Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театрально-концертные здания




Театры - древнейшие общественные сооружения едва ли не у всех народов мира. Истоки современного театра – театрализованные празднества в Древней Греции, посвященные борьбе бога плодородия Диониса с зимой. Греческие театры достигали внушительных размеров: диаметр театра в Сиракузах – до 150 м, вместимость до 40 тыс. зрителей; театр в Эпидавре (ІV в. до н.э.) диаметром 118 м обладал великолепной акустикой и вмещал до 150 тыс. человек. Знаменитый театр Диониса в Афинах достигал в диаметре 85 метров и вмещал от 17 до 30 тысяч зрителей. Театр в Мегалополисе, один из самых больших в Греции вмещал 40 тысяч человек и имел в поперечнике 140 метров. В них зрительские места располагались амфитеатром вокруг орхестры. Кроме открытых театров в Греции строились закрытые театры – «одеоны» меньшей вместимости на 3000 зрителей.

В более поздних римских театрах произошло объединение скены и зрительской части в единый объем путем выдвижения просцениума вперед на 0,5 орхестры.

В конце ХVІ-начале ХVІІ в.в. В Италии возник новый театр – ранговый или ярусный (верхние ярусы – для низших слоев, нижние – для высшего света). В начале ІХ века театр становится центром великосветской жизни. Это во многом определило архитектурное формообразование зрительного зала, архитектура которого подчинялась идее выражения сословной иерархии общества в структуре ярусов и лож, в их убывающем декоре снизу вверх. Крупнейшие театры дореволюционной России – Большой театр в Москве (арх. А. Михайлов, И. Бове, А. Кавос) и Александринский в Санкт-Петербурге (арх. К. Росси) – это представители нового типа рангового театра с плоским партером и ярусами лож, с глубокой сценой и кулисными декорациями.

Театрально-концертные здания, как правило, располагаются в общегородских центрах. В крупных городах такие здания иногда группируются в зрелищные или культурные центры. Их располагают главными фасадами с главной улицы или площади с отступом от красной линии улицы не менее чем на 30 м. Здесь устраивается нарядный озелененный партер, где собираются зрители перед спектаклем или концертом.

Главными входами являются входы для зрителей. Отдельный вход предусматривается для творческого и рабочего персонала. К зданию должен быть обеспечен подъезд и подвоз декораций. По противопожарным нормам со всех сторон к театрально-концертному зданию должен быть обеспечен подъезд пожарных машин.

Около здания (лучше в подземном пространстве) должна быть предусмотрена стоянка для легковых автомобилей и автобусов.

Современная типология театральных зданий включает:

- музыкальные театры (опера, балет, оперетта);

- драматические (драма, комедия);

- кукольные;

- музыкально-драматические (универсальное использование).

Помещения театральных зданий делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский, которые вместе составляют основной сценографический узел, который и определяет основу композиции всего здания. В сценическом комплексе спектакль подготавливают, а в зрительском – принимают зрителей, обслуживают, создают им наилучшие условия восприятия представления. Сценическая часть в театрах весьма сложная и составляет 60-70% общей кубатуры здания и примерно такую же долю его стоимости.

В демонстрационный комплекс театра входят:

- сцена;

- помещения театрального персонала (группы артистических уборных и художественного руководства);

- группы административных помещений;

- служебный вестибюль со своим отдельным входом;

- помещения буфета;

- санузлы;

- группа репетиционных залов и помещений;

- группа технических помещений по управлению спектаклем, светом, звуком, механизацией;

- группа мастерских (живописных, столярных, костюмерных);

- склады объемных и скатанных декораций, бутафории, костюмов и пр.

В театрах наибольшее распространение получила портальная или глубинная сцена, оборудуемая колосниками и подъемами – устройствами для быстрой смены декораций. Портальная сцена располагается в сценической коробке, имеющей гораздо большую высоту, чем зрительный зал. Ширина сцены в драматических театрах принимается 8-14 м при глубине сцены 5-10 м, в музыкальных театрах с участием балета ширина сцены принимается 12 м при глубине 12 м. Глубинная или портальная сцена включает игровую площадку, боковые карманы, трюм, переднюю (просцениум или авансцена) и заднюю (арьерсцена) части сцены. Трюм и боковые карманы, как и верхняя часть сценической коробки, служат для размещения технических устройств, обеспечивающих быструю смену объемных и живописных декораций. Под просцениумом находится оркестровая яма, отметка пола которой расположена на 2-2,5 м ниже планшета сцены. Часто в драмтеатрах в планшете сцены устраивается поворотный врезной круг, механизация которого располагается в трюме.

Портальная сцена имеет портал, ширина которого меньше ширины сцены. Высота портала принимается 10-14 м в драматических театрах и 14-16 м – в оперных. Высота сцены до колосников принимается равной трем высотам портала. Проекция занавеса на планшет сцены называется красной линией сцены.

Реже используются трехпортальная и панорамная сцены, а также трехсторонняя или просцениумная сцены-арены (диаметром 7-8 м или квадратные со стороной квадрата 6-7 м).

Зрительская часть включает:

- зрительный зал;

- кассовый и входной вестибюли;

- гардероб;

- фойе и кулуары;

- буфеты;

- курительные;

- туалеты.

В некоторых случаях в эту часть включаются помещения музея или выставки. Здание может быть также сблокировано с кафе или рестораном со своими входами и выходами.

Театральный зрительный зал должен создавать максимальный комфорт всем зрителям, обеспечивая хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене. Мимика актера воспринимается при удалении зрителя от красной линии сцены на расстояние не более 25 м, а балет – на расстояние не более 32 м. Превышение луча зрения должно быть не менее 6 см. Форма зрительного зала может быть самой разной: прямоугольной, секторальной, полукруглой, подковообразной, уступчатой и др. При портальной сцене количество мест в драмтеатре не должно превышать 1200 и не более 1800 – в музыкальном театре. Заданная вместимость предопределяет тип зрительного зала: партерный, амфитеатральный, с балконом, ярусный.

Прототипами современных концертных залов служат залы дворянских собраний, в которых проводились большие концерты. Специальные концертные залы появились лишь в ХІХ в. Многообразие видов концертных жанров (классическая музыка, камерная, эстрадная, джаз, хоровое пение, эстрадные представления, ансамбли песни и пляски и т.д.) обусловило, с одной стороны, - специализацию залов (большие и малые филармонические залы, хореографические, эстрадные, лекционные, залы для всех видов концертов), с другой – их универсальность. Многоцелевые залы – это залы, в которых проводятся не только концерты, но и демонстрация кинофильмов, театрализованные представления, собрания и спортивные состязания.

Концертные залы отличаются от театральных отсутствием портала и сценической коробки. Часто планшет игровой площадки концертного зала расчленяется на несколько игровых площадок за счет перепада уровней пола.

Вместимость концертных зданий от 600 до 2500 мест и более. Для обеспечения хорошей акустики концертные здания должны иметь объем из расчета 7-10 м3 на 1 зрителя. Последний ряд должен быть удален от эстрады не более чем на 35 м.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.