КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовые социальные общности. Признаки, характеризующие массовые общности:
Признаки, характеризующие массовые общности: 1. Структурно-нерасчлененные аморфные образования с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них. 2. Образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями. 3. Присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, этнические и иные границы. 4. Не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их самостоятельных единиц. Существуют следующие виды квазигрупп. Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, т. е. индивидом, владеющим информацией и доводящим ее до этой общности. Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста: лидер и все остальные. Для толпы наиболее характерны такие черты, как внушаемость, анонимность, потеря собственного «я», спонтанность, индивиды не задумываются над своими действиями, и их поведение больше зависит от эмоций, неуязвимость – люди чувствуют себя вне социального контроля. Виды толпы: 1. Случайная толпа. 2. Обусловленная толпа. 3. Экспрессивная толпа. 4. Действующая толпа. Лебон пытается выяснить механизмы формирования толпы и механизмы трансформации людей, составляющих ее. Его основная мысль заключается в том, что люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному «закону психического единства толпы» или «коллективному разуму», который заставляет индивидов чувствовать, думать и действовать таким образом, который совершенно отличен от их действий, чувств и того, как каждый индивид чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в одиночестве. Идеи Лебона оказали значительное влияние на З. Фрейда. Вся система общественных отношений объяснялась Фрейдом с позиций теории либидо, составлявшем энергетическое начало в поведении людей. Понятия либидонозных отношений и нарциссизма использованы Фрейдом для объяснения механизмов поведения толпы. По его мнению, решающую роль играет лидер толпы. В роли лидера может выступать не только конкретный человек, но и символические фигуры (Христос) и даже лозунги призывающие к чему-либо. Поэтому толпа способна действовать и в отсутствие реального лидера. Бехевиористские концепции толпы. Теория конвергенции. Теории заражения и конвергенции предлагают слишком упрощенный подход к проблеме толпы, т.к. снимаются вопросы о других механизмах и закономерностях, действующих внутри толпы. Американский социолог Р. Тернер в 1964 г. разработал теорию «возникающих норм». Исследования последних лет показали, что теория «возникающих норм» в целом верно объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей.
5.3. Характеристика социальных групп Социальная группа – это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из данного определения можно выделить три основные черты социальной группы: взаимодействие, членство, групповая идентичность. В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются: 1. Устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования. 2. Относительно высокой степенью сплоченности. 3. Отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу. 4. Вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различают большие и малые, первичные и вторичные социальные группы, реальные и номинальные. Важную роль играет размер группы. Диада. Триады. Более крупные группы.
5.4. Групповая динамика Групповая динамика – взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся способы регуляции поведения членов группы. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация – это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности. Использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические задачи.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |