КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое творчество
Индивидуальность педагога как личностная характеристика Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация - это способ приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в работе педагога может иметь разные выражения: · индивидуальные особенности · индивидуальный стиль · индивидуальность Индивидуальные особенности в педагогической работе проявляются в выборе предмета работы, задач и ситуаций внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Индивидуальный стиль деятельности - определяется естественными, врожденными особенностями человека сформированными качествами личности, которые возникли в процессе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора: · личностно-психологические особенности педагога; · особенности педагогической деятельности; · особенности учащихся. Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в: - темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная отзывчивость); - характере реакций на те или иные педагогические ситуации; - выборе методов обучения; - подборе средств воспитания, - стиле педагогического общения; - реагировании на действия н поступки учащихся; - манере поведения; - предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний; - применении средств психолого-педагогического воздействия на учащихся. Все эти факторы определяют виды индивидуального стиля педагогической деятельности: - авторитарный; - демократический; - либеральный. Индивидуальность педагога - выражение неповторимости, самобытности личности человека в работе и его профессиональном мировоззрении. Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдачи своих способностей на благо других людей. Индивидуальность, целостность личности профессионала более ярко проявляется тогда, когда она соединится с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Индивидуальность педагога – это основной фактор формирования его авторитету у учащихся. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, и при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Процесс присвоения преподавателем ценностей педагогической культуры происходит на личностном уровне. Творчески интерпретируя ту или иную теорию, концепцию, педагог реализует свои интеллектуальные возможности и становится как бы соавтором определенных идей. Кроме того, педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, поскольку неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Поэтому педагогическое творчество требует особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и чувства личной ответственности. Но с другой стороны преподаватель, воздействуя на других, развивает себя, свою культуру, творчество, совершенствует свое профессиональное мастерство. Таким образом, сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность (рефлексировать) в свете научно-теоретических педагогических знаний. В свете изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности преподавателя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит учащийся. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность характеризуется такими показателями, как: - систематическое переосмысление своей деятельности в свете новых педагогических знаний, - создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач - самостоятельная профессиональная позиция.
На основе уровней выделяют этапы профессионального становления личности педагога: Первый этап характеризуется накоплением педагогического опыта, практического и научного понимания педагогической реальности, что способствует развитию педагогическое мышления, формированию соответствующих смыслов. На этом этапе преобладает репродуктивный элемент. Второй этап характеризуется образованием индивидуально-педагогического опыта, который позволяет педагогическому мышлению выходить за пределы имеющихся научных взглядов на педагогическую реальность. В этот период преобладает творческий элемент, творческое начало, который способствует развитию потребности в творческой самореализации.
Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять своё Я из окружающей педагогической действительности, анализировать свои действия, слова и мысли. Творческую личность характеризуют такие черты, как независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, готовность к риску, и др. Данные качества раскрывают особенности свободной, самостоятельной и активной личности.
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей: - оно более «регламентировано» во времени. Если в деятельности писателя, художника, вполне допустимы паузы между различными этапами творческого процесса, то в практической деятельности педагога они практически отсутствуют. Преподаватель ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, аудиторным временем, непрерывностью развития учащегося и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредвиденные проблемы, требующие оперативного квалифицированного решения; - результаты творческих поисков педагога отсрочены. В материальной сфере деятельности результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью (готовый продукт труда). А результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности, в поведении будущих специалистов и оцениваются частично и относительно; - оно обусловлено способностью педагога организовать общение с учащимися как творческий процесс не подавлять их инициативы и изобретательности, создавая условия для полного творческого выражения и самореализации учащихся.
Педагогическое творчество связано с введением в педагогический процесс педагогических инноваций: - педагогические новшества, которые изменяют педагогическую действительность; - педагогические изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий; - педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культурно-творческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. Объективные условия развития педагогического творчества: - положительный эмоционально-психологический климат в коллективе; - уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; - наличие адекватных средств обучения и воспитания; - научная обоснованность методических рекомендаций и установок; - материально-техническая оснащенность педагогического процесса; - наличие общественно-необходимого времени.
Субъективные условия развития педагогического творчества: - знания основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; - высокий уровень общей культуры преподавателя; - владение современными концепциями подготовки специалиста; - знание типичных ситуаций и умение принимать решения в таких ситуациях; - стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; - педагогический опыт и интуиция; - умения принимать оперативные решения в нестандартных ситуациях; - проблемное видение и владение педагогическими технологиями.
Таким образом, способность к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности преподавателя как профессионала.
5.4 Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры опирается на педагогические ценности и является показателем уровня развития педагогической культуры преподавателя.
Педагогические ценности изменяются и переоцениваются по мере изменения социально-педагогической жизни, потребностей общества, личности. Например, в истории педагогики отчетливо прослеживается смена теорий обучения от схоластической к объяснительно-иллюстративной, а от нее к проблемно-развивающей.
Таким образом, педагогические ценности — относительно устойчивые ориентиры, с которыми педагоги соотносят свою педагогическую деятельность. Общечеловеческие же ценности, которые отражают внутренний мир педагога, в сочетании с педагогическими ценностями создают основу для совершенствования профессионально-педагогической деятельности. Субъективное отношение преподавателя к общечеловеческим культурно-педагогическим ценностям определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, индивидуальным стилем деятельности и отражает, таким образом, его внутренний мир. В связи с этим справедливо утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что ценностное отношение остается способом отражения действительности в сознании человека.
Степень освоения личностью педагогических ценностей зависит от: - педагогического сознания педагога; - от его личного педагогического опыта; - от опыта работы других педагогов. Иерархия видов работы преподавателя содействует развитию индивидуальности. Он аккумулирует это многообразие, находясь в центре особым образом организованной и структурированной деятельности. В своей деятельности каждый преподаватель как личность актуализирует лишь ту часть профессиональных ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта особенность неповторимой профессиональной инициативы осознается педагогом как Я-профессиональное, с которым соотносится его личный профессионально-педагогический опыт и соответствующие убеждения, профессиональные связи и отношения. Профессиональное сознание определяет личностный смысл того или иного педагогического действия, поступка преподавателя. Оно позволяет самоопределяться и самореализовываться, решать профессиональные проблемы. Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни: - общественно-педагогические ценности - раскрывают характер и содержание ценностей в масштабе всего общества (в форме морали, религии, философии). Это идеи, нормы и правила, регламентирующие социальные контакты; - профессионально-групповые ценности - представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую работу. Они более стабильны и характерны для определенных профессиональных групп (школа, училище, колледж, вуз). - индивидуально-личностные ценности – составляют ценностные ориентации личности педагога, который строит их на основе общественно-педагогических и профессионально-групповых.
Классификация педагогических ценностей 1. Ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности (ценности-цели). В их основе лежит концепция личности профессионала в ее различных проявлениях, видах деятельности и результатах профессионального самосовершенствования. 2. Ценности, раскрывающие значение и смысл способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства). В их основе лежит концепция педагогической техники и технологии, педагогических инноваций. 3. Ценности, раскрывающие значение и смысл педагогических отношений преподавателя к учащимся, к себе, к другим преподавателям (ценности-отношения). В их основе лежит концепция собственной педагогической позиции как совокупности названных отношений. 4. Ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в педагогической деятельности (ценности-знания). В их основе лежит концепция теоретико-методологических знаний. 5. Ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества). В их основе лежит концепция профессионально-важных качеств личности преподавателя, находящих отражение в специальных способностях (программирование своей деятельность и предвидение ее последствий; творческая деятельность; умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других; умение вырабатывать совместную позицию сотрудничества, диалогически мыслить и т.д.).
Представленные группы педагогических ценностей образуют систему профессионально-педагогической культуры преподавателя. Все они взаимосвязаны между собой: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств, ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д.
Таким образом, система педагогических ценностей служит основой и критерием приятия или неприятия педагогом новых ценностей, определяет тональность его педагогической культуры. При этом важно, чтобы она существовала не только в сознании, но и в реальной профессионально-педагогической деятельности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |