидуальность педагога - выражение неповторимости, самобытности личности человека в работе и его профессиональном мировоззрении. Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдачи своих способностей на благо других людей. Индивидуальность, целостность личности профессионала более ярко проявляется тогда, когда она соединится с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Индивидуальность педагога – это основной фактор формирования его авторитету у учащихся.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, и при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Процесс присвоения преподавателем ценностей педагогической культуры происходит на личностном уровне. Творчески интерпретируя ту или иную теорию, концепцию, педагог реализует свои интеллектуальные возможности и становится как бы соавтором определенных идей. Кроме того, педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, поскольку неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Поэтому педагогическое творчество требует особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и чувства личной ответственности.

Но с другой стороны преподаватель, воздействуя на других, развивает себя, свою культуру, творчество, совершенствует свое профессиональное мастерство.

Таким образом, сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность (рефлексировать) в свете научно-теоретических педагогических знаний.

В свете изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности преподавателя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит учащийся. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность характеризуется такими показателями, как:

- систематическое переосмысление своей деятельности в свете новых педагогических знаний,

- создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач

- самостоятельная профессиональная позиция.

 

На основе уровней выделяют этапы профессионального становления личности педагога:

Первый этап характеризуется накоплением педагогического опыта, практического и научного понимания педагогической реальности, что способствует развитию педагогиче­ское мышления, формированию соответствующих смыслов. На этом этапе преобладает репро­дуктивный элемент.

Второй этап характеризуется образованием индивидуально-педагогического опыта, который позволяет педагогическому мышлению выходить за пределы имею­щихся научных взглядов на педагогическую реальность. В этот период преобладает творческий элемент, творческое начало, который способствует развитию потребно­сти в творческой самореализации.

 

Важнейшей предпосылкой твор­ческой деятельности является способность выделять своё Я из окружающей педагогической действительности, анализировать свои действия, слова и мысли. Творческую личность характеризуют такие черты, как независимость суждений, импульсивность, позна­вательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, готовность к риску, и др. Данные качества раскрывают особенности свободной, самостоятельной и активной личности.

 

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей:

- оно более «регламентировано» во времени. Если в деятельности писателя, художни­ка, вполне допустимы паузы между различными этапами творческого процесса, то в практической деятельности педагога они практически отсутствуют. Преподаватель ограничен во времени ко­личеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, ауди­торным временем, непрерывностью развития учащегося и др. В ходе учебного занятия возникают предпо­лагаемые и непредвиденные проблемы, требующие оперативного квалифициро­ванного решения;

- результаты творческих поисков педагога отсро­чены. В материальной сфере деятельности результат сразу же мате­риализуется и может быть соотнесен с поставленной целью (готовый продукт труда). А ре­зультаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности, в поведении будущих специалистов и оцениваются частично и относительно;

- оно обусловлено способностью педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс не подавлять их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого выражения и самореализации учащихся.

 

Педагогическое творчество связано с введением в педагогический процесс педагогических инноваций:

- педагогические новшества, которые изменяют педагогическую действительность;

- педагогические изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

- педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

 

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его раз­вития необходимы благоприятная культурно-творческая атмосфе­ра, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия.

Объективные условия развития педагогического творчества:

- положительный эмоционально-психологический климат в коллективе;

- уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах;

- наличие адекватных средств обучения и воспита­ния;

- научная обоснованность методических рекомендаций и уста­новок;

- материально-техническая оснащенность педагогического процесса;

- наличие общественно-необходимого времени.

 

Субъек­тивные условия развития педагогического творчества:

- знания основных закономерностей и принципов целостного учеб­но-воспитательного процесса;

- высокий уровень общей культуры преподавателя;

- владение современными концепциями подготов­ки специалиста;

- знание типичных ситуа­ций и умение принимать решения в таких ситуациях;

- стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия;

- педагогический опыт и интуиция;

- умения принимать оператив­ные решения в нестандартных ситуациях;

- проблемное видение и владение педагогическими технологиями.

 

Таким образом, способность к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности преподавателя как профессионала.

 

 

5.4 Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры

Аксиологи­ческий компонент профессиональ­но-педагогической культуры опирается на педагогические ценности и является показателем уровня развития педагогической культуры преподавателя.

 

Педагогические ценности изменяются и переоцениваются по мере изменения социально-педагогической жизни, потребностей общества, личности. Например, в истории педагогики отчетливо прослеживается смена теорий обучения от схоластической к объяснительно-иллюстративной, а от нее к проб­лемно-развивающей.

 

Таким образом, педагогические ценности — относительно устой­чивые ориентиры, с которыми педагоги соотносят свою педагогическую деятельность. Общечеловеческие же ценности, которые отражают внутренний мир педагога, в сочетании с педагогическими ценностями создают основу для со­вершенствования профессионально-педагогической деятельности.

Субъективное отношение преподавателя к общечеловеческим культурно-педагогическим ценностям определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, про­фессионально-педагогическим самосознанием, индивидуальным стилем деятельности и отражает, таким образом, его внутренний мир. В связи с этим справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения дей­ствительности в сознании человека.

 

Степень освоения личностью педагогических ценностей зависит от:

- педагогического сознания педагога;

- от его личного педагогического опыта;

- от опыта работы других педагогов.

Иерархия видов работы преподавателя содействует развитию ин­дивидуальности. Он аккумулирует это многообразие, находясь в цен­тре особым образом организованной и структурированной деятель­ности. В своей деятельности каждый преподаватель как личность ак­туализирует лишь ту часть профессиональных ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта особенность неповторимой профессиональной инициативы осознается педагогом как Я-профессиональное, с которым соотносится его личный профессионально-педагогический опыт и соответству­ющие убеждения, профессиональные связи и отношения.

Профессиональное сознание определяет личностный смысл того или иного педагогического действия, поступка преподавателя. Оно по­зволяет самоопределяться и самореализовывать­ся, решать профессиональные проблемы.

Педагогические ценности, являясь условием и результатом со­ответствующей деятельности, имеют разные уровни:

- общественно-педагогические ценности - раскрывают характер и содержание ценностей в масштабе всего общества (в форме морали, религии, философии). Это идеи, нормы и правила, регламентирующие социальные контакты;

- профессионально-групповые ценности - представляют собой со­вокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессио­нально-педагогическую работу. Они более стабильны и характерны для опреде­ленных профессиональных групп (школа, училище, колледж, вуз).

- индивидуально-личностные ценности – составляют ценностные ориентации личности педагога, который строит их на основе общественно-педагогических и профессионально-групповых.

 

Классификация педагогических ценностей

1. Ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности (ценности-цели). В их основе лежит концепция личности профес­сионала в ее различных проявлениях, видах дея­тельности и ре­зультатах профессионального самосовершенствования.

2. Ценности, раскрывающие значение и смысл способов и средств осуществления профессионально-пе­дагогической деятельности (ценности-средства). В их основе лежит концепция педагогической техники и технологии, педагогических инноваций.

3. Ценности, раскрывающие значение и смысл педагогических отношений преподавателя к учащимся, к себе, к другим преподавателям (цен­ности-отношения). В их основе лежит концепция собственной педагогической позиции как совокупности названных отношений.

4. Ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в педагогической деятельности (ценности-знания). В их основе лежит концепция теоретико-ме­тодологических знаний.

5. Ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества). В их основе лежит концепция профессионально-важных качеств личности преподавателя, находящих отражение в специальных способностях (программирование своей деятельность и предвидение ее последствий; творческая деятельность; умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других; умение вырабатывать совместную позицию сотрудничества, диалогически мыслить и т.д.).

 

Представленные группы педагогических ценностей образуют систему профессионально-педагогической культуры преподавателя. Все они взаимосвязаны между собой: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств, ценности-отношения определяются харак­тером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д.

 

Таким образом, система педагогических ценностей служит основой и критерием приятия или неприятия пе­дагогом новых ценностей, определяет тональность его педагогической культуры. При этом важно, чтобы она существовала не только в сознании, но и в реальной профессионально-педагоги­ческой деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.