Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени. Проблема метода, эмпиризм Ф




Ключевые понятия:

Проблема метода, эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Д. Локка, учение о субстанции Г. Лейбница, теория общественного договора Т. Гоббса.

Общая характеристика эпохи

Эпоха Возрождения передала 17 веку нерешенные проблемы теории познания и метода:

Ощущение или разум, интуиция или рассудок, пантеистическая диалектика или строгая математика пролагает путь к истине?

Аналитическим или синтетическим должно быть познание?

Основной проблемой философии этого периода была проблема метода. 17 век называют веком великих систем, веком философии, написанной математическим (геометрическим) методом, эпохой рационализма.

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона. Критика призраков (идолов) познания

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Основные сочинения: «Новый Органон», «Новая Атлантида». Согласно Бэкону, философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании (эмпиризм). Задача науки, ее смысл и призвание в том, «чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства. Чувственное познание включено в опыт и эксперимент. Основным рабочим методом является индукция. Для того чтобы овладеть истинным методом, необходимо избавиться от заблуждений, то есть «призраков познания»:

· во-первых, – это «призраки рода», связанные с несовершенством органов чувств и человеческого рассудка (заблуждения психологического, логического и идеологического характера);

· во-вторых, – это «призраки пещеры» – заблуждения, связанные с недостатками воспитания;

· в-третьих, – это «призраки рынка», проистекающие из социальной жизни и ее особенностей, подверженности общераспространенным мнениям и предрассудкам, а также многозначности языка;

· в-четвертых, – это «призраки театра или дворца», то есть заблуждения, связанные с ложными теориями и авторитетами. «Истина – дочь времени, а не авторитета».

Существуют 3 способа (метода) познания:

1) метод паука (рационалиста);

2) метод муравья (эмпирика);

3) метод пчелы (соединяет в себе опыт и рассудок, это метод рациональной индукции).

Метод – это инструмент познания, помогающий достижению истины. В поисках пользы мы должны сначала обрести истину, после чего, так или иначе, сможем прийти к более значительной пользе. Бэкон различает «плодоносные» и «светоносные» опыты. Первые дают непосредственную пользу, не открывая широких горизонтов знания, вторые приносят истинные знания, которые, так или иначе, приводят к более фундаментальной пользе. Погоня за «плодоносными» опытами в ущерб «светоносным» означает не только ошибочную поспешность, но и нежелание считаться с подлинными законами природы. «Природа побеждается только подчинением ей, то есть через познание ее глубинных тайн. Необходимо уважение к законам природы». «Знание есть сила. Мы можем столько, сколько мы знаем. Знание дает могущество».

Рационализм Рене Декарта

Рене Декарт (1596-1650). Основные философские сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии». Основной тезис рационализма Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum).

Философия, по Декарту, – это познание истины по ее первопричинам («Вся философия подобна дереву…»). Первое условие всякой философии – отвержение всех определений. Принцип Декарта – во всем надо сомневаться, но сомнения – не цель, а средство, позволяющее рушить всякие мнимые достоверности.

Дуализм Декарта заключался в том, что он различал две субстанции мира: духовную субстанцию (мышление) и материальную субстанцию (тело, протяженность и т.д.): «Человек – это мыслящая вещь».

Прежде чем овладеть истинным методом, нужно избавиться от «идолов познания», то есть от заблуждений. Существует 4 источника заблуждений:

· могущественная сила привычки (предубеждения детства);

· неспособность в зрелом возрасте освободиться от привычных мнений;

· трудность и утомительность интеллектуального напряжения и сосредоточения;

· дезориентирующая сила слов не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.

Истинным методом является рационалистическая дедукция. Дедукция – это математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.

4 правила метода:

1. Принимать за истинное все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению. Интуиция – это исходный элемент познания, рациональный критерий истины, естественный свет разума. Интуиция – это осознание всплывших в разуме истин, состояний умственной самоочевидности.

2. Анализ предшествует дедукции.

3. В познании следует идти от простейших вещей к вещам более сложным (рационалистическая дедукция).

4. «Энумерация» – осуществление полных перечислений (классификаций) для достижения полноты истины.

Исходя из своего метода, Декарт выделял 4 правила (максимы) морали:

1. повиноваться законам и обычаям своей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости Божией был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностям мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми;

2. оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах;

3. всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира;

4. постараться выбрать лучшее из всех занятий в жизни.

Некоторые понятия и суждения являются «врожденными», а интуиция осознает истинность этих понятий и суждений, так как они самоочевидны. Врожденные идеи – это эмбрионы мысли. Они дают нам знания, а интуиция обеспечивает осознание этого знания.

«Врожденные идеи»: бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность тел. К «врожденным идеям» относятся также суждения – аксиомы:

· У всякой вещи есть причина.

· У «ничто» не бывает свойств.

· Нельзя одновременно быть и не быть.

· Целое больше части.

Доказательства бытия Бога:

1) Бог нужен нам как гарант существования мира, его познания и источник истины.

2) Только Бог в состоянии вселить в души людей, как существ несовершенных, мысль о существовании всесовершенного существа.

3) Логическая связь тождественна онтологической: из «мыслю» следует «я есть», из «Бог мыслим» – «Бог есть».

4) Существует врожденная идея Бога.

 

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) подверг критике картезианскую теорию «врожденных идей» с позиций сенсуализма. Сенсуализм – это учение, согласно которому, чувства и ощущения являются основой познания. Основное сочинение Локка – «Опыт о человеческом разуме». Основной тезис Локка: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». Душа человека – это чистый лист бумаги (tabula rasa), на который опыт наносит свои письмена. Не существует ни практических, ни теоретических врожденных идей. Все идеи возникают из опыта, который может быть двух видов: внешний и внутренний.

Внешний опыт (ощущения) дает нам простые идеи. Одни из них относятся к первичным качествам вещей (движение, протяженность, непроницаемость тел и т.д.), другие идеи относятся к вторичным качествам, которые возникают в результате воздействия тел на наши органы чувств (цвет, запах, вкус и т.д).

Внутренний опыт (рефлексия) – дает нам идеи о наших собственных состояниях, таких как мышление, волнение, тревога и т.д. Такие простые идеи как существование, единство, сила – порождены совместно внешним и внутренним опытом. Сложные идеи возникают из простых. Слова нашего языка обозначают идеи как простые, так и сложные, они не могут вывести нас за пределы опыта.

К действию человека побуждает желание собственного счастья или удовольствия. Поскольку мы живем в обществе, то мы должны учитывать такие же стремления других, без чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благоразумие делает человека моральным.

Придерживаясь договорной теории происхождения государства, Локк выступил с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма. Человек имеет неотчуждаемые права на жизнь, свободу и собственность. Собственность каждого человека есть результат его труда. Все индивиды обладают трудовым равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других. Философия Локка соответствовала научной программе Ньютона, его призыву: «Физика, бойся метафизики».

 

Учение Г. Лейбница о субстанции

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). Основными сочинениями Г. Лейбница являются: «Новый опыт о человеческом разуме» (критика Локка), «Монадология». Основной тезис рационализма Лейбница: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, то есть принципов логики». Г. Лейбниц заявлял, что нельзя согласиться с эмпирическим истолкованием принципов логики. Эти принципы не выводимы из опыта. Философ дополнил 3 закона логики 4-ым законом – законом достаточного основания: ни одно высказывание в мире не должно приниматься без логического доказательства.

Согласно Лейбницу, мир представляет собой совокупность субстанциональных единиц или монад, которые выступают предметами всех возможных высказываний о мире. Что такое монада мы узнаем из опыта самонаблюдения. Непосредственно познаваемая монада – это наша душа, обладающая представлениями и стремлениями. Представления могут быть смутными (чувственными) и ясными (рациональными). Все остальные монады, лежащие в основе воспринимаемого и мыслимого мира, аналогичны нашей душе, то есть являются духовными субстанциями, которые отличаются друг от друга лишь степенью ясности представлений:

· у монад, стоящих на низшей ступени, монад безжизненной природы, все представления смутные;

· у монад средней ступени (души животных и людей) одни представления смутны, другие ясны;

· у монад высшей ступени (ангелы и Бог) – все представления ясны.

Бог – это высшая из монад или монада монад. Бог приводит все монады в соответствие друг другу, при котором изменение одной монады влечет за собой изменение всех остальных. Эта «предустановленная гармония» делает наш мир лучшим из миров, поэтому «все, что ни делается, к лучшему». По мнению Лейбница, одни философы идут от философии Эпикура, поэтому являются материалистами, другие идут от философии Платона, поэтому являются идеалистами.

 

Учение Томаса Гоббса о государстве

Томас Гоббс (1588-1679) в своем сочинении «Левиафан» развивал учение о государстве. Он рассматривал учение о природе как единственно действительное знание. Реально существует только телесное, протяженное. Духовное не субстанционально. Гоббс излагал свою философию, используя математический метод рассуждения. Основание математики он пытался найти в опыте. Его социальная философия соответствует защищаемому им воззрению на природу и социальным потребностям английского общества того времени. «Все люди одинаковы от природы и стремятся к хорошей жизни, но так как от природы люди равны, то ни один не хочет уступить другому». До возникновения государства в «естественном состоянии» идет «война всех против всех». В государстве, созданном путем договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию гражданской войны. Поэтому любая власть лучше, чем гражданская война. Вся власть – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и духовная – принадлежит одному правителю, который силой сохраняет ее. Истинная вера - та, которую культивирует правитель. Суеверие есть то, во что он верить запрещает. Законы государства священны для всех граждан.

Философские идеи Нового времени важны не только для понимания истоков техногенной цивилизации, но и начавшейся в это время революции в науке.

 

 

Немецкая классическая философия

Ключевые понятия:

Система трансцендентального идеализма И. Канта, антиномии, антитетический метод, априорные понятия, агностицизм И. Канта, философия И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга, диалектика Гегеля, триады Гегеля, законы диалектики, материализм Фейербаха

Система трансцендентального идеализма И. Канта

В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии – познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».

Теоретическая деятельность Иммануила Канта (1724-1804) делится на два периода:

1) докритический период (до 70-х гг. 18 века). В этот период он развивал идею саморазвития природы. Основное сочинение – «Общая естественная история и теория неба», содержащая гипотезу о возникновении солнечной системы;

2) критический период (после 70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма.

По Канту, философия есть форма критики, а, именно, – выяснения границ рассудка, воли и способности суждения. Основные идеи отражены в 3-х работах этого периода: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Он называет их антиномиями (неразрешимыми противоречиями).

Кант выделяет 4 антиномии:

 

Тезис Антитезис
Математические
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве
Всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого
Динамические
Существует свободная причинность Нет никакой свободы. Все в мире совершается только по законам природы.
Миру принадлежит либо как часть, либо как его причина, безусловно, необходимая сущность (Бог) Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности: ни в мире, ни вне его, как его причины

 

Свой метод Кант называет антитетическим. Чтобы разобраться с антиномиями Кант строит тщательно продуманную систему, к которой он пришел лишь в зрелый период своего творчества. Он считает, что духовные интересы человека выражаются следующими вопросами:

· Что я могу знать? (метафизика, то есть философия)

· Что я должен делать? (мораль)

· На что я могу надеяться? (религия)

· Что такое человек? (антропология)

Эти 4 вопроса представляют собой «скелет» философской системы Канта. Схематически Кант выразил свою философию в виде таблицы:

 

Способности души в совокупности Познавательная способность Принципы Получаемое суждение Применение их Ценности
1) Познавательная Рассудок Закономерность Теоретическое к природе Истина
2) Чувство удовольствия и неудовольствия Способность сознания Целесообразность Эстетические к искусству Красота
3) Способность желания Разум (воля) Конечная цель Практические или нравственные к свободе Добро

 

По его мнению, познавательная способность задает принципы как себе, так и другим способностям. Рассмотрим их:

· Рассудок – выполняет функцию подведения многообразия чувственного мира под единство понятия. Но рассудок не реализует ценностное отношение к миру, которое осуществляет способность суждения (осуждения). Здесь речь идет не о познании, а об оценках.

· Способность суждения позволяет подвести явления внешнего мира под единство, лишенное и познавательного, и морального интереса. На основе способности суждения развивается эстетический вкус. Но как рассудку, так и способности суждения не достает конечной цели, которая определяла бы направление деятельности человека.

· Выработка цели – задача разума. Именно он дает необходимые конечные цели, необходимые для реализации желания, воли. Идея души, космоса, Бога – это безусловные цели, в соответствии с которыми человек свободен. Разумная воля – это практический разум. Религия разума – это вера в добро, собственные моральные устои. Бог – это абсолютный, нравственный закон, категорический императив.

Познание человека начинается с ощущения, но с помощью ощущений человек познает лишь явления (феномены), а сущность вещей (ноумен) остается непознаваемой, т.к. мир бесконечен и всегда находится сущность более глубокого порядка. Поэтому вещи остаются «вещами-в-себе» и в процессе познания не становятся «вещами-для-нас». В этом состоит агностицизм Канта (агностицизм – это учение, отрицающее познаваемость мира).

Кант делит все знание на 2 вида:

1) априорное (доопытное);

2) апостериорное (послеопытное).

Вывести идеализации (точка, прямая, плоскость) из экспериментальных данных невозможно. Приступающий к познанию человек располагает сложившимися до него в науке формами познания: с одной стороны, он обладает готовыми категориальными конструкциями; с другой стороны – эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет рациональное и чувственное, в этом синтезе и состоит природа науки. Так, в геометрии надо различать, во-первых, пространство как идеальную форму, присущую человеку, а не природе, во-вторых, экспериментальные факты рядоположенности природных явлений. В-третьих, объединение первого со вторым в геометрии как науке.

Следовательно, пространство – это идеальная (априорная), а не объективно-реальная форма. Кант не отрицал того, что природные явления существуют сами по себе, что они пространственно разобщены. Но идеальной пространственной конструкции в природе не существует: в природе нет точек, прямых и плоскостей. Все идеализации (априорные понятия) являются творениями (конструкциями) самого человека, они присущи не внешнему, то есть трансцендентному для человека миру, а его внутреннему, специфически человеческому, трансцендентальному миру. Поэтому Кант называет свою философию системой трансцендентального (критического) идеализма. Кант не утверждает, что идеи творят мир, а лишь подчеркивает своеобразную природу (происхождение) научных идеализаций.

Одна из важнейших задач философии – понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения между людьми. В «Метафизике нравов» содержится комплекс главных нравственных обязанностей человека, по Канту:

1) обязанность по отношению к самому себе – это долг человека заботится о сохранении своей жизни и здоровья. Самоубийство и всякого рода подрыв человеком своего здоровья, посредством пьянства и обжорства, Кант относил к порокам. Добродетелями являются правдивость, честность, искренность, добросовестность, чувство собственного достоинства. Из долга в отношении достоинства человеческого в нас, следовали следующие предписания:

· Не становись холопом человека;

· Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав другими;

· Коленопреклонение и угодничество перед человеком недостойно человека во всех случаях.

Совесть – необходимое для нравственности внутреннее судилище. К велениям долга Кант относил моральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины (бездну) сердца. Противоположной долгу человека перед самим собой является склонность к разрушению прекрасного в неживой и живой природе. В состав долга человека перед самим собой входит «развитие всех естественных (духовных, душевных и телесных) сил».

2) Две главных обязанности человека по отношению друг к другу – это любовь и уважение. Любовь – это благоволение, порождающее благодеяние, благотворение, не связанное с расчетом на какие-то выгоды для себя. Благоволение – это удовольствие от счастья, благополучия других. Долг каждого человека – благотворить, то есть по мере возможности помогать людям, содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение. Единственной «компенсацией» за благодеяние является благодарность со стороны того, кому оно было оказано. Благодарность – это священный долг. Нравственный долг – это участливость, понимаемая как сострадание людям в их несчастьях и как разделение их радостей. Пороками, противоположными человеколюбию, являются недоброжелательность, неблагодарность, злорадство, – все это называется человеконенавистничеством. Пороками, противоположными уважению, являются высокомерие, злословие, издевательство. Добродетелями обхождения являются «приятность в обществе», вежливость, терпимость, гостеприимство, мягкость.

Задача человека – «поднять культуру своей воли до самого чистого, добродетельного образа мысли, когда долг становится также мотивом поступков. Добродетели можно и должно учить». Сформулированный И. Кантом категорический императив гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть «максима» («субъективный принцип воления») может стать законом («объективным принципом воления») для всех, примером для подражания. В этом смысле возрастает ответственность человека за свои поступки, потому что прежде чем что-то сделать, надо задать себе вопрос: что будет, если все поступят точно так же? Поэтому моральный долг состоит в выполнении этого высшего закона нравственности, обязательного при всех условиях. Есть и более простые формулировки этого закона: «поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали в отношении тебя самого» и «человек – это всегда цель, а не средство».

 

Философия И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга

Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) – это деятельная философия, философия свободы. Абсолютное «Я» – это деятельное «я», реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Фихте понимал мир как деятельность человека. Сознание само порождает себя. Оно не завершено и всегда является процессом. Философия – это «наукоучение». Три основоположения наукоучения выдвигает Фихте:

· Я полагает Я.

· Я полагает не-Я.

· Я полагает я, и не-Я полагает Я.

Согласно Фихте, процессу созидания и познавания присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования. Причем последнее выступает как новое полагание (тезис), за которым следует противополагание (антитезис) и синтез. Из активного, деятельного отношения сознания к миру Фихте выводит принцип единства противоположностей: соотношение Я и не-Я. Фихте впервые формулирует основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию.

Фридрих Шеллинг (1775-1854) был объективным идеалистом. У Шеллинга субъект тождественен объекту. Природа – это форма бессознательной деятельности разума, изначально наделенная мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа – это не средство для реализации нравственных целей человека, не материал для человека, а нечто, гораздо большее.

 

Диалектика Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии.

Исходное положение философии Гегеля: тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление абсолютной идеи. Абсолютная идея – это мир во всем многообразии, максимально полно представленный в разуме. Отсюда следует знаменитый тезис: «все действительное разумно, все разумное действительно», т.е. все соответствует разуму, все является логикой, подчиняется логике, имеет определенную логику (принцип панлогизма). Этот тезис связан с идеей тождества бытия и мышления, а также оправдывал существовавшую в то время прусскую монархию. В основе гегелевской системы лежит «триада»: 1) тезис (утверждение), 2) антитезис (отрицание), 3) синтез (отрицание отрицания).

Мировой Дух (Мировой Разум) – является субстанцией мира, его основой и сущностью. Дух обнаруживает себя через внешнее бытие предметов и явлений. Первой ступенью самореализации духа является природа. Вторая ступень – это формирование сознания и его проявление в деятельности человека, то есть в истории. Это ступень пробуждения духа, осознания духом самого себя. Этому процессу соответствуют 3 формы развития Духа:

1. Субъективный Дух, то есть индивидуальное сознание, которое изучают антропология, феноменология и психология;

2. Объективный Дух, то есть человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность и государство;

3. Абсолютный Дух (искусство, религия и философия).

Субъективный Дух – это этап формирования индивидуального сознания. Когда субъективный дух достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть объективируется. Объективный Дух проявляется в общественных формах деятельности, в истории. Когда человечество, путем совершенствования своего сознания и общественных форм жизни, достигает абсолютной свободы, тогда наступает освобождение духа. Дух становится абсолютным. На этой ступени человек познает свою духовную сущность: понимает, что он – проявление духа. Ему открывается абсолютное знание мира, знание истины мира, то есть абсолютной идеи, которую он постигает 1) через художественные образы (искусство), 2) в форме представлений о Боге (религия), 3) с помощью чистого мышления (философия). Три раздела философии (логика, философия природы и философия духа) рассматривают три этапа развития абсолютной идеи:

1) Развитие идеи в собственном лоне, «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных логических категорий, таких как: чистое бытие – небытие – становление; наличное бытие – сущность - понятие. Это этап изучает логика.

2) Развитие идеи в форме инобытия, то есть форме природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность (пространство, время, движение). Этот этап изучает философия природы.

3) Развитие идеи в мышлении и в истории (в Духе). Абсолютная идея возвращается к самой себе. Этот этап изучает философия духа.

На стадии Абсолютного Духа достигается единение человеческого и божественного. Такова цель исторического процесса.

Гегель открыл 3 закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития (тождество, различие, противоположность).

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития (качество, количество, мера);

3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали), выраженный с помощью триады: тезис, антитезис, синтез.

Центральное место в его системе принадлежит категории противоречия, как единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих противоположностей. Противоречие – внутренний импульс развития духа, который развивается от абстрактного к конкретному. Гегель также развивал учение о единстве логики, диалектики и теории познания, создал систему диалектической логики.

Материализм Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804-1872).

Согласно Фейербаху, философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа. «Природа создала не только мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга». Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека. Материя предваряет дух, бессознательность – сознание, бесцельность – цель, чувственность – разум, страсть – волю.

В центре философии Фейербаха – человек, но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии». Он материальный объект и одновременно мыслящий субъект, психофизическое существо. Природа человека не социальная, а чисто биологическая. Человек – природное существо. Люди связаны между собой только природными, естественными отношениями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая, сословная, национальная принадлежность человека, с точки зрения Фейербаха, значения не имеют. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Поэтому философия должна изучать человека, она должна стать антропологией (наукой о человеке).

В своей работе – «Сущность христианства» (1841) – Фейербах развивал идеи о земном происхождении религии. Реальная основа или причина религии коренится в природе человека, в условиях его жизни. Религия – это выражение чувственной зависимости человека от земной действительности. Религия и идеализм имеют одну основу – наделение самостоятельной сущностью одного из атрибутов человеческого рода – мышления, которое лишь в фантазии может быть оторвано от человека и противопоставлена ему. Религия – это бессознательное самосознание человека.

Отвергая религиозный культ человека, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемого им в религиозную оболочку «обоготворения» человека. Мировоззрение Фейербаха завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи «Я» и «Ты». Стремление к счастью – движущая сила человеческой воли, оно влечет за собой сознание нравственного долга, т.к. «Я» не может быть счастливым и вообще существовать без «Ты». Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно не достижимо без человеческого единения.

Идеи немецкой классической философии имеют большое значение не только для современной философии, но и для современной науки и образования. Это, прежде всего, идеи конструктивизма, диалектики и категорический императив И. Канта, понимание мира как результата деятельности человека И.Г. Фихте, система диалектики Г.В.Ф. Гегеля, его учение о всеобщей связи и развитии всей явлений действительности, антропологические и коммуникативные идеи Л. Фейербаха. А. Эйнштейн утверждал, что если бы он изучал философию И. Канта, то раньше открыл бы свою теорию относительности. По утверждению академика В.С. Степина «философия Гегеля выступает в качестве матрицы, которую осваивает современная наука (синергетика и др.)». Кроме того, изучение немецкой классической философии формирует у студентов диалектический метод мышления, позволяющий решать сложные задачи в любой сфере деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.