Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности




ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

6.2. Личность и общество

6.3. Социализация личности

6.4. Социальные роли и личность

 

Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, т.к. каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Структура личности:

1. общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);

2. социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);

3. индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Личность является одним из тех феноменов, которая редко истолковывается одинаково двумя разными авторами.

1. Каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

2. Отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

На формирование личности оказывают влияние:

1. биологическая наследственность;

2. физическое окружение;

3. культура;

4. групповой опыт;

5. индивидуальный опыт.

 

6.2. Личность и общество

Каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов общества.

Надо отметить роль американской школы в стремлении связать разносторонние проявления национального характера с «базисным типом личности», с «модальной личностью», которые формируются под влиянием культурной среды и являются преобладающими в том или ином обществе.

Американская ученая К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной». Под модальной личностью она понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты: «средние» американцы, англичане, «истинно» русские и т. д.

Д. Рисмен стремится проанализировать совершающийся переход к массовому обществу и связанные с этим проблемы человеческой автономии, массовой коммуникации, культуры, политического поведения.

Социальным характером Рисмен называет ту часть характера, которая разделяется значимыми социальными группами и является продуктом жизненного опыта этих групп. Это позволяет ему говорить о социальном характере классов, наций, обществ и т. д.

Он пытается установить взаимосвязь между различными историческими эпохами и типами характера, выделяя три главных исторических периода и соответствующие им типы характера: средние века, Ренессанс-реформация, современные индустриальные общества. Каждому из этих трех периодов соответствуют три типа социального характера: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на других.

 

6.3. Социализация личности

Социализация как путь становления личности трактуется по-разному. Американский социологи придают ему суженный смысл, рассматривая как процесс обучения, как путь принятия индивидом групповых норм.

Социализация часто понимается более конкретно. Так приспособившийся к среде ребенок считается социализированным, не приспособившийся – не социализированным. Процесс социализации рассматривается как своеобразное штампование человеческих качеств: стандартных мотиваций, профессиональных склонностей, ролевых репертуаров, необходимых обществу.

Довольно точно проблему социализации раскрывает И. С. Кон, которая формирование человеческой личности рассматривает через призму становления человека и как объекта, и как субъекта общественных отношений, причем процесс этот познается конкретно через анализ форм и механизмов социализации, на разных этапах развития личности.

Можно определять временные рамки процесса социализации.

Три фазы созревания личности от младенчества до гражданской зрелости.

1. Адаптация – освоение действующих в группе в семье норм, приемов, средств деятельности, своего рода уподобление окружающим.

2. Персонализация, которая порождается противоречием между необходимостью быть «как все» и стремлением обозначить свою индивидуальность.

3. Интеграция – определяется способностью быть представленным в других своими особенностями, вкладами в дело и готовностью коллектива принять человека, способствовать его успеху. Хотя возможны случаи дезинтеграции, изоляции личности, а также трансформации группы, если личность оказывается лидером.

Социализация – это процесс освоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Этапы социализации:

I. Первичная – от рождения до формирования зрелой личности.

II. Вторичная (ресоциализация) – своеобразная перестройка личности уже в период ее социальной зрелости.

 

 

6.4. Социальные роли и личность

Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный статус.

Существуют несколько важных видов действий, которые помогают снять ролевую напряженность:

1. Рационализация ролей. Это один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. (Не можешь выйти замуж – убеди себя, что все мужчины подонки).

2. Разделение ролей. Это временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида (палач – добрый семьянин: их основная деятельность и семейные роли были полностью распределены). Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.

3. Регулирование ролей. Является осознанным и преднамеренным в отличие от первых двух. Это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или неодобряемые роли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.