Музеи (от греческого museion) –первоначально хранилища сокровищ, предметов «чудесных и удивительных», затем святилища, храмы муз в честь искусств и наук. В настоящее время – образовательные и просветительные центры, массовый общедоступный источник информации о духовной и материальной культуре и постоянно растущий научно-исследовательский центр.
Первое специально построенное музейное здание в России – кунсткамера (камера для предметов искусства и редкостей) в Санкт-Петербурге (1718-1734 гг.). Здесь наряду с экспозиционными залами были предусмотрены залы для научных занятий и обсерватория. В конце ХІХ - начале ХХ в. музей – это уже довольно развитое учреждение, в составе которого: административная зона, хранилище экспонатов, библиотека, читальные залы, лаборатории, помещения для сменной экспозиции, мастерские по реставрации экспонатов и др.
Типология современных музеев чрезвычайно многообразна. По классификации Международного Совета музеев музеи бывают:
- художественные;
- исторические;
- этнографические;
- мемориальные (в память героических событий, выдающихся личностей, деятелей искусства, литературы, театра);
- научно-технические;
- естественной истории;
- музеи – архитектурные памятники;
- ботанические и зоологические сады;
- крупнейшие национальные парки.
- По объему музеи подразделяются на:
- крупные (80-300 тыс.м3);
- средние (30-80 тыс.м3);
- малые (10-30 тыс.м3).
Музеям как определенному типу общественного здания присущи типологические признаки и соответствующие им принципы построения, которые учитываются при проектировании музейных зданий. Их архитектурно-пространственное построение должно содействовать раскрытию тематико-экспозиционного замысла, а техническое оснащение здания – обеспечивать комфортный температурно-влажностный, световой и акустический режим.
Место для размещения музея выбирается с учётом фактора доступности и высокой посещаемости. Характерными приемами размещения музеев в природной или градостроительной среде являются:
- свободное островное расположение музея на открытом природном участке, предполагающее круговой обзор здания с разных точек зрения;
- размещение музея в зоне реконструируемой улицы или площади города. Если ему придается значение статической доминанты композиции, он получает укрупненное объемное решение;
- размещение музея в составе культурного центра города, что повышает его посещаемость.
Современный музей – многофункциональный объект, в котором существует ряд функций: выставочная, хранения экспонатов, образовательная, воспитательная, массово-просветительная, клубная, научно-исследовательская и методическая, что отражается на его внутренней структуре и составе групп помещений. Современные здания музеев включают несколько групп обязательных помещений:
- обслуживание посетителей (вестибюль с гардеробом, информационно-справочный центр, курительные, туалеты, помещения отдыха, комнаты экскурсоводов, детская игровая комната и др.);
- культурно-пропагандистского назначения (библиотека, лекционный зал, залы периодических выставок);
- постоянной экспозиции (экспозиционные залы);
- административно-хозяйственные (кабинеты администрации, научных работников, малый конференц-зал, лаборатории, фондохранилища, реставрационные мастерские, запасники, помещения технического оборудования и др.).
Библиотека в музее рассчитана на обслуживание как сотрудников, так и посетителей. Площади фондохранилищ составляют 1/3 от экспозиционных площадей. При этом в экспозиционных залах размещается 20% единиц хранения фондов.
График движения в музее органически связан с его планировочной структурой. Распространенными типами графика движения являются анфиладный и кольцевой. При организации движения необходимо исключить петли и встречные потоки.
Важнейшей проблемой проектирования музеев является создание оптимальных условий для восприятия экспозиции. В экспозиции музеев применяется метод активного показа экспонатов техническими средствами, однако, главным остается экспозиция подлинных материальных объектов, реликвий разного рода, уникальных произведений искусства. От конкретного типа коллекций зависит и построение интерьера, который должен быть организован с учетом движения и восприятия посетителя и удовлетворять двум условиям:
1. свобода выбора маршрута, которая дает возможность посетителю пройти по всему маршруту или ограничиться осмотром ведущих разделов, минуя остальные. Это достигается созданием центрального ядра – распределительного пространства, из которого можно пройти в любой из залов;
2. дифференциация экспозиции в зависимости от запросов посетителей. Этим требованиям отвечает размещение в центральной части залов главных экспонатов для свободного осмотра, а второстепенных – по периметру стен.
Своеобразную планировочную структуру имеют музеи-панорамы. Центральным ядром здесь является панорама, требующая специального круглого зала. Помещение панорамы имеет периметральное отраженное освещение. В центре зала размещается кольцевая площадка для кругового осмотра, над которой устраивается подвесной потолок, затененный по сравнению с пространством собственно панорамы.
Здания музеев могут быть одноэтажными, двухэтажными с цоколем, с перепадом экспозиционных площадей в пол-этажа или многоэтажными.
Большое значение в современных музеях придается открытой экспозиции, размещению на территории садово-парковой скульптуры и произведений монументально-декоративного искусства.
Улица-музей – новая форма организации музейной территории, в которой разобщенные сооружения историко-художественного значения и пространство между ними объединены тематическим содержанием.
Получили развитие и музеи-заповедники под открытым небом (Киево-Печерский историко-культурный заповедник, государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей», музей-заповедник деревянного зодчества в Кижах, музей-заповедник украинского деревянного зодчества под Киевом др.).
Выставочные здания и комплексы имеют 3 основные задачи:
- показ достижений в многообразных областях трудовой деятельности, народного хозяйства, науки, техники, культуры;
- обмен информацией;
- обмен опытом.
Выставки и выставочные комплексы могут располагаться: в городском центре, на периферии с учетом развития города или за его пределами как самостоятельный организм.
По составу участников выставки бывают:
- всемирные
- международные;
- отдельных стран
- республиканские;
- областные;
- городские;
- местные.
Развитие архитектуры всемирных выставок находится в прямой взаимосвязи с научно-техническим прогрессом. К созданию таких выставок привлекаются крупнейшие архитекторы мира. Благодаря этому всемирные и международные выставки становятся экспериментальной проверкой урбанистических решений, современных приемов формообразования в архитектуре, новых конструктивных решений, использования прогрессивных идей, применения новых материалов. Архитектурную среду всемирных выставок отличает широкое применение динамических средств и возможностей цвета, светотехники, кино, телевидения и пр.
Выставки могут быть тематическими и универсальными, постоянными и временными, стационарными и передвижными.
При организации выставок основными вопросами являются:
Выставочные комплексы представляют собой многофункциональные архитектурно организованные пространства. Архитектурно-пространственная среда выставки является своеобразным коммуникативным пространством, местом встреч и общения людей. В отличие от музеев демонстрация экспозиции (особенно крупных международных выставок) сопровождается организацией отдыха посетителей, для которых устраиваются различные аттракционы, ярмарки, увеселительные развлечения. Учитывая большие потоки посетителей, здесь предусматриваются рестораны, кафетерии, киноконцертные залы и пр.
Генплан выставочной территории проектируется на основе тематического содержания выставки и с учетом градостроительной ситуации. Решение генплана выставки определяется размерами и очертанием территории, границами парковых зон, озеленения и акватории и сетью пешеходных и транспортных коммуникаций. Помимо площади, отводимой под застройку павильонов, предусматриваются площади для открытой экспозиции. Одним из условий проектирования является соотношение объемов и свободных пространств и их сомасштабность.
Композиция генерального плана выставки подчиняется определенным планировочным приемам: регулярному осевому построению, радиально-кольцевому, концентрическому, свободно-живописному или их сочетанию.
Планировка выставочного здания должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, четким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей.
В структуре выставочных павильонов содержатся те же основные группы помещений, что и в музейных зданиях:
- помещения, обслуживающие посетителей (вестибюль с гардеробом, экскурсионное бюро, киоски, информационный центр, кинолекционный зал, места отдыха, буфеты, туалеты);
- экспозиционная зона, которая может быть единым пространством со свободным размещением экспозиционных площадок на различных уровнях или разделенным на залы различного назначения;
- административные (приемная, дирекция, сектор массовой работы, комнаты экскурсоводов и общественных организаций) и служебные помещения (фотолаборатория, пункт технического обслуживания, производственные мастерские, помещения инженерного оборудования и комнаты обслуживающего персонала).
Существенное отличие состоит только в том, что выставки не нуждаются в обширных помещениях для хранения фондов.
По композиции выставочные здания подразделяются на:
- централизованные
- децентрализованные.
Централизованные композиции отличаются компактностью плана и функционально свободным универсальным пространством, способствующим восприятию посетителями экспозиции в целом. Централизованные павильоны могут быть:
- одноуровневыми, с единым внутренним пространством и недифференцированной безопорной структурой (павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе);
- с выделением многосветного центрального ядра, окруженного галереями (Дворец выставок в Париже);
- со свободным расположением экспозиционных уровней (павильоны США и ФРГ на ЭКСПО-67). Здесь под висячим покрытием образована система террас на различных уровнях. Построение интерьера рассчитано на обозрение посетителями всего выставочного пространства с любого места.
К децентрализованным композициям относятся блочные приемы выставочных зданий. Различают приемы компактного размещения блоков и свободное их размещение.
Компактные блочные композиции из примыкающих друг к другу однотипных или разнотипных блоков одинаковой или разной этажности образуют экспозиционное пространство, дифференцированное по площадям и высотам. Свободное изолированное или связанное переходами размещение блоков обеспечивает необходимое разграничение разделов экспозиции и связь с окружением. Открытые пространства и переходы включаются в композицию и в график движения.
График движения посетителей определяется взаимосвязью помещений и предусматривает обход экспонатов в порядке логического построения. В крупных павильонах для облегчения перемещения посетителей вдоль выставочных экспонатов применяются движущиеся тротуары. В небольших павильонах предусматривается принудительный график движения с разделением входов и выходов.
В выставочных экспозициях применяют динамические средства показа: телеэкраны, полиэкраны, диафильмы с дикторским текстом и звуковым сопровождением и кинофильмы, что способствует более полному раскрытию содержания экспозиции. В зависимости от характера экспонатов различают методы их показа. Объемные экспонаты для лучшего обозрения размещают на разных уровнях. Плоскостные экспонаты (графика, фото, тексты, полиэкраны) занимают зону активного восприятия – относительно неширокий экспозиционный пояс. Для разграничения разделов экспозиции применяют цветность.
Большое значение в выставочных павильонах имеет освещение. Для универсального выставочного помещения предпочтительно совмещение естественного и искусственного света. Освещение интерьеров, кроме общего освещения включает специальное освещение экспонатов в виде светящихся стендов и направленного искусственного освещения. Во внешней световой архитектуре павильонов прослеживаются приемы – продолжение дневной композиции или решения, контрастные дневному. На ЭКСПО-67 павильон США днем читался сферой, вечером же выявлялась его внутренняя структура в виде площадок на разных высотах.
Большое значение придается открытой экспозиции крупногабаритных экспонатов. Обычно для этого служат внутренний дворик или открытая площадка близ павильона примерно такой же площади. Здесь же предусматриваются водоемы, фонтаны, озеленение. Малые формы архитектуры и открытая экспозиция служат своеобразной разрядкой при переходе от одного павильона к другому. Культовые здания и сооружения.
Размещение культовых сооружений в структуре населенных мест зависит от планировочной структуры поселений, организации сети объектов обслуживания, а также от типологического и архитектурно-планировочного решения культовых сооружений. С давних времен размещение культовых сооружений определялось особенностями рельефа местности, а также спецификой фонового окружения, которое создает гармоничное дополнение к образно-композиционному решению сакрального ансамбля.
Социально-идеологическое значение культового здания требует создания условий для его доминирования в окружающей среде, а также ключевой роли в композиционной организации застройки. Относительно к особенностям застройки, которая сложилась, культовое сооружение может занимать центральное положение, подчиняя своей массе окружающее пространство, или замыкать своим объемом основные направления восприятия, которые находятся вдоль оси главных коммуникационных связей.
Монастыри могут располагаться на селитебной территории или за границами городских и сельских поселений. Скиты могут размещаться на территории монастыря или на отдельных участках, в том числе за селитебной территорией. Монастырские подворья могут располагаться в городских и сельских поселениях.
На земельных участках культовых зданий и сооружений и их комплексов предусматриваются подъездные дороги к главному входу храма, а также к основным эвакуационным выходам из всех зданий и сооружений, которые входят в храмовый комплекс. Главный вход на территорию культовых зданий и сооружений размещают с боку подходов и остановок общественного транспорта с ориентацией на вход в храм.
За границей ограды храмовых комплексов должны быть предусмотрены стоянки автомобилей из расчета 2 машино-места на каждые 50 мест вместимости храма. Стоянки легковых автомобилей и автобусов, а также остановки общественного транспорта размещают на расстоянии не более 50 м от здания храмов.
Территория храмового комплекса должна быть озеленена не менее чем на 15% площади участка.. Площадки и обходы вокруг культовых зданий и сооружений и их комплексов выполняют с твердым покрытием и вертикальной планировкой, которая обеспечивает стекание атмосферных вод.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление