Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гносеология




Философия И. Канта (1724-1804)

Философская антропология Людвига Фейербаха

Философская система Г. Гегеля

Философия Ф.В. Шеллинга

Философия И. Канта

Основные черты немецкой классической философии

 

Основные черты немецкой классической философии:

1. Развенчали культ позитивной науки. Возвели на пьедестал другие формы познания мира: миф, искусство (Шеллинг), философия, религия (Гегель).

2. Философы прошлого трактовали свои системы как истины в последней инстанции. Все, что было до них – заблуждения. Немцы-классики, напротив, полагали: истины многогранны, динамичны (Гегель писал – о разных философских системах).

3. Сломали традиционное восприятие мира – цивилизованные народы/варварские народы. Каждый народ уникален, имеет свою историческую судьбу и предназначение.

4. Идеи всеединства: всеобщность развития через противоречия и их снятие, всеобщность Духа и Сознания.

5. Историчность мышления. Гегель: история – самодвижение Духа, Шеллинг – взаимодействие Бога и человека – движение к золотому веку права.

6. Идея познавательной активности субъекта.

 

В лице Канта наука утрачивает свою самоценность. В центре внимания философа – человек. «Вред, приносимый наукой людям, состоит в том, что огромное большинство тех, кто хочет себя проявить в ней, достигает не усовершенствования рассудка, а его извращения; для большинства наука служит орудием тщеславия».

Происходит поворот от рассудка к чувствам, уникальным переживаниям личности. Это предвестие романтического движения «Бури и натиска».

До 80-х годов Канта интересовали естественно-научные проблемы. После он создает «Критику чистого разума» – цельную философскую систему.

Философы Нового времени сосредоточились на объекте познания. Кант – на специфике познающего субъекта.

Главный вопрос «Критики…» – возможно ли достоверное знание (в математике, естествознании, метафизике)? Достоверное – т.е. объективное: всеобщее и необходимое. Объективность познания обеспечивается врожденными (доопытными) идеями, не выводимыми из самой действительности (пространство, время). Пространство и время, таким образом, по Канту, – не формы бытия, а врожденные формы чувственности человека. На их основе возможна, скажем, математика.

Как выглядит процесс познания по Канту?

1. Вещи действуют на органы чувств, порождают ощущения.

2. Ощущения упорядочиваются доопытными формами чувств – пространством и временем, формируются восприятия.

3. Рассудок на основе доопытных форм мышления (понятий и категорий) придает восприятиям всеобщий и необходимый характер

4. Большое значение в познании играет воображение человека.

Таким образом, наши знания – духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных знаний.

Агностицизм Канта:

Мир Кант разделил на «вещи в себе» (как существуют сами по себе) и «явления» (как вещь явлена познающему). «Вещи в себе» недоступны познанию. Пытаясь проникнуть в них, человеческий разум сталкивается с неразрешимыми противоречиями:

1. Мир конечен – мир бесконечен;

2. Человек свободен – все в мире предопределено.

(Попытку разрешения противоречий предпринял позже Гегель).

Итак, наши знания относительны. Есть области, где наука бессильна: поведение человека, его свобода.

Человек живет в двух мирах: в мире явлений (феноменальном), где все предопределено, и в мире свободы (ноуменальном), где действует не рассудок, а воля человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.