КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов
Все более значимым становится информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либерализации, принятое Всемирной торговой организацией в конце 1996 г., положило начало сетевой экономике. Под рынком информационных услуг и продуктов принято понимать совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется определенной номенклатурой услуг и продуктов, предлагаемых на нем, а также условиями и механизмами их предоставления и ценами. Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. С тех пор этот рынок получил значительное развитие, однако на нем в настоящее время наряду с недавно появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и пресс-агентства, а также информационные службы банков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, активно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений и учебных заведений (работающие преимущественно на некоммерческой основе). Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, обзорно-аналитическая информация), библиотечное обслуживание и копирование первоисточников (по запросам, межбиблиотечному абонементу и т. п.). С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большей степени торгово-экономическую, статистическую и профессиональную информацию. В рамках информационного рынка специалисты ЮНЕСКО выделяют 3 основных сектора: • информация — т. е. деятельность по подготовке и продаже информации; • информационные услуги — т. е. деятельность по обработке и распространению информации; • средства обработки информации — т. е. производство оборудования, необходимого для подготовки и распространения информации и информационных услуг. Суммарный годовой оборот в рассматриваемой сфере к настоящему времени составляет по некоторым оценкам несколько триллионов долларов. Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако не отражает всех особенностей взаимодействия существующих в этой сфере объектов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд конечных потребителей, информационные услуги и виды деятельности, обеспечивающие возможность функционирования сетевой экономики. Если говорить конкретно о секторе рынка средств обработки информации, то его, в свою очередь, можно подразделить: •на рынок технических средств обработки информации, к которым относится оборудование, необходимое для функционирования индустрии информации (вычислительная техника, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.); •на рынок программных средств промышленно-производственного назначения (к ним относятся программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским продуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей); •на рынок услуг, направленных на поддержание функционирования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ремонт технических средств, сопровождение программного изделия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т. п.). Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техническим средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов. Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют 3 обособленных сегмента: 1. Деловая информация: • биржевая и финансовая: информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах и т. п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками; • экономическая и статистическая: экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследованиями, с разработками и консалтингом; • коммерческая: информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы, связях и сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консалтинге и т. п.; • деловые новости в области экономики, бизнеса, предоставляемые специальными государственными или частными службами; 2. Информация для специалистов: • профессиональная информация: специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т. п.; • научно-техническая информация — документы, библиография, реферативные сборники, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных естественных, общественных и технических наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности; • первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы и предоставляется в виде фотокопий и микрокопий и т. п.; 3. Массовая потребительская информация: • новости и литература: информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; • потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование (общие и местные новости, погода, расписание транспорта, предложения по обмену, услугам, путешествия, дачи для аренды, прокат товаров и т. п.). С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию. В составе российского ИР можно выделить следующие основные сектора: •рынок информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ); •рынок информационных продуктов и услуг; •рынок программных продуктов; •рынок телекоммуникаций и средств связи; •рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности). На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве: •как товар. В этом случае они являются продуктами потребления различных субъектов рыночных отношений; •как средство производства товаров и услуг. В этом случае они являются производственными ресурсами предприятий различной отраслевой принадлежности; •как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг; •как один из системообразующих элементов информационного пространства, являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры. Продолжает усиливаться тенденция к расширению рынка интерактивных информационных услуг. В целом этот подсектор информационного рынка представляется прибыльным видом бизнеса и может быть условно подразделен на 5 направлений: 1.Рассылка вопросников пользователям. 2.Работа непосредственно с потребителями через организацию специальных встреч с пользователями для выявления необходимости разработки и внедрения новых программных продуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рекламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, организовывались специальные выставки и группы пропаганды возможностей диалогового доступа. 3.Высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению. 4.Сектор рынка услуг для обеспечения управленческих решений, который представляется наиболее обещающим для развития, так как способствует переходу от обработки информации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг. 5.Домашний рынок. Представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг — электронных сделок; платежей, банковских операций, покупок. Учитывая, что основным препятствием к широкому внедрению услуг диалогового доступа являются не цены, а ограниченный круг лиц, умеющих использовать возможности информационной системы. В качестве одной из своих основных задач специалисты считают необходимым привлечение в этот сектор конечных пользователей. В качестве средств маркетинговых услуг диалогового доступа рассматриваются: 1)организация обучения пользователей; 2)организация справочной службы; 3)выпуск бюллетеней новостей. Российская индустрия интерактивных услуг не столь развита, как на Западе, что объясняется теми историческими условиями, в которых происходило ее формирование, и прежде всего централизованным управлением и низким уровнем рыночных связей. В результате спрос на интерактивные услуги носил неизбежно ограниченный характер, так как был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-техническую информацию. Высокая цена на технические средства по сравнению с заработной платой препятствовала замене рутинного (ручного) поиска информации поиском с использованием новых информационных технологий. Кроме того, слабое развитие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита каналов связи и сетевого оборудования, также не позволяло широко внедрять интерактивные услуги. Российская индустрия интерактивных услуг развивалась как система некоммерческих информационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. С начала 1990-х гг. идет активная коммерциализация индустрии информации и постепенно складывается структура, весьма похожая на ту, что характерна для международного рынка. В последнее время увеличивается удельный вес деловой (коммерческой) информации, что отражает растущий спрос со стороны участников формирующегося рынка. Основными видами отечественных производителей являются: специалисты, проводящие поиск в интересах своих организаций, научные работники, административные работники. В целом существует благоприятная тенденция дальнейшего развития отечественных интерактивных услуг. В настоящее время предпринимаются активные шаги для ускоренного развития телекоммуникаций, (в том числе при помощи спутниковой связи); увеличивается число отечественных организаций, имеющих выход на сети передачи данных. Формирование отечественного рынка и его интеграция в мировую экономику будут способствовать росту спроса на оперативную информацию делового характера, а конвертируемость рубля создаст предпосылки доступа к зарубежным информационным ресурсам. Рассмотренная классификация не охватывает полностью существующий информационный рынок. Имеются такие важные направления работ, как подготовка источников информации, оказание специальных услуг библиотеками и архивами, перевод с иностранных (на иностранные) языков, разработка информационных систем и т. п. Тем не менее, можно попытаться представить хотя бы укрупненную структуру информационного рынка России (рис. 1.4).
Символ «» указывает на то, что на информационном рынке потребление товаров порождает потребность в информационных ресурсах, и наоборот Рис. 1.4. Укрупненная товарная структура информационного рынка
Приведенная на рис.1.4 структура позволяет в общем виде понять взаимосвязь между материальной и нематериальной продукцией в сетевой экономике. Российский информационный рынок имеет свои характерные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков: •отсутствие стабильности; •неоднородность информационного рынка в разрезе регионов страны; •слабая развитость сектора личного потребления; •отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя; •низкая информационно-правовая культура общества в целом; •недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры; •отставание в области информационных технологий и развития средств вычислительной техники; •недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации. Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (информационный рынок) — один из наиболее динамичных российских рынков. Сегодня он обеспечивает все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций, и новейшие средства и технологии появляются на российском рынке практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Все это внушает надежду на достаточно быстрое преодоление Россией отставания от развитых стран мира.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |