Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия 1-й половины XIX столетия




XIX век – прорыв в развитии культуры России (литература, музыка, живопись, история). Это новый этап в развитии русской философии (происходит ее усложнение, появляются разные философские направления, в т.ч., – борьба материализма с идеализмом). Возрастает профессиональная составляющая философии (благодаря университетам, духовным академиям). Значительно расширяются контакты с Западом, русская интеллигенция по-настоящему открывает для себя европейских мыслителей (Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Ницше, Маркс). В центре – русская идея, проблемы русского национального самосознания. Мыслители XIX в. – не систематики, теоретики, а члены философских кружков (любомудры, славянофилы, западники), публицисты и критики, писатели. Помимо философской, интересовались социально-политической, экономической, богословской проблематикой. Важная черта философии этого периода – пророчества. Идеи, высказанные в XIX в., актуальны и по сей день.

Развитие русской философии в первой трети XIX века. Историософия П.Я. Чаадаева. Особенности исторической эпохи нач. 19 в. – разорванность: с одной стороны – национальный подъем после победы над Наполеоном, с другой, – узаконенное рабство, реакция (аракчеевщина), во многом, явившаяся следствием декабристского восстания. Знаменитая формула С. Уварова была как никогда далека от реального воплощения. Все это предопределило активные размышления русской интеллигенции о судьбе России.

С 20-х гг. философская мысль активно развивалась в философских кружках, салонах (как, например, салоны Н.В. Станкевича, А.И. Герцена – Н.П. Огарева). Наиболее влиятельным был кружок любомудров (основан в 1823 г.) – романтики, поэты, мыслители, активно осваивавшие опыт западно-европейской философии. Председатель кружка – В.Ф. Одоевский, члены – Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, А.С. Хомяков и др. Кружок характеризует философский романтизм, отличающийся глубоким интересом к национальной истории, выявлению ее исторических корней; стремлением к синтезу искусства, философии и науки. Одна из центральных идей романтиков – органичный синтез философии и поэзии. Различное понимание романтического миросозерцания позже развело членов кружка по разным направлениям (официальная народность, славянофильство, почвенничество). В этой ситуации «брожения» «Философические письма» П.Я. Чаадаева прозвучали как «Выстрел в ночи».

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) в 1829 – 31 гг. создал свое главное произведение – «Письма о философии истории» (на французском языке), за которым утвердилось название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» (1836 г.) вызвало резкое недовольство властей. Было начато следствие. Был вынесен «высочайший» вердикт о том, что автор является умалишенным. Написанная Чаадаевым в 1837 г. в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология сумасшедшего» (1837), при жизни Чаадаева напечатана не была.

Главная тема П. Чаадаева – философское осмысление истории. Был потомком и знакомым великих историков (Щербатов, Карамзин), но считал, что надо сосредоточиться не на исторических фактах, а на общих закономерностях истории. Пытался соединить историософию с этикой, антропологией, гносеологией. Вершитель истории, по Чаадаеву, – человек, но не как таковой, а причастный к Богу. Отсюда, основа его философии истории – христианский провиденциализм. История направляется не только Богом, но и свободной волей людей. Следствие свободы – многообразие народов, составляющих человечество. Конечная цель истории – установление Царства Божия на земле. Задатки Царства Божия Чаадаев нашел в западном христианстве, западном обществе (в православии оно лишь на небе, но не на земле). Царство Божие реализуется на земле путем гармонизации человеческой и Божественной роли, т.е. идея Ц.Б. – идея социальная. Представления о социальных идеалах зависят от религиозных мировоззрений. Отсюда, религии принадлежит решающая роль в историческом развитии.

В 1-м «Философическом письме» Чаадаев разделил все мировое пространство по принципу «Запад – Восток». Ум на Востоке сформировался «в пустыне», углубляясь, замыкаясь в себе. На Западе – «раскидываясь во вне». Первым проявил себя Восток и уснул. Запад продолжает начатое. Русские не принадлежат ни к Западу, ни к Востоку. Оторванность России от Запада лишает Россию истории. Запад – связь прошлого с настоящим и будущим, широкие замыслы. Россия – «тусклое существование», живет одним настоящим. Печальная судьба России обусловлена 2 факторами. 1 – православие (созерцательное, покорное властям, породило покорность и равнодушие русского человека). 2 – огромные пространства, обособившие людей, препятствовавшие логическому развитию мысли. Поэтому плодотворные идеи не созревали. По Чаадаеву, необходимо принять католицизм – деятельный, способствующий социальному развитию.

«Апология сумасшедшего» – сглаживает свои радикальные воззрения на Россию и Запад: более критично смотрит на католицизм; утверждает, что отсутствие самобытных начал у России может оказаться благом («все великое приходило из пустыни»), она придет к великому будущему, усваивая достижения Запада и не совершая его ошибок.

Историософия Чаадаева подверглась жестокой критике как антинациональная (письмо Пушкина). Но очевидны и позитивные моменты: а) вскрыл пороки русского общества и русского характера; б) призывал к духовному преображению общества, а не к насильственному; в) главная заслуга – пробуждение интереса к судьбе России. Философско-историческая мысль Чаадаева явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом. Его идеи способствовали формированию двух главных направлений русской общественно-политической мысли – славянофильства и западничества.

Славянофильство. Ключевые фигуры славянофильства – А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Славянофильство – уникальная философия: синтез германского идеализма и православного учения. Однако, славянофилы не создали законченных систем (их основной жанр – записки по поводу). По славянофилам, религиозное начало определяет дух народов. В истории человечества боролись два религиозных начала: иранство и кушитство. Иранство – религия свободы, нравственной ответственности, благодати (пример – Новый Завет). Кушитство – дух законничества, духовного рабства, религия страха, жестокого подавления (Ветхий Завет). На основе противопоставления иранства и кушитства они противопоставляли русскую цивилизацию западной. В славянофильской антропологии интересны теория целостности человека; теория внутренней духовной свободы, потенциально коренящейся в православии, преодолевающей авторитарность католицизма и своеволие протестантизма. Оригинальна их гносеология: критика отвлеченного рационализма Запада: порицание крайностей подавления свободного разума в католицизме и рационального своеволия в протестантизме. Православие, считали они, предполагает путь свободного творчества, но в соборном церковном единомыслии. Оригинальна теория «живознания» А.С. Хомякова, выработанная на основе идеи интеллектуальной интуиция Шеллинга. И.В. Киреевский, в свою очередь, писал о необходимости новой философии на основе целостного знания.

Наиболее интересна и глубока социальная философия славянофилов. Русская семья и община – залог положительного развития России, считали они. «Лучшей формой общежительности» назвал Хомяков мирскую общину, которую утвердило православие. В своих записках «О сельской общине» философ отмечал, что она сочетает в себе хозяйственные и нравственные начала. В плане хозяйственном община организует труд – каждому «представляет работу по душе», решает вопросы вознаграждения за работу, отвечает за исполнение государственных повинностей. В ней осуществляется гармоничное сочетание общественных и личных интересов, а все ее члены являются «товарищами и пайщиками». В плане нравственных начал община, по мнению славянофилов, – общество, где реализуются принципы христианской любви, ее строй соответствует строю Церкви, она – духовный союз, отвергающий личные эгоистические интересы. Но поскольку община в социальной жизни является истинным высшим началом, они призывали сделать «общинный принцип всеобъемлющим». Для этого мирские общины должны объединиться в волостные, те – в губернские, последние – в «общину – государство», что предопределит господство «духа соборности» в обществе. Главным принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». И тогда будет «выполнена внутренняя задача русской земли» – «проявление общества христианского, православного, скрепленного в своей вершине законом живого единства и стоящего на твердых основах общины и семьи».

Национальное самосознание, русскую идею славянофилы подняли до уровня философской рефлексии. Одни из первых в русской философии глубоко рассмотрели проблему неповторимого духовного облика русского народа, определили духовную основу данного облика (православие), выявили специфические национальные начала и на их основе сформулировали глобальные задачи, стоящие перед русским народом – внутренние и вселенские. Органические духовные начала, по славянофилам, послужат реализации мессианского призвания русского народа. Одна из важнейших (внутренних) задач – достижение органического развития русской нации, а именно, возрождение России на основе органических начал. Для этого необходимо преодоление подражательного пути развития; осознание сущности коренных духовных начал, прежде всего, вечных истин православия, изучение их реализации в жизни древней Руси; наконец, реализация органических начал в современной (славянофилам) жизни Российского общества (в социальной сфере, искусстве, науке, философии), в сочетании с использованием высших достижений мировой цивилизации. Реализовав эту глобальную задачу, русский народ сможет в дальнейшем выполнить свое вселенское призвание. Предлагая собственное понимание концепции «Москва – третий Рим», славянофилы утверждают вселенское призвание русского народа – утверждать христианские духовные ценности и церковные начала в мире, и таким образом, стать в будущем «впереди всемирного просвещения», приблизить реализацию Царства Божия в истории.

Славянофилы провели многоаспектное (историософское, гносеологическое, антропологическое, социально-философское) обоснование антиномичности католическо-протестантской западной и православной русской культур и выработали принципы их взаимоотношения. Славянофилам свойствен большой интерес, дифференцированный подход к европейской культуре (западные вероучения, философия, наука, искусство, материальная культура, принципы организации социальной жизни). Критично оценивая действительность, они не идеализировали Россию, но и не нивелировали ценностей Запада, утверждали путь самобытного развития России с использованием общемировых достижений.

Славянофильские построения страдали неоправданной идеализацией (русского народа, отечественной истории). Вместе с тем, многие идеи славянофилов послужили фундаментом практически для всех последующих отечественных религиозно-философских направлений, связанных с осмыслением сущности русского национального самосознания, русской идеи. Их ключевая мысль – вернуться к самобытным истокам, поврежденным Петром, но не по форме, а по сути.

Западничество. Вызревание западнических идей происходило постепенно, с самого начала XIX в. Важной предпосылкой стала секуляризация государственной и культурной жизни во время царствования Александра I. Именно тогда проявила себя плеяда прогрессивно настроенных мыслителей, стремившихся к просвещению, формированию гражданского сознания, правового государства (В.В. Попугаев, И.П. Пнин, А.С. Кайсаров). Они стали идейными вдохновителями декабристов, которые выступили с буржуазно-демократическими и либерально-просветительскими идеями (отрицание самодержавия, крепостничества и феодальных привилегий, принципы естественного права, суверенитета народа, свобода политической и экономической деятельности). Декабристов можно трактовать как предтеч западничества, но с определенной оговоркой. Их мировоззрение было двойственно, по выражению Г. Флоровского, души декабристов принадлежали Европе, в то время как сердца были отданы России.

Классическое западничество сформировалось к 40-м гг. XIX в. (первое публичное выступление – статьи В.Г. Белинского «Россия до Петра Великого» в «Отечественных записках»). Западники отстаивали идеи преодоления вековой отсталости России, необходимости ее развития в направлении, указанном передовой западноевропейской цивилизацией. Костяк западничества составили В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, Н.П. Огарев и др. Западники подчеркивали однонаправленность исторического процесса; история мыслилась ими как линейный прогресс, а ее конечная цель – создание общества, обеспечивающего полную свободу, благосостояние и гармоничное развитие личности. Существенная черта западничества – безрелигиозность. Славянофильскому идеалу спасения в вечности они противопоставили веру в творческие возможности просвещенного разума, способного обеспечить господство индивида над силами природы и истории. Именно поэтому их привлекала Европа, избравшая данный путь. Западники полагали, что личность, народ и все человечество развиваются по единым законам, они подчеркивали первенство общечеловеческого начала в истории (в то время как славянофилы отдавали приоритет народному, национальному началу). Роль государства, по их убеждению, – стоять на страже интересов человека и создавать ему условия для просвещения масс. Петровская реформа, по их убеждению, – точка отсчета в развитии России, переход от «племенного» этапа к «национальному». Основу этики западников составляло уважение к личности, а равно и к своему Отечеству, и человечеству в целом. Внутри западничества существовало два течения: радикально-демократическое (Белинский, Герцен, Огарев) и умеренно-либеральное (Грановский, Кавелин, Боткин), хотя данное разделение условно. К концу 40-х гг. (после смерти Белинского) западничество исчерпало себя. Пошатнула веру в разумный ход истории и Июньская революция во Франции. Хотя отзвуки западнических идей мы находим и в 50-е – 60-е гг.: либеральные (поздний К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Н.А. Милютин) и радикальные (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.