КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия в России XVIII в
XVIII век в России – это эпоха Нового времени. Главнейшая черта этой эпохи – петровские реформы, сутью которых стала активная европеизация России. Для данной эпохи характерно значительное усложнение философии, формирование различных оригинальных и довольно сложных направлений мысли, а, главное, становление философии как самостоятельной научной дисциплины. Философско-богословская мысль в XVIII в. Преподавание философии в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях в XVIII в. строилось на основе синтеза христианского неоплатонизма с аристотелизмом, делалась ставка на знакомство с европейскими мыслителями (Коперником, Галилеем, Декартом). Ключевые фигуры 1-го этапа деятельности Киево-Могилянской академии – Иннокентий Гизель («Синопсис», «Сочинение о всей философии»); Стефан Яворский («Философское состязание», как оригинальная диалектика, логика, физика, метафизика). Стефан Яворский интересен также как автор первого курса по психологии, социально-политических трактатов. Яркие представители Славяно-греко-латинской академии – братья Лихуды. Их перу принадлежат оригинальные полемические сочинения против «латынников»; логика, натурфилософия. Ярким философским событием стала полемика Софрония Лихуда со Стефаном Яворским. Для 2-го этапа Киево-Могилянской академии характерны: Феофилакт Лопатинский, размышлявший о соотношении философии и богословия, онтологии и гносеологии; Г.Н. Теплов, составивший первый словарь философских терминов. Показателен для данного периода религиозный философ и идеолог петровских реформ Феофан Прокопович. Он явился лидером «Ученой дружины» и идейным вдохновителем «Духовного регламента», суть которого – укрепление абсолютизма, подчинение Церкви государству, упразднение патриаршества. Мировоззрение Прокоповича характеризуется как деизм: мир, по его убеждению, – самодостаточная система, Бог не вмешивается в дела мира. Ключевая идея здесь – освобождение мысли из богословского плена. Его отличает интерес к натурфилософии. В сочинениях «Логика», «Натурфилософия или физика» происходит отождествление Бога с природой, отрицание антропоморфизма Бога; проводится мысль о постижении Бога через Его творение. В гносеологии нашли отражение два пути познания – чувственное и мысленное. Творчество Прокоповича можно характеризовать как культ наук; им произведено разделение наук на теоретические и практические. Центральная идея социально-философских взглядов – объявление монаршей власти верховной, божественной. По его убеждению, необходимо соборное (синодальное) управление Церковью. Приоритет естественного права (наследие Т. Гоббса), сочетание идеи «договорного» государства в творчестве Прокоповича входит в противоречие с идеей абсолютистского правления. Митрополит Платон Левшин и «ученое монашество» – яркие представители православного направления мысли. Сочинение «Православное учение веры» утверждает примат нравственных законов истории, особую роль духовности, нравственности в жизни общества, ключевое значение свободы воли человека. Еще одно значимое произведение – «Увещевания раскольникам» включает идеи единой веры, внешнего и внутреннего («сердечного») принятия Бога. В вере утверждается приоритет нравственной стороны перед догматической. К ключевым положениям философии митр. Платона следует также отнести: идея воссоединения церквей; опора на исихастскую традицию; сочетание идеи духовного преображения с идеей правового государства; утверждение автономии духовной власти и участие Церкви в социальной жизни. В старообрядчестве XVIII в. происходит углубление противоречий, ярко выраженная дифференциация мировоззренческих принципов, как следствие, дробление на толки и согласия. Старообрядческие авторы братья Денисовы («Виноград Российский», «Поморские ответы») демонстрируют формирование уникальной идеологии старообрядчества, богословско-историософской аргументации собственных позиций в процессе полемики с православной Церковью. Для старообрядчества данного периода характерно снижение накала пессимистического эсхатологизма, рост социальной активности более терпимых толков и согласий. Староверы XVIII в. демонстрируют народный вариант монархизма, сочетание идеализации, сакрализации монархического начала как богопоставленного с отрицанием реальных представителей царской власти. Для данного периода характерен феномен старообрядческого предпринимательства, имеющего глубокие мировоззренческие основы. Светская философия XVIII в. Творчество В.Н. Татищева являет собой переход на позиции секулярного мышления, его отличает вероисповедный индифферентизм, антропоцентризм. Мыслитель трактует самопознание как путь к благополучию человека. Он предлагает свою классификацию наук. В своей теории «Всемирного умопросвячения» Татищев выделяет следующие ключевые этапы истории: создание письменности, пришествие Христа, книгопечатание. Все события в мире, по его убеждению, происходят от ума или глупости. Татищев – предтеча западничества, ему принадлежит идея единства культур, отрицание их самобытности. Мыслитель утверждает монархическое правление, но отстаивает приоритет закона, а не абсолютной власти. А.Д. Кантемир в «Письмах о природе и человеке» предлагает оригинальную трактовку философии. Его отличает деизм, рационализм; он – сторонник гелиоцентрической картины мира. Политические взгляды Кантемира интересны тем, что он выступает как сторонник идей французского просвещения. Творчество одного из самых ярких русских мыслителей М.В. Ломоносова приходится на 2-ю половина XVIII в. Характерные черты этого периода – преодоление слепого копирования западного опыта, возвращение к идее национальной духовности. Мировоззрение М.В. Ломоносова характеризуется деизмом: мир веры и мир знания для него – самостоятельные сферы. Мыслителю принадлежит открытие материалистического миропонимания. Материя в его понимании вечна, неуничтожима. Ломоносов описывает виды движения материального мира. Мир, по его убеждению, самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Теория познания характеризуется рационализмом. Эстетическое отношение к действительности, идея устремления человеческого ума не только к истине, но и к красоте нашли воплощение в «Правилах изобретения вымыслов». Творчество М.М. Щербатова являет собой формирование основ самобытного социального консерватизма. Щербатов отстаивает идею: реформы на неподготовленной почве принесут горькие плоды. В центре его творчества – проблема морали. В данном контексте показателен трактат «О повреждении нравов»: достаточно разрушить нравы, утверждает мыслитель, чтобы привести государство к падению. С повреждением нравов происходит и развращение власти. «Путешествие в землю Офирскую» – это своеобразная утопия, идеал сельской жизни, воздержанности, трудолюбия. Одна из ключевых идей произведения – отрицание захватнических войн. «Разговор о бессмертии души» представляет собой систему доказательств посмертного существования человеческого духа. Высший свет XVIII в. породил философию русского масонства, характерные черты которой – внецерковность, надсословность, большой интерес к философии, неудовлетворенность земным, примирение веры и знания, религиозный эклектизм. Для данной мысли характерно удвоение мира (земной мир хаоса и загробный мир добродетели и счастья). В мире земном, по убеждению масонов, торжествует дьявол. Интересна основанная на мистицизме теория познания масонов. Основной интерес русского масонства составляет человек, земная жизнь которого трактуется как неизбежнее мучение, подготовка в мир иной. В произведении И.В. Лопухина «Духовный рыцарь» нашли отражение двойственность природы человека, приоритет духовного начала. Религиозно-антропологический характер носит мировоззрение Н.И. Новикова. Мыслитель трактует знания как реальный инструмент перерождения человека. Г.С. Сковороду определяют как «Сократа на Руси», странствующего философа. Для него характерна диалогическая форма изложения. В его творчестве нашли отражение платоническое, неоплатоническое, средневековое, ренессансное, барочное наследие. В его теологии нашли воплощение учение о сверхсущем Едином и Его переходе к Своим более низшим ступеням, неоплатоническая интерпретация христианской тринитарной доктрины в форме учения о «трех мирах». Онтология Сковороды интерпретирует платоновское учение о «двух натурах» и «трех мирах», как диалектика сверхсущего, сущего и не-сущего; гносеология – обретение истины на пути «эротического» восхождения к «первоистоку», самопознание, онтологическое понимание истины. Антропологические построения содержат следующие идеи: «внутренний» человек как отрасль Божественного Логоса; взаимоотражение макро- и микро космоса в связи с проблемой обожения; человек как сущность, владеющая бытием-для-себя. В этике воплотилось персоналистическое подражание идее человека, тема самодостаточности, аскезы. Своеобразна и эстетика Сковороды: Прекрасное – идеи вещей в умопостигаемом свете Единого; безобразное – небытие, результат утраты идеями своей самотождественности; творчество трактуется как созидательная работа. «Верховная наука» для мыслителя – богословие, как наука о самопознании и достижении человеком счастья. Университетская светская профессиональная философия XVIII в., в основе своей, представляет обоснование рационального знания. В 1755 г. произошло открытие Московского университета. Один из ярких представителей Университета Н.Н. Поповский в своих «Речах» предлагает оригинальную трактовку философии, он выступил за обновление философского образования, за преподавание философии на русском языке. Д.С. Аничков представляет традицию небогословского философствования. Его произведение «О культуре богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Негритии» являет рациональную трактовку религии, отход от православного мистицизма. Ему принадлежит также оригинальная теория познания, размышления о соотношении души и тела. Профессор права С.Е. Десницкий представляет либерально-правовое направление, выступил разработчиком оригинальной концепция общественного прогресса; он отстаивал принцип историзма в социальном познании. Десницкий – предтеча формационного подхода в рассмотрении истории – история трактуется им как смена форм человеческой деятельности: первобытная, пастушеская, хлебопашественная, коммерческая. А.М. Брянцев в «Слове о связи вещей во вселенной…», «Слове о всеобщих и главных законах природы» представил деистическую натурфилософию; разрабатывал проблему соотношения детерминизма и свободы воли. «Философические предложения» Я.П. Козельского – одна из первых попыток систематического изложения философского знания, рассмотрение соотношения философии и наук. В сочинении представлена механистическая картина мира, оригинальные психология, юриспруденция, политика (теория договорного происхождения государства). П.С. Батурин в «Исследовании книги о заблуждениях и истине» критикует масонскую мистику, выступает за создание философии, основанной на опыте и рациональных доказательствах. Ему принадлежат оригинальные социально-политические взгляды, выработанные на основе аристотелизма. Радикально-демократическое направление представлено А.Н. Радищевым. В «Путешествии из Петербурга в Москву» нашли отражение враждебность по отношению к монархии, революционные идеи, просветительская философия общественного договора, приоритет прав народа над правами монарха, обожествление закона. Радищев разработал «Проект будущего» – идея преобразования государства на демократических началах. Автор предлагает два пути освобождения крестьянства: революционный и эволюционный. Специфическая черта антропологии Радищева – рассмотрение человека вне его социальной обусловленности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |