Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуговые здания




Цирки.

Прообразом современного цирка в типологическом плане являются театры пантомимы, в которых средства показа действия во многом перекликаются с клоунадой и гимнастикой. В связи с внедрением в репертуар цирка воздушной гимнастики и акробатики возник тип центрического купольного здания. Современный цирк как особое зрелище сформировался в основном в ХІХ веке.


По своей композиции цирки можно условно разделить на два основных типа, тенденция к формированию которых прослеживается начиная с ХІХ века. На участках, где явно выражен главный парадный подход к зданию, располагаются цирки первого, наиболее распространенного типа, состоящего из основного объёма зрительской части и примыкающего к нему производственного корпуса. Основной объём, как правило, проектируется центричным и симметричным, а производственный корпус примыкает к основному объему и может иметь более свободную форму. Цирки второго типа располагаются на участках, где равнозначна обозреваемость здания цирка со всех сторон, т.е. в центре площади, бульвара и т.п. В этом случае цирк занимает островное положение и проектируется в виде одного нерасчлененного объёма. Такое решение более сложно в планировочном и технологическом отношении.


Зрительный зал цирка состоит из манежа (арены), амфитеатра, купола, эстрады, помещения для оркестра, осветительских ложи и мостика. Манеж диаметром 13 м, сложившийся более 100 лет назад, стал стандартным и удовлетворяет условиям всех представленных в цирке жанров. Пол манежа покрывается слоем утрамбованного чернозема на грунтовом основании. В наиболее совершенных современных цирках пол манежа делается опускающимся для проведения водных пантомим.


Амфитеатр с рядами мест для зрителей окружает манеж сплошным ковром. Уклон амфитеатра определяется условиями видимости всего манежа с каждого места и является одним из наиболее крутых среди зрелищных сооружений.


Купол зала обычно конический или сферический. В центре купола над манежем на высоте не менее 18-20 м устраивается кольцо диаметром, равным диаметру манежа, в которое вмонтирована колосниковая решетка для подвески и крепления к ней гимнастической аппаратуры.


Эстрада обычно располагается над главным артистическим проходом и используется в основном для парадных выходов артистов. Помещение для оркестра проектируется в виде эстрады над главным осевым проходом со стороны, противоположной артистическому проходу, что дает возможность дирижеру видеть выход артистов. Осветительская ложа, в которой находится все освещение зала, располагается обязательно над оркестром. Кольцевой осветительский мостик служит для размещения на нем прожекторов, обеспечивающих освещение манежа и подкупольного пространства со всех сторон. Он располагается вдоль капитальной стены зрительного зала, над последним рядом амфитеатра, либо в галерее чердачного пространства, либо в виде мостика, подвешенного к конструкции купола на соответствующей отметке.


Все рабочие помещения обычно группируются с задней стороны здания и должны иметь удобное сообщение между собой и со зрительным залом.


Все помещения для животных проектируются с естественным освещением. Они должны быть максимально изолированы от зрителей и иметь непосредственный выход наружу.

Помещения инспектора манежа и униформистов, как правило, размещаются у самого выхода на манеж. По пути следования артистов на манеж должна быть разминочная.

Вестибюль и фойе приобретают в цирке свои характерные черты, обусловленные общей композиционной структурой здания. Вестибюль в цирке обычно совмещается с кассовым вестибюлем. Гардероб же, как правило, размещается под амфитеатром и имеет непосредственную связь с фойе первого этажа. Фойе представляет собой кольцевой кулуар, который в первом этаже одновременно служит для прохода артистов во время действия ко всем проходам в зал.


Лестницы, как правило, располагаются так, чтобы обеспечить равномерную загрузку зрительного зала и эвакуацию зрителей. При этом возможны такие варианты:


- 2 лестницы или 2 группы лестниц расположены на поперечной оси цирка;


- 4 лестницы или 4 группы лестниц расположены по диагональным осям относительно основных осей зрительного зала;

 

- лестницы равномерно расположены по кольцу.

Предшественники современного клуба – различные группы, кружки, «братства» и другие общественные организации досуговой деятельности и общения по интересам. Им соответствовали определенные архитектурные решения: греческие гетерии, римские коллегии, гостиные, площади для собраний, камеры риторов, здания дворянских собраний. В ХVIII в. за сооружениями такого типа в Англии закрепляется термин «клуб». В ХІХ в. в Европе возник «пролетарский клуб» как противопоставление буржуазному «английскому клубу», клубу чисто развлекательному и досуговому. Главная идея нового пролетарского клуба – просветительство, воспитание и обучение, здоровый быт и отдых рабочих. В России они назывались «народными домами». После революции 1917 г. клуб стал одним из основных проводников формирования нового мировоззрения, воспитания масс, приобщения к культуре. Вначале под клубы приспосабливали особняки, усадьбы, церкви и др. Но уже в 1920-е годы начали создаваться проекты клубов и Дворцов культуры, получившие свое развитие в последующие годы.

В соответствии с принципом организации культурно-бытового обслуживания клубы стали принадлежностью структурных территориальных единиц: микрорайонов, жилых районов, городского центра, а в сельской местности – сельские клубы, сельские Дома культуры, районные Дома культуры. В настоящее время клубы подразделяются на 6 типов:

- сельский клуб (вместимостью 150-400 мест);

- сельский Дом культуры (вместимостью 300-700 мест);

- районный Дом культуры (вместимостью 500-800 мест);

- городской клуб (вместимостью 300-700 мест);

- городской Дом культуры (вместимостью 500-1000 мест);

- клубы специального назначения (Дом школьника, Дом архитектора, Дом учёных, Дом учителя, молодежные клубы, клубы по интересам – филателистов, шахматистов, собаководов, любителей природы, пенсионеров и др.). Здания этих клубов проектируются по специальным заданиям.

Наиболее распространенным типом клубного здания в настоящее время является двухчастный клуб с двумя различными видами деятельности: массовой, развлекательной (зрелищная часть) и камерной, кружковой (клубная часть). Эти две части клубного здания могут иметь различное архитектурное решение, при этом блок зрелищной части является доминантой.

Помещения всех типов клубов, кроме клубов специального назначения, по своему функциональному назначению делятся на три основные группы:

- помещения зрелищной части;

- помещения клубной части;

- помещения обслуживающего и административно-хозяйственного назначения.

Иногда в здание клуба включается и спортивная часть со спортзалом и обслуживающими его помещениями.

Все помещения зрелищной части по назначению делятся на две группы: зрительскую и демонстрационную. Зрительская группа включает зрительный зал, вестибюль, фойе и буфет с подсобными помещениями. Ядром зрелищной части является зрительный зал. В клубах использование зрительного зала носит универсальный характер (проведение собраний, конференций, киносеансов, концертов, спектаклей). Поэтому габариты клубного зала определяются исходя из наиболее жестких требований, какими являются требования к спектаклю. Именно они определяют боковые границы мест в пределах горизонтального угла 300, исходящего из портала, и удаление последнего ряда мест от красной линии сцены не более чем на 27 м. Параметры зрительного зала также должны отвечать требованиям, предъявляемым к кинозалам.

Среди специфических особенностей клубного зала можно назвать устройство естественного освещения в залах малой вместимости, где возможно проведение лекций и собраний и где легко осуществимо затемнение зала.

Демонстрационная группа включает: игровую площадку (сцену или эстраду), помещения, обслуживающие игровую площадку и помещения киноаппаратной.

Существует 4 типа клубных игровых площадок:

- эстрада типа А – с высотой, совпадающей с высотой зала, где возможно проведение концертов, киносеансов и общественных мероприятий;

- эстрада типа Б – с высотой, допускающей скрытое от зрителей размещение осветительной аппаратуры, обеспечивающей возможность проведения помимо указанных мероприятий спектаклей со стационарными декорациями;

- сцена типа А – с высотой, обеспечивающей подъем декораций в сложенном вдвое состоянии, что дает возможность проведения самодеятельных спектаклей;

- сцена типа Б – с высотой, обеспечивающей подъем декораций в их естественных габаритах, что даёт возможность проведения спектаклей профессиональных драматических трупп.

Сцены и эстрады должны иметь просцениум (пространство перед занавесом) шириной не менее 1 м. Сцены также должны иметь оркестровую яму, а сцена типа Б – еще и трюм под сценой.

В группу обслуживающих помещений игровых площадок всех видов входят артистические уборные, гримерная, костюмерная, склад объемных декораций, бутафории и мебели, комната художника, столярная и механическая мастерские, санузлы, душевые, регуляторная освещения сцены, светопроекционная, звукоаппаратная, киноаппаратная, склад электроаппаратуры, помещение пожарного поста. При эстрадах для артистических уборных используют кружковые комнаты, расположенные вблизи эстрады.

Фойе клуба связывает вестибюль со зрительным залом и предназначается для универсального использования: отдыха во время антрактов, для танцев, выставок и т.п.

Помещения клубной части делятся на 4 основных группы:

- кружковую;

- лекционный зал-аудиторию;

- библиотечную группу;

- группу отдыха (гостиные, кафе, танцзал и др.).

Зал-аудитория с кинопроекционной и кулуарами занимает, как правило, центральное место в клубной части. Он должен иметь естественное освещение с левой стороны и зашторивание окон. В торце зала должна быть небольшая эстрада и место для киноэкрана и классной доски.

Кружковые комнаты группируют по характеру занятий: для тихих занятий и для шумных.

Библиотечная группа должна иметь непосредственный вход из вестибюля и быть хорошо изолирована от шума. В эту группу входят: абонемент для выдачи книг, читальный зал, книгохранилище и помещение для обработки поступающей литературы.

Спортивная группа помещений клуба может иметь один или несколько спортивных залов, бассейн и ряд обслуживающих их помещений.

Для небольших клубов и клубов средней вместимости характерна компактная композиция клубного здания, а для Домов культуры с развитым составом помещений характерна расчлененная композиция, которая строится из отдельных объемно-планировочных блоков, компонующихся между собой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.