Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия жизни. Становление современной западной философии




Становление современной западной философии

Современная религиозная философия Запада

Экзистенциализм

Позитивизм

Философия жизни

Становление современной западной философии

Тема 25. Современная западноевропейская философия

Вопросы:

Когда мы говорим «современная философия», то имеем в виду последние сто лет, ведь для истории 100 лет – не дата.

Основные черты эпохи:

1. Диалог Европы и России.

2. Для Европы характерно множество философских направлений.

Толчок к развитию современной западной философии в конце 19 в. послужил духовный кризис, причиной которого стали:

1. социальные потрясения (войны, революции), быстроменяющееся бытие;

2. ощущение абсурдности бытия, утрата идеи прогресса;

3. кризис философии: утрата ориентиров дальнейшего развития (как служить людям). Веру в силу философии подорвали немцы-классики. Умозрительные, оторванные от реальной жизни системы (Гегеля, Шеллинга) в быстроменяющейся жизни 20 в. не годились.Немцы-классики ставили философию выше жизни.

 

Подготовительным, переходным этапом к современной западной философии стало направление 2-й половины 19 века – философия жизни. Ее основные черты – следующие:

1. Вселенский пессимизм;

2. Поворот к реальному человеку, земным проблемам: смысл жизни, счастье, смерть, обустройство.

3. Манифестировала себя как философия дела, а не игры понятиями.

Философия жизни формируется как иррациональная (разум – не главное. Главное – воля, чувство). Она призывает исходить из реальной жизни, спуститься на грешную землю.

Для данного направления характерны два ярких имени: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

А. Шопенгауэр (1788-1860) – ровесник Гегеля, одинокий, озлобленный человек, не понятый современниками. Для него характерен уход от рационализма; тяготел к мистике Востока (буддизму).

Артур Шопенгауэр предстает как провозвестник новейшей западной философии. Можно отметить две важные черты, наложившие отпечаток на всю дальнейшую западную философскую традицию: вселенский пессимизм и близость к реальной жизни. На смену абстрактным идеалистическим гегелевским схемам пришла жизненная антропология: рассуждения о счастье человека, его смерти; они близки и понятны. Главная идея: жизнь человека – это страдание, болезнь, скука, отчаяние, агрессия. Шопенгауэр призывает не гоняться за призрачным, эфемерным счастьем, а научиться пользоваться малым, познать сущность смерти и не страшиться ее.

Главная идея работы «О ничтожестве и горестях жизни» – счастье обманчиво, иллюзорно. Что дни были счастливы, мы замечаем лишь, когда на смену им приходят дни несчастий. С возрастанием наслаждений уменьшается восприимчивость к ним, но зато возрастает восприимчивость к страданию. Человек человеку – волк, поэтому мы должны быть несчастны, и мы несчастны[1].

Трагедия в том, что в основе бытия лежит воля человека к жизни, и она – слепа. Зрячая воля, считает автор, быстро бы усвоила, что игра под названием «жизнь» не стоит свеч, ибо «Жизнь исполнена необузданных порывов и борьбы, требует напряжения всех сил, обременена вечной заботой, страхом и нуждой, в итоге которой – смерть». Таким образом смерть – это кара и искупление.

Шопенгауэр спорит с Лейбницем, утверждающим, что этот мир – лучший из миров. Нет, он худший. Он устроен так, чтобы еле держаться. Будь он чуть хуже, он не смог бы существовать. Ничтожное изменение в атмосфере ведет к лихорадке, холере, чуме; огромные силы таятся под земной корой, при любой случайности вырываются наружу и сметают все (гибель Помпеи).

Таким образом, жизнь – это труд, лишения, нужда и скорбь, итог которых – смерть. Так считает и подлинное христианство, уверен Шопенгауэр.

Работа «Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего бытия». Сознание собственной смертности – крест каждого человека. Религии и философские системы по Шопенгауэру – утешение и противоядие против нашего сознания неизбежности смерти. Инстинкт говорит нам, что смерть – это зло, разрушение. Но привязанность к жизни неразумна и слепа, потому что наша сущность – это воля к жизни, и воля слепая, бессознательная. Жизнь такова, что нет смысла за нее цепляться, но это знание чуждо слепой воле. Печалиться о грядущей смерти также нелепо, как если бы мы печалились о том времени, когда нас еще не было.

И потом, смерти как таковой нет вообще. В этом выводе Шопенгауэра нет ничего религиозного. Сменяются поколения живых существ: умирают одни, рождаются другие. Но сама сущность живых существ (и человека) неуничтожима. «Кто боится смерти как абсолютного уничтожения, не должен пренебрегать уверенностью, что сокровеннейшее начало его жизни этому уничтожению не подлежит». Глядя на то, как гибнут сложнейшие организмы «по произволу случая, капризу всякого дурака», приходишь к выводу, что гибель индивидуумов для природы безразлична. Если убивают собаку или лягушку, немыслимо, чтобы их существо вмиг обратилось в ничто, с другой стороны, немыслимо, чтобы рожденные миллионы живых существ до этого были ничем. В основе жизни природы – круг, возвратное движение. Умирая, особи вновь возвращаются в лоно природы, из которого исходят вновь в акте рождения, и поэтому бессмертны. Насекомое, которое умирает осенью, тождественно насекомому, которое родится весной, «как человек, идущий спать, тождествен человеку, который встанет поутру».

Таким образом, сокровенная сущность каждого человека – в виде, а не в индивидууме. Человечески индивид умирает, а человеческий род живет; значит живет и индивид в человеческом роде.

«Афоризмы житейской мудрости» – название работы говорит само за себя. Сам автор определил ее суть как «наставление в счастливом существовании».

Главное правило житейской мудрости по Шопенгауэру – «Человек благоразумный стремится к беспечальному, а не приятному. Всякое наслаждение – в устранении препятствия и потому кратковременно. Поэтому надо направлять свой взор не на наслаждения и приятности жизни, а на то, чтобы… избегать ее бесчисленных зол». Таким образом, «жить счастливо» – значит «жить сносно». Жизнь не для того, чтобы ею наслаждались, а чтобы ее перемогали, претерпевали. «Если к свободному от печалей состоянию присоединится еще отсутствие скуки, то… налицо… земное счастье». Поэтому мудр тот, кто не гоняется за призрачным счастьем, а старается оградить себя от печалей и страданий, ибо «быть несчастным крайне легко, обладать же большим счастьем… совершенно невозможно».

Величайшая мудрость по Шопенгауэру – в самоотрицании, самоотказе. «Все наше бытие – нечто такое, чего лучше бы совсем не было». Тот будет счастлив, кто «не соединит своих надежд ни с какой вещью, ничего на свете не будет страстно добиваться и поэтому не станет много жаловаться на свои неудачи».

Беда в том, что лицемерие света встает на пути этого спасительного мировоззрения. Чаще всего свет лишь изображает радость и счастье, которых в действительности нет: «Украшенные флагами суда, пушечные салюты, литавры и трубы, ликования – все это вывеска радости, но самой радости… здесь не встретим».

Заблуждаются также те, кто строит счастье слишком на широком фундаменте, предъявляют к жизни много требований. Нужно уменьшать притязания, дабы избежать огорчений несбывшихся надежд. И вообще, величайшая глупость – строить подробный план своей жизни. Часто бывает так: трудимся над вещами, достигаем наконец успеха, а вещи эти нас уже не радуют, ибо сами мы уже изменились.

Что же составляет блага человеческой жизни? По Шопенгауэру это: 1. «Что такое человек есть» (т.е. его здоровье, сила, красота, темперамент, нравственность, ум); 2. «Что человек имеет» (его собственность) и 3. «Чем человек представляется» (т.е. мнение о нем других людей).

Главная мысль Шопенгауэра, насколько человек счастлив, – это зависит от него самого. «Одни и те же внешние происшествия в каждом человеке отзываются различно». Богатство и высокие должности, слава не несут сами по себе счастья, все зависит от нашего отношения к ним. «Вся роскошь и наслаждения, отражающиеся в тупом сознании глупца, очень бедны в сравнении с сознанием Сервантеса, когда он писал «Дон Кихота» в своей печальной тюрьме». Какой бы роскошью мы не окружили животное, оно не станет от этого счастливее. То же с человеком: способность к возвышенным наслаждениям определяется его духовными силами, ибо «высшие, разнообразнейшие и наиболее прочные наслаждения – это духовные, как бы мы не обманывались на этот счет в молодости».

Таким образом, наше счастье обусловлено тем, что мы есть, нашей индивидуальностью; между тем, по большей части люди обращают внимание лишь на судьбу, на то, что мы имеем или чем мы представляемся».

«О том, что такое человек есть». Здоровье, спокойный и веселый нрав, ясный, живой и проницательный ум, умеренная кроткая воля, дающая чистую совесть, – вот преимущества, которые не может заменить никакой ранг, никакое богатство. «Человек с богатым внутренним миром, находясь в одиночестве, получит развлечение в своих собственных мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки… постоянная смена компаний, зрелищ, прогулок и увеселений. Добрый, умеренный, миролюбивый человек может быть доволен и в бедности, тогда как алчного, завистливого и злого не удовлетворит никакое богатство».

Отсюда, разумнее стремиться к поддержанию своего здоровья и развитию своих способностей, нежели к приобретению богатства.

Человек с богатым внутренним миром, как правило, при большом уме ищет одиночества, потому что «чем больше кто имеет в себе самом, тем меньше нуждается он во внешнем». В мире нам предоставлен выбор между одиночеством и пошлостью. «Самые общительные, говорят, – негры, которые как раз в интеллектуальном отношении отличаются наибольшей отсталостью».

Таким образом, собственная мудрость – внутренний источник счастья. Чтобы он не был замутнен, человеку нужны независимость и досуг. «Поэтому он охотно будет платить за них умеренностью и бережливостью».

Человек ведет практическую («реальную») и интеллектуальную жизнь. Первая, «когда ее не тревожат страсти, скучна и пошла; когда же мы попадаем под власть страстей, она скоро становится печальной».

Жизнь интеллектуальная ограждает от скуки, предохраняет от дурного общества, потерь и расточительности. «Так, например, – пишет Шопенгауэр, – моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».

«О том, что человек имеет». Ссылаясь на Эпикура, Шопенгауэр подразделяет все человеческие потребности на три класса: 1) естественные и необходимые (пища, одежда), их отсутствие ведет к страданию, но удовлетворить их легче всего; 2) естественные, но не необходимые (потребность в удовлетворении полового чувства) – эту потребность удовлетворить уже труднее; 3) ни естественные, ни необходимые (роскошь, пышность, великолепие и блеск) – не имеют границ и удовлетворить их крайне трудно.

Счастье определяется не размером нашего имущества, а нашими притязаниями. «Огромное состояние богача не является предметом вожделения бедняка». А богач, если не осуществятся его планы, не находит себе утешения в том многом, что у него есть. «Богатство подобно морской воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда».

При удаче мы испытываем радость, но недолго, при этом растут наши вожделения и мы уже равнодушно взираем на достигнутое.

Чаще всего желания человека направлены на деньги, и это понятно, считает Шопенгауэр. Естественно любить то, что «во всякую минуту готово превращаться в любой предмет наших… желаний и потребностей».

Люди по-разному относятся к деньгам: «Состоятельная женщина, получившая в свои руки деньги, тратит их рассудительно; женщине же, которая после замужества впервые начала распоряжаться деньгами, так нравится их тратить, что она швыряет их без счета».

Деньги в руках высокодуховного человека – благо; не думая о хлебе насущном, он может работать для своего гения, и человечество получит с него долг сторицею.

Напротив, бездуховному богачу деньги не принесут счастья: «огражденный против нужды, он попадает в руки другому полюсу человеческого горя – скуке». Скука мучает его, приводит к сумасбродствам, отнимающим в итоге у него и деньги.

«О том, чем человек представляется». Главная мысль Шопенгауэра здесь следующая: мы придаем слишком большое значение мнению людей о себе. И зря, потому что для нашего счастья оно как раз несущественно. Болезненно реагируя на суждения других людей о нас, мы становимся рабами чужого мнения. «Каждый живет в своей собственной коже, а не во мнении других, и поэтому наше реальное состояние, как оно определяется здоровьем, характером, способностями, доходами, друзьями, жилищем и т.д., стократ важнее того, что угодно делать из нас другим».

В качестве примера Шопенгауэр приводит нелепые ситуации. Убийца Томас Викс, приговоренный к виселице, стоя на эшафоте, кривляется и посылает поклоны толпе. «Человек, имея перед собою смерть… с открывающейся за ней вечностью, заботится только о впечатлении, какое он производит на сбежавшихся зевак, и о том мнении, какое он оставит о себе в их головах».

Есть три причины, по которым не стоит придавать значения мнению других людей о нас: 1) большинство мнений обычно бывают ложны; 2) мнение других в большинстве случаев может иметь очень мало реального влияния на нас; 3) оно по большей части вообще бывает очень неблагоприятным. Поучительно было бы послушать, пишет Шопенгауэр, «как полдюжины тупоголовых господ презрительно отзываются о самых великих людях: тогда мы убеждаемся, что кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.