КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, структура и специфика философии
Курс лекций по философии Р.Н. Дождикова
Учебно-методическое пособие для студентов БНТУ
Минск ◊ БНТУ ◊ 2013 УДК 1 (075.8) ББК 87я7 Д61 Автор: Р.Н. Дождикова
Рецензент: С.В. Потапенко, доцент кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета
Учебное пособие содержит 25 лекций по философии и методические рекомендации в соответствии с существующей программой по данной дисциплине. Учебное пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов как дневного, так и заочного отделений высших учебных заведений.
Белорусский национальный технический университет проспект Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь Тел. (017) 292-77-52, факс (017) 292-71-37 Регистрационный № БНТУ/ФТУГ 02.-37.2013
БНТУ, 2013 Дождикова Р.Н., 2013
Содержание
Предмет, структура и специфика философии. 4 Философия Древнего Востока. 12 Античная философия: от мифа к логосу. 19 Философия Средневековья и Возрождения. 31 Философия Нового времени. 39 Немецкая классическая философия. 45 Философия марксизма. 55 Неклассическая философия. 58 Русская философия. 64 Белорусская философия. 70 Современная западная философия. 78 Онтология как учение о бытии. 90 Сознание, его происхождение и сущность. 98 Теория познания. 105 Наука как специфическая форма познания. 109 Методы и формы научного познания. 112 Диалектика как система. 117 Природа и общество. 122 Общество как развивающаяся система. 128 Культура и цивилизация. 131 Философские проблемы развития техники. 136 Духовная жизнь общества. 142 Гражданское общество и правовое государство. 145 Общественный прогресс и глобальные проблемы современности. 148 Проблема человека в философии. 153 Литература. 162
Ключевые понятия: Философия, мудрость, предмет философии, структура философии, мировоззрение, структура мировоззрения, исторические типы мировоззрения, основной вопрос философии, материализм, идеализм, агностицизм, скептицизм, функции философии. Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу. Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Признаком мудрости, по словам Мишеля Монтеня, является «неизменно радостное восприятие жизни». Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук и королевой наук, а философов с древности называют аристократами духа. Развитие философии шло от мифа к логосу, от конкретно-чувственного видения мира к абстрактно-теоретическому знанию на уровне законов. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с возникновением нового предмета и нового типа мышления – с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру. Сократ утверждал, что философия – учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Платон считал, что философия – наука людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о началах (причинах) всех явлений или как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника: · удивление, · сомнение, · вопрошание. Философское знание имеет диалогический характер: 1) Я и мир, 2) Учитель и ученик, 3) Я и другие реальности. В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, «отпочковываются» отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Метафизика – это постижение начал бытия с помощью умозрения, а физика – это учение о природе. С этого времени предметом философии становится сложная система отношений человека к миру (природе, обществу и духовной жизни). Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, выражающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни (В.С. Степин). Согласно В.С. Степину, философия – это рефлексия над основаниями культуры, а философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я могу надеяться? Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру: · познавательное, · практическое, · ценностное. Структура философии: 1. Онтология – учение о бытии. 2. Гносеология – теория познания. 3. Праксеология – учение о деятельности. 4. Аксиология – учение о ценностях. 5. Антропология – учение о человеке. 6. Методология – учение о методе. 7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы. Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей. Структура мировоззрения: · мироощущение; · мировосприятие; · миропонимание; Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Различают 4 исторических типа мировоззрения: 1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. 2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека. 3) Житейско-обыденное мировоззрение существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы. 4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен. Что касается основного вопроса философии (ОВФ), то различные философы понимали его по-разному:
Ф. Энгельс считал основным вопросом философии вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе, существует ли мир вечно или создан богом? Этот вопрос имеет две стороны: 1) что первично? 2) познаваем ли мир? Решая первую онтологическую сторону ОВФ, философы разделились на две большие группы: материалистов и идеалистов. Материализм – это философское учение, утверждающее, что материя и природа первичны, а сознание и дух вторичны, т.е. природа существует вечно, а сознание появляется лишь на определенном этапе развития материи. Идеализм – это философское учение, утверждающее первичность духовной реальности; дуализм – это учение, утверждающее, что равноправно существуют две субстанции мира – материальная и духовная. Идеализм имеет две основные формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм утверждал, что «мировой разум», «мировой дух» или «мировая воля» творит мир. Представителями объективного идеализма были Платон, Гегель, Шопенгауэр. Согласно субъективному идеализму, сознание субъекта (человека) творит мир. Представителями субъективного идеализма были Д. Юм и Фихте. Так, Д. Юм утверждал, что «мир – это комплекс моих ощущений», а Фихте говорил, что «весь мир – это не–Я, созданное моим Я». Решая вторую гносеологическую сторону ОВФ, философы разделились на философов, признающих познаваемость мира (гносеологический оптимизм), и философов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм). Основные формы материализма: 1) Стихийный, наивный материализм Древнего мира (Фалес, Гераклит и др.). Данная форма материализма все многообразие материального мира сводила к конкретно-чувственному, телесному началу или стихии, а именно: воде, воздуху, огню, земле. В процессе своей повседневной практической деятельности люди сталкивались с природой и делали выводы о первостепенной значимости тех или иных природных сил или стихий. 2) Метафизический, механистический материализм 17-18, начала 19 веков (Ламетри, Фейербах). Метафизический материализм отрицал развитие, рассматривал предметы вне их связи друг с другом, то есть статично. Механистический материализм высшие формы движения материи сводил к низшим формам. Например, Ламетри в своем труде «Человек-машина» сводил социальную форму движения материи к механической, а Фейербах считал, что человек – это чисто природное, биологическое существо. 3) Диалектический, исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, распространивших материализм на область общественных явлений. Различают две основных формы агностицизма: 1) агностицизм И. Канта; 2) скептицизм Д. Юма. Основные положения агностицизма И. Канта: 1) вне нас существует объективный мир, мир «вещей-в-себе»; 2) этот мир непознаваем. Кант говорил, что с помощью ощущений мы познаем феномены (явления), а сущность (ноумен) скрыта в вещах и непознаваема. Агностицизм (скептицизм) Д. Юма заключается в следующем: 1) мир непознаваем; 2) сомнение в существовании самого мира. Скептицизм – это учение (взгляд), в основе которого лежит принцип сомнения во всем: не только в возможностях познания мира, но и в возможностях его существования. Функции философии: 1. познавательная; 2. праксеологическая; 3. аксиологическая; 4. онтологическая; 5. мировоззренческая; 6. методологическая; 7. ментальная; 8. экзистенциальная; 9. воспитательная, 10. терапевтическая. Познавательная функция связана с решением проблемы познаваемости мира, уровней и форм познания, субъекта и объекта познания. Праксеологическая функция заключается в исследовании деятельности человека (материальной, духовной, политической) и ее роли в жизни и ценностных ориентациях человека. Аксиологическая функция связана с решением проблемы ценностей, смысла жизни и др. Онтологическая функция связана с решением вопроса о сущности бытия, устройства мироздания и субстанции. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. Чтобы научно, правильно отобразить мир, нужно познать его как в целом, так и по частям. Любая частная наука имеет свой специфический объект исследования (физика – вещество и поле, биология – жизнь и ее закономерности). Для философии объектом исследования служит весь мир в целом, поэтому философия, в отличие от других наук, является наукой мировоззренческой. А.Азимов утверждал: «Философия представляет собой как бы «мир с высоты». Она позволяет составить целостное представление о мире». Суть методологической функции ярко раскрывается в древнеиндийском трактате «Артхашастра»: «Философия – это светильник для всех наук, средство для совершения всякого дела, опора всех установлений». Философия указывает направление развития познания в целом и развивает учение о всеобщем методе познания – диалектике, позволяющем понять мир в его развитии и взаимосвязях. Ментальная функция заключается в функции потрясения, пробуждения сознания человека к самостоятельной жизни, то есть философия развивает в человеке способность к теоретическому мышлению. «Объект математики легок и прост, объект философии труден и сложен...» – высказывался И.Кант, а Сократ считал, что философия должна владеть искусством повивальной бабки, то есть способствовать тому, что может родиться: новому знанию и новому человеку. Экзистенциальная функция состоит в том, что философия должна помочь человеку существовать в сложном и абсурдном мире и преодолевать абсурд существования. По словам М.Монтеня: «Философия учит с улыбкой сносить голод и болезни». Абсурд существования заключается в том, что жизнь есть движение к смерти, т.е. как бы ее целью является смерть. Но философ и писатель А.Камю утверждал: «Жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека ничего нет. Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека». Воспитательная функция заключается в том, что нельзя быть культурным человеком, игнорируя искусство и философию. Если искусство воспитывает чувства, развивает эстетическое восприятие мира, то философия воспитывает интеллект. Философия учит не просто жить, а жить достойно. Так, например, Сократ говорил: «Недостаточно жить, чтобы мыслить, но надо мыслить, чтобы жить по-человечески». Пико делла Мирандола утверждал, что «без философии нет человека». А С.Полоцкий (1629 – 1680) в стихотворном цикле «Философия» утверждает: «Естество дает нам токмо жити, философия же учит благо жити...». Терапевтическая функция заключается в том, что философское исследование включает в себя своего рода «анамнез» (предпосылки существующей проблемы), «диагноз» существующего состояния дел, а также «прогноз» будущего развития событий. Философ выявляет проблемы и «болезни» человека и общества и предлагает свои «рецепты» решения проблем. Эпикур определял философию как деятельность, дающую людям посредством размышлений безмятежную жизнь, свободную от страданий, ибо «пусты слова того философа, которыми не врачуются никакие страдания». В.С. Степин определяя философию как науку о возможных мирах человеческой жизнедеятельности, подчеркивает не только прогностическую функцию философии, но и ее способность творить новый мир и нового человека: «философия готовит своеобразные матрицы будущих мировоззренческих структур и научных теорий».
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |