Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема эффективного спроса. Мультипликатор




Иной подход был сформулирован Д. Кейнсом, который отверг закон Сэя и утверждал, что совокупный спрос порождает совокупное предложение. Для доказательства данной идеи он вводит понятие эффективного спроса.

Если экономика характеризуется определенным уровнем технологии, средствами производства и издержками, то предприниматель, принимая решение о производстве будет стараться определить такой объём совокупной выручки от реализации произведенной продукции, который возместит затраты на организацию данного производства. Зависимость ожидаемой выручки от реализации продукции, гарантирующей возмещение затрат на производство продукции, и объёмом труда, требуемом для производства данной продукции, Кейнс называет функцией совокупного предложения. Графически функция совокупного предложения в модели креста Хикса-Самуэльсона (кейнсианского креста) будет представлена прямой линией под углом в 45° (Рис.3.10). Это означает, что на каждой точке кривой совокупного предложения затраты на производство продукции будут точно равны выручке, которую планирует получить предприниматель, чтобы возместить затраты на производство данной продукции, т.е. экономическая прибыль равна нулю, предприниматель получает только нормальную прибыль, оказывается в ситуации безубыточности.

Рис. 3.10 Совокупное предложение

 

Одновременно каждый предприниматель, планируя производство продукции, ориентируется на тот объём выручки, который может быть достигнут с учетом доходов и расходов потребителей. Зависимость между возможной выручкой от продажи продукции и объёмом труда, требуемом для данного объема производства, Кейнс называет функцией совокупного спроса (AD). В закрытой экономике без вмешательства государства на рынки она определяется потребительскими расходами домохозяйств и инвестиционными расходами фирм. С учетом того, что в краткосрочном периоде существуют автономные потребление и инвестиции и стимулированные потребительские расходы, зависящие от предельной склонности к потреблению, кривая совокупного спроса будет прямой восходящей линией, расположенной выше начала координат на величину автономного потребления и автономных инвестиций (Рис.3.11).

Рис. 3.11 Эффективный спрос

 

Ситуация, когда совокупный спрос равен совокупному предложению называется ситуацией эффективного спроса, которая означает, что предприниматели реализуют все произведенные товары и возвращают целиком затраты на производство продукции. А потребители полностью удовлетворяют свои потребности и расходуют все свои доходы.

С точки зрения Кейнса состояние эффективного спроса не всегда гарантирует полную занятость в экономике. Это будет означать, что фактический равновесный объем производства отличается от потенциального объема производства при полной занятости.

Рассматривая совокупный спрос, главным компонентом Кейнс считал инвестиции (I), утверждая, что они вызывают увеличение эффективного спроса, а вслед за ним и увеличение ВНП. Причем рост ВНП будет большим, чем изменение автономных инвестиций. Для этого он рассматривает функцию совокупного спроса закрытой экономики без вмешательства государства:

.

С учетом функциональной зависимости потребления преобразуем её.

;

Дальнейшие преобразования сводятся к выявлению зависимости объема производства (Y) от внешних факторов:

;

;

.

 

С учетом того, что автономное потребление фиксированная величина, можно утверждать, что изменение объема производства обусловлено изменением автономных инвестиций:

.

Выражение Кейнс назвал мультипликатором. Мультипликатор показывает, как изменится ВНП при росте инвестиций на единицу. В результате того, что в производство вкладываются автономные инвестиции, они приводят к росту объема производства и росту доходов собственников факторов производства, которые, в свою очередь, часть дохода сберегают. Сбережения направляются на рынок капитала и превращаются в новые инвестиции, которые вызывают дополнительный рост ВНП и новый прирост доходов собственников факторов производства, часть которого вновь превращается в сбережения, поступают на рынок капитала и превращаются в новые инвестиции. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не исчезнет прирост доходов домохозяйств от первоначального расширения производства. При этом, чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше значение мультипликатора и, следовательно, быстрее растет экономика.

Пусть в национальной экономике предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Государство создает благоприятные условия для частных инвестиций, которые увеличиваются на 200 млн. долл. В этом случае рост объема производства составит 1000 млн. долл.

.

Если МРС в стране будет 0,75, то мультипликатор равен 4 и прирост объема производства составит только 800 млн. долл.

Действие эффекта мультипликатора можно объяснить и технологической связью различных предприятий. Рост производства на одном вызывает рост заказов на комплектующие, сырье, топливо и т.д., которые производятся предприятиями-смежниками. Следовательно, предприятия-поставщики также будут увеличить размер производства, давая дополнительные заказы своим смежникам. Одновременно растет зарплата на этих предприятиях, создаются дополнительные рабочие места. Это дает толчок для роста потребительских расходов, стимулируя рост производства и в данном секторе экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.