Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На основе сенсуализма в эпоху Нового времени появляются две интересные гносеологические теории




Т. Гоббс (1588-1679).

Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка

Большое влияние на его философию оказала буржуазная революция.

Основные черты мировоззрения Т. Гоббса:

1) Сторонник механистического принципа (реальны только тела);

2) Нет свободы воли (фатализм);

3) Бог – лишь источник изначальной энергии мироздания;

4) Жесткий материализм (нет духовных субстанций).

Ключ к изучению природы, по мнению Т. Гоббса, – геометрия. Более того, человек, человеческое общество – механизм. Он призывал перенести методы геометрии в область политики. Он стремился выявить «формулу» человека, взаимоотношения людей, затем – «настроить» механизм общества, государства. В результате вырастает теория государства на основе общественного договора:

1) человек добровольно отказывается от своих прав (заключает договор);

2) Люди должны выполнять соглашения;

3) Чтобы договор был постоянным, нужна общая власть, которая будет держать людей в страхе и направлять их действия к общему благу.

Так рождается государство, которое Гоббс уподобляет Левиафану – библейскому чудовищу, которое на краю земной истории держит мир в своих мертвых объятьях.

Этика Т. Гоббса.

Критерий добра и зла, по его убеждению, – государство. Человек подчиняется его воле. Дурно то, что считает государство: «Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы». Здесь можно усмотреть истоки западного либерализма, идею гражданских свобод: «Право есть свобода, которую оставляет нам гражданский закон».

 

Джон Локк (1632-1704) – верный ученик Т. Гоббса. В работе «Два трактата о правительстве он развил учение об общественном договоре и стал основателем западного либерализма:

1) сформулировал основные неотчуждаемые права человека: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом;

2) цель государства, установленного по общественному договору, видел в сохранении прав и собственности;

3) полагал: власть монарха не может быть абсолютной (ибо монарх, приобретая неограниченные права, «выпадает» из общественного договора. Отсюда –

4) идея разделения властей на:

– законодательную (парламент);

– исполнительную (правительство) – проводят законы в жизнь;

– федеральную (король, министры) – вопросы внешней политики.

Законодательная – верховная.

 

Субъективный идеализм английского епископа Дж. Беркли (1685-1753)

Дж. Беркли полагал: у нас нет чувственного восприятия материи, восприятие каждой вещи распадается на отдельные ощущения. Отсюда, «Быть – значит быть в восприятии».

Беркли спрашивали: а если объект в данный момент никем не воспринимается, то он перестает существовать? Дж. Беркли отвечал: Нет. Даже если все уснут, этот объект воспринимает Бог – поэтому все существует постоянно.

Верная мысль: наши восприятия вещи порой далеки от сущности самой вещи (холодная и теплая рука в воде будут по-разному ощущать воду – теплой или холодной, в зависимости от того, какую руку мы опустим в воду первой).

 

Эти мысли развил Д. Юм (1711-1776). Его мировоззрение – ярко выраженный агностицизм, вырастающий из субъективного идеализма Дж. Беркли: если мы вправе говорить лишь о наших ощущених, а не о сущности вещей, то мир в принципе непознаваем.

Основания агностицизма Д. Юма:

1) человек не в силах выйти за пределы своих ощущений, который обманчивы;

2) делаем выводы на основе первых впечатлений и часто ошибаемся;

3) «после этого» не обязательно «по причине этого» –

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.