Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Экономический рост




Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.

Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь. Стратегия государственного регулирования в Республике Беларусь.

С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровожда­ясь спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы.

Ситуация с безработицей в стране в рассматриваемые годы была неоднозначной. Количество официально зарегистриро­ванных безработных не превышало 4 % общей численности экономически активного населения. В середине 1990-х гг. рост безработицы прекратился, однако в течение всего периода в большом объеме существовала скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а, кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость ра­ботников (в среднем за год рабочая неделя была меньше 40 ча­сов). Вместе с тем необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей более весомыми, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как боль­шее зло, чем рост цен.

Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно охарактеризовать как стимулирующую. В те­чение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над дохо­дами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на опре­деленном этапе экономического развития страны состояла в за­вышении курса белорусского рубля, что имело целью поддер­жать покупательную способность населения. В сфере денеж­но-кредитной политики государство прилагало усилия по сни­жению ставки банковского процента и увеличению объема кре­дитования экономики. (Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки с учетом темпов инфляции в те­чение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.) Дан­ное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению средств на банковских депозитах, однако повышало заинтере­сованность предприятий в получении кредитов. Использование льготного государственного кредитования белорусских пред­приятий, многие из которых кредиты не возвращали, являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила зна­чительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим следствием достаточно высокую инфляцию.

В конце 1990-х гг. правительство Республики Беларусь и Национальный банк ужесточили денежно-кредитную полити­ку. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам ста­ли положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько сократился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не уменьшая при этом темпов экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, давала возмож­ность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.

В политике занятости белорусского государства следует вы­делить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсо­юзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым стра­нам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов эко­номического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы про­изводства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком проводимой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благо­состояния граждан. Дешевизна рабочей силы является рас­пространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Taк, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе не­обходимо стремиться к увеличению доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек про­изводства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской эконо­мики в последние годы.

Важнейшая особенность государственной политики заня­тости и антиинфляционной политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская эко­номика является трансформационной, в ней по-прежнему про­исходят процессы реформирования, реструктуризации. Прива­тизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономи­ческое равновесие, нежели собственно макроэкономическая по­литика.

 

 

В антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ог­раничению роста цен. По сравнению с советским периодом цены либерализованы, однако определенное их регулирование пo-прежнему существует. Влияние правительства распростра­няется в первую очередь на предприятия, находящиеся в госу­дарственной собственности, однако существует также регули­рование цен частных фирм, прежде всего в торговле. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен.

Государственное регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги. Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регули­рования и формирования цен (тарифов) и контроль за их приме­нением установлены законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании». С целью реализации указанного закона за истекшие пять лет в стране принят ряд указов Прези­дента Республики Беларусь, постановлений правительства; раз­работана и утверждена Постановлением Совета Министров от 11 июня 1999 г. № 877 Концепция ценообразования в Респуб­лике Беларусь; министерствами, облисполкомами. Минским горисполкомом приняты нормативно-правовые акты по вопро­си ценообразования.

На государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продук­ции, которые определяют затраты в других отраслях экономи­ки, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, за­нимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предпри­ятий-монополистов, а также на важнейшие социально значи­мые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищ­но-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищ­но-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дота­ций, средств целевого сбора на финансирование расходов по со­держанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

Совершенствование системы ценообразования заключается в ее направленности на создание условий для реализации при­оритетов государственной экономической политики и стабиль­ного роста жизненного уровня населения страны, повышения конкурентоспособности экономики, эффективного использова­ния всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансо­вых). Реализация данной цели подразумевает решение следую­щих задач:

• задействование всевозможных системных подходов, зак­лючающихся в постепенном (по мере создания соответствую­щих условий) снижении уровня инфляции до целевых показа­телей Концепции программы социально-экономического разви­тия на 2006—2010 годы;

• создание механизмов, стимулирующих снижение себесто­имости товаров (работ, услуг), особенно материальных затрат, с целью повышения ценовой конкурентоспособности белорус­ских товаров;

• уменьшение дотационности и прекращение перекрестного субсидирования в отдельных отраслях совместно с принятием мер, направленных на рост доходов населения;

• ликвидация отраслевых и других перекосов цен, препят­ствующих осуществлению эффективной воспроизводственной деятельности;

• приведение антимонопольного регулирования в соответст­вие с международными нормами с учетом открытости нацио­нальной экономики;

• гармонизация ценовой политики стран единого экономи­ческого пространства;

• правовая защита национальных производителей, в том числе от демпинговой политики импортеров;

• увязка ценообразования с денежно-кредитной, бюджет­но-налоговой, валютной политикой, политикой доходов и соци­альной защиты населения, с изменениями условий функциони­рования на внутреннем и внешнем рынках;

• совершенствование системы органов государственного уп­равления, отвечающих за вопросы ценообразования, и уточне­ние их функций.

Совершенствование ценообразования осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе гиб­кости и прозрачности с акцентом на использование преимуще­ственно свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на применении сба­лансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшими принципами ценового регулиро­вания должны стать: осуществление действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение оптимального соотношения между изменением цен на потреби­тельские товары и услуги и оплатой труда, а также межотрасле­вых ценовых пропорций.

Особенности политики занятости в Республике Беларусь. В настоящих условиях развития нашей страны приоритетной задачей государства является разработка и осуществление та­кой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность в обществе, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация поставленной задачи возможна лишь путем совершенствования налоговой политики и других регулирующих механизмов.

В ближайшей перспективе (2006—2010 гг.) формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием наме­тившейся тенденции к абсолютному сокращению численности населения трудоспособного возраста. Согласно прогнозу, чис­ленность трудовых ресурсов страны вследствие негативных де­мографических процессов уменьшится с 6193 тыс. чел. в 2005 г. до 6115 тыс. в 2010 г., или на 1,3 %. Количество занятых в производственной сфере экономики сократится с 1904 тыс. чел. в 2005 г. до 1715 тыс. в 2010 г., или на 10 %. При этом число ра­ботающих в промышленности уменьшится с 1064 до 965 тыс. чел. (на 9,3 %), в сельском хозяйстве — с 445 до 365 тыс. (на 18 %), в строительстве — с 326 до 320 тыс. чел. (1,8 %).

В результате реализации комплекса мер, направленных на развитие социальной сферы и внедрение социальных стандар­тов, прежде всего в сельской местности, одновременно будет иметь место переориентация структуры занятости на социаль­ные отрасли. По прогнозу, доля работающих в сфере услуг воз­растет в 2010 г. до 59 % (против 53 % в 2003 г.).

Анализ современного состояния занятости населения пока­зывает, что рынок труда формируется под воздействием демо­графических факторов, зависит от развития и использования трудовых ресурсов и общего состояния экономики.

Основные проблемы занятости населения в дальнейшем бу­дут связаны с формированием ее рациональной структуры, ус­коренным развитием негосударственных форм и видов хозяйст­вования, межотраслевой и территориальной мобильностью ра­бочей силы, расширением системы подготовки и переподготов­ки кадров, отвечающей потребностям рыночной экономики. Реализация указанных мер создаст реальные предпосылки для повышения эффективности в использовании рабочей силы. В связи с вышеизложенным правительственными программа­ми по реформированию производственной сферы предусматри­ваются прежде всего преобразование отраслей материального производства и сокращение численности работающих в них. В непроизводственной сфере будут созданы реальные условия для роста занятости за счет увеличения размера инвестиций, направленных на ее развитие, а также формирования разветв­ленной сети малых предприятий по обслуживанию населения.

В 2006—2010 гг. особое значение приобретает решение про­блемы занятости, связанной с развитием рыночных инфрас­труктур, более широкое распространение получит предприни­мательская деятельность граждан. В период экономического роста частный сектор может стать одним из основных позитив­ных регуляторов уровня занятости в стране.

С учетом сложившейся в сфере занятости населения ситуа­ции для Республики Беларусь наиболее приемлем активный подход к ее регулированию. В то же время активная политика должна не ограничиваться лишь административными мерами воздействия, а базироваться на оптимальном сочетании органи­зационных, экономических и административных мер, что бу­дет способствовать достижению основной цели государства в области трудовых отношений — обеспечению полной и эффектив­ной занятости населения.

Основные задачи, стоящие перед государством в области за­нятости, заключаются в следующем:

• обеспечение эффективной занятости населения в резуль­тате сокращения избыточной рабочей силы и при повышении производительности труда;

• сохранение и развитие кадрового потенциала белорусской экономики посредством повышения квалификации рабочих и служащих, опережающего переобучения персонала при рест­руктуризации предприятий;

• совершенствование структуры занятости населения путем создания новых рабочих мест и свободного перемещения рабо­чей силы по отраслям и территориям;

• содействие развитию самозанятости и малого предприни­мательства в сфере производства на базе реконструируемых предприятий;

• повышение конкурентоспособности рабочей силы посред­ством создания системы непрерывного образования, профессио­нального обучения и переподготовки кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства;

• содействие внешней трудовой миграции населения;

• расширение масштабов обучения безработных с учетом конкретных потребностей нанимателей и гарантией последую­щего трудоустройства;

• обеспечение государственных гарантий занятости и эф­фективной системы помощи в трудоустройстве граждан с огра­ниченной трудоспособностью;

• снижение уровня молодежной и длительной безработицы и др.

Политика занятости будет ориентирована на повышение эф­фективности труда, ускорение прогрессивных сдвигов в данной сфере, формирование категорий активных и конкурентоспо­собных работников, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.