КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Необходимость и возможность государственного регулирования
Дискуссия о роли государства в рыночной экономике Тема 4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика 4.1. Государственное регулирование экономики: сущность, направления, этапы и формы проявления
В экономической теории существуют разные подходы к решению вопроса о роли государства в рыночной экономике. А. Смит, Х.Б.Сэй, Ф. фон Хайек и другие представители неоклассической теории, утверждают, что рыночная экономика характеризуется экономической свободой человека и свободой выбора. Любые попытки ограничить эту свободу приводят к нарушению эффективности рыночного механизма. Они утверждают, что вмешательство государства в экономику должно быть минимальным и главная функция государства – принятие законов, которые создадут базу для свободного выбора экономических решений хозяйственными субъектами. При этом такие законы должны быть основаны на естественном праве и не ограничивать экономическую свободу человека. Другое направление экономической теории (кейнсианство) утверждает, что рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить стабильность экономического развития, неизбежно порождает кризисы, безработицу, инфляцию. Поэтому государство, в дополнение к принятию законов и контролю за их соблюдением, должно заниматься регулированием экономики. В настоящее время практически все экономисты согласны в том, что государство должно регулировать экономику. Разногласие между ними заключается в вопросе об объеме функций государства. Подходы кейнсианцев и неоклассиков к макроэкономической политике различны по таким аспектам, как причины нестабильности совокупного спроса; факторы, определяющие совокупное предложение; взаимосвязь инфляции и безработицы; инструменты фискальной и кредитно-денежной политики. Общий подход кейнсианцев заключается в утверждении активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, жесткостью зарплаты, неэластичностью цен в сторону снижения. Общий подход неоклассической теории характеризуется пассивностью макроэкономической политики, так как экономика внутренне стабильна и автоматически переходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами саморегулирования являются гибкие зарплаты, цены и ставки процента.
Необходимость государственного вмешательства заключается в нарастании проблем в экономике, с которыми рынок самостоятельно справиться не может и надо бороться государству. Возможность государства воздействовать на экономику появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала в руках государства. Возможности государственного воздействия на экономику ограничены. Это вытекает из: 1) доли государства в ВВП страны; 2) границ достаточных мотивов у предпринимателей в смешанной экономике; 3) границ налогообложения; 4) границ прироста ВНП. Данные обстоятельства приводят к тому, что в настоящее время государство пытается подстроиться под механизм рыночного саморегулирования с тем, чтобы смягчить отрицательные аспекты рынка, не подрывая рыночные стимулы и механизмы. Государство использует следующие средства для выполнения своих функций: 1) административные, они базируются на силе государства и включают в себя меры запрета, принуждения и разрешения; 2) экономические (фискальная и кредитно-денежная политика); 3) государственная собственность, государственный сектор в экономике, который представляет собой совокупность хозяйственных объектов целиком или полностью принадлежащих центральным и местным органам власти. В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в тех сферах, в которых мотивация для частного сектора оказывается недостаточной. С помощью государственного сектора правительство воздействует на состояние экономики. Так в условиях кризиса инвестиции государства в государственный сектор растут, что способствует уменьшению спада в экономике. Можно выделить основные функции государства, характерные для современной экономики: 1) Создание правовой основы для принятия решений; 2) Стабилизация экономики, которая проявляется в стабилизации экономического цикла, занятости, денежного обращения, цен, условий конкуренции, структуры экономики, платежного баланса; 3) Социально-ориентированное распределение ресурсов; 4) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Вместе с тем можно указать на трудности, которые объективно порождаются закономерностями развития экономики и усложняют проведение экономической политики государства: · временные лаги между принимаемыми решениями и достигнутыми результатами, · несовершенство экономической информации, · изменчивость экономических ожиданий, · неоднозначность исторических аналогий. Прежде чем достигнуть нынешнего этапа в регулировании экономических процессов, участие государства в экономике прошло несколько этапов: 1) Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала, сосредоточение усилий государства на разработке законодательства, таможенной политике; обеспечение устойчивости денег; одновременно государство занимается приобретением и строительством объектов в сырьевых отраслях и инфраструктуре; 2) Характеризуется несогласованными действиями в области структурной политики и попытками воздействовать на занятость и цены. 3) Начинаются эксперименты с использованием кредитно-денежной и фискальной политики для регулирования экономики. Наблюдается приватизация государственной собственности. 4) Начинается переход к отраслевому программированию. Предпринимаются попытки повысить действенность государственного регулирования путем изучения совместимости и взаимозаменяемости различных методов регулирования, определяющих их эффективность. 5) Начинают использоваться среднесрочные программы развития экономики в сочетании с разработкой долгосрочных перспективных целей. Методы регулирования приобретают все более точное адресное, дозированное и комплексное использование. 6) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ начинают приниматься на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений. Предпринимаются шаги к созданию программ развития экономики.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |