Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чем точнее мы хотим измерить какую-либо величину, тем точнее мы должны знать ее значение еще до измерения

Методом прогнозирования и планирования называют совокупность аналитических и вычислительных приемов, с помощью которых составляется прогноз или план. Метод это конкретный способ, с помощью которого мы составляем прогноз или план.

Лекция 2. Методы прогнозирования и планирования

 

Проблематика:

1. Понятие методов прогнозирования и планирования

2. Характеристики методов прогнозирования и планирования

3. Проблема выбора метода прогнозирования или планирования

4. Общее и различия между методами прогнозирования и методами планирования

5. Виды методов прогнозирования

Ключевые слова:

- метод;

- точность метода;

- теоретическая точность;

- практическая точность;

- стоимость метода;

- прямые затраты;

- косвенные затраты;

- цена решения;

- парадокс измерения.

 

Основное внимание при изучении практики прогнозирования и планирования уделяется методам.

Методы получения прогнозов и составления планов многообразны. Конкретные методы определяются характером исходной информации, требованиями к точности прогнозов или планов, накладываемыми ограничениями, имеющимися в распоряжении компьютерными программами и т.д. Для выбора метода планирования (прогнозирования) необходимо, во-первых, четко представлять поставленную задачу, то есть анализируемую ситуацию и назначение итогового плана или прогноза, а, во-вторых, знать основные характеристики методов планирования (прогнозирования), которые могут быть использованы.

Задача выбора метода прогнозирования или планирования представляет собой важную управленческую задачу, поскольку от того, насколько правильно будет подобран метод, зависит эффективность деятельности организации. Выбор метода прогнозирования и планирования находит отражение в финансово-хозяйственной политике предприятия, системе бухгалтерского и управленческого учета, системе внутренней документации и многих других существенных аспектах деятельности.

Основные характеристики методов планирования и прогнозирования следующие:

1. Точность метода.

Точность метода планирования (прогнозирования) это наибольшее возможное отклонение фактических результатов от предсказанных, обусловленная самим методом. Зная точность метода, можно заранее оценить возможный «разброс» результатов прогнозирования, в этом случае итоговый прогноз выдается как диапазон наиболее вероятных значений анализируемого показателя. Следует отметить, что максимальная точность каждого конкретного метода, определяемая особенностями его алгоритма, является расчетной, потенциально достижимой в идеале. Такую точность называют теоретической точностью, она достигается при условии исчерпывающей и абсолютно точной исходной информации.

На практике точность конкретного прогноза может существенно отклоняться от теоретической. Точность реального прогноза зависит не только от погрешности метода, но и от полноты, объективности и достоверности исходных данных используемых для прогнозирования, квалификации специалистов и иных факторов. Такую точность называют практической точностью. Как правило, точность прогноза (плана) снижается по мере увеличения горизонта прогнозирования (планирования), что также необходимо учитывать при выборе метода для решения конкретной задачи. Причем скорость снижения точности может существенно различаться для разных методов. Существуют методы, которые обеспечивают высокую точность при прогнозировании на короткий срок, а при увеличении этого срока точность прогноза стремительно падает. Напротив, известны методы, обладающие невысокой точностью на небольших горизонтах, однако, это точность уменьшается медленно по мере увеличения срока прогнозирования. Следовательно, одни методы лучше подходят для краткосрочного прогнозирования, а другие – для долгосрочного.

2. Стоимость или ресурсоемкость метода.

Показатель стоимости (ресурсоемкости) метода является комплексным и включает экономические издержки, непосредственно связанные с процессом планирования (прогнозирования), такие как заработная плата специалистов, амортизация вычислительной техники и программных средств и т.д. Кроме того, в состав стоимости входят иные прямые и косвенные издержки – затраты времени, сравнительная сложность методик, дополнительные требования к вычислительной техники, программным средствам и квалификации специалистов.

Для большинства практически применяемых методов основные характеристики связаны прямо пропорционально – чем больше стоимость метода, тем выше его точность и наоборот, чем ниже точность, тем меньше и затраты на планирование (прогнозирование).

Отсюда можно сделать вывод, о том, что две основные характеристики метода в каждом случае практического применения должны быть адекватны требованиям конкретной ситуации. Поскольку планирование и прогнозирование используется для разработки и принятия управленческих решений, необходимо принимать во внимание цену решений, для принятия которых используется план (прогноз). Под ценой решений понимаются экономические последствия (прибыль или убыток) от принятия верного или, соответственно, ошибочного решения. Цену решения целесообразно оценивать не в абсолютных, а в относительных значениях – например, коэффициент рентабельности и т.п.

Таким образом, стоимость метода прогнозирования должна быть адекватна стоимости решения, принимаемого на основании этого прогноза. Увеличение стоимости при использовании более точных методов прогнозирования не должно превышать экономический эффект от принятия более точного решения. В противном случае точность прогноза экономически неоправданна.

Более точные и, следовательно, более «дорогие» методы, должны использоваться для исследования тех ситуаций, когда цена решений, принимаемых на их основе велика. Напротив, для принятия решений, не оказывающих существенного влияния на результаты деятельности предприятия, целесообразно использовать простые и недорогие методы. Очевидно, что существует прямая взаимосвязь между масштабами предприятия и используемыми ими методами планирования (прогнозирования). Чем больше предприятие, тем больше цена управленческих решений и, соответственно, тем более «дорогие» методы должны быть использованы. Одинаково ошибочным является подход, когда для принятия решений ценой в сотни миллионов рублей используются простейшие прогнозы-экстраполяции, не учитывающие даже сезонного фактора, и когда для составления прогноза продаж скромной торговой точки проводится полномасштабное маркетинговое исследование с построением сложным многомерных моделей.

К сожалению, следование этому правилу не всегда возможно, поскольку нередко возникает проблема, известная как «парадокс измерения». Его можно сформулировать следующим образом:

Существование данного парадокса обусловлено тем, что точность любого измерения зависит от выбора метода и средств измерения. А правильный выбор метода и средств возможен только тогда, когда мы знаем хотя бы примерный диапазон значений измеряемой величины. Обычно диапазон значений известен, если известен объект измерения. Например, если поставлена задача измерить массу яблока, то мы понимаем, что придется оперировать с массами несколько сотен грамм и можем найти подходящие весы. В более общем случае диапазон значений неизвестен и выбор средства измерения оказывается сложной задачей. Скажем, поставлена задача измерить массу некоего объекта, которым может оказаться яблоко, а может слон. Но весы, с помощью которых мы взвешивали яблоко вряд ли будут полезны при определении массы слона и наоборот.

Применительно к прогнозированию и планированию это означает, что не всегда до составления плана и, тем более, прогноза, можно оценить цену управленческих решений, которые потребуется принимать в будущем. В результате, мы не можем знать, какой точности прогноза или плана будет достаточно для принятия решения и экономически оправданно. В такой ситуации можно порекомендовать, сначала всегда делать оценочный прогноз, используя приблизительные (и дешевые) методы. Такой неточный прогноз позволяет оценить цену управленческого решения и необходимый уровень точности, что позволит наиболее адекватно подобрать методику составления окончательного прогноза, либо ограничиться только оценочным прогнозом. Однако, такой подход не всегда возможен, поскольку существует еще одно серьезное ограничение при выборе метода прогнозирования.

Это ограничение – время составления плана (прогноза). Дело в том, что прогнозирование и планирование являются частью процесса управления, в котором существенную роль играет фактор времени. Более сложные методы, как уже отмечалось, требуют большего времени, которого в реальной ситуации принятия решения может и не быть. В тех случаях, когда принятие решений имеет жесткие ограничения по времени, именно затраты времени зачастую определяют итоговый выбор метода планирования (прогнозирования). Наличие таких ограничений не всегда позволяет использовать предлагаемый подход с последовательным составлением двух прогнозов – оценочного и окончательного, так как он требует больших затрат времени.

Существует множество различных методов планирования и прогнозирования. При этом, если методы планирования на практике индивидуальны для каждой задачи (метод составления финансового плана совсем не похож на метод составления плана грузооборота, хотя в их основу могут быть заложены сходные математические модели), то методы прогнозирования в различных задачах экономики и управления используются схожие. Это объясняется тем, что задачи прогнозирования более абстрагированы от объекта анализа, в каждом случае исследователь имеет дело либо с количественными значениями тех или иных характеристик данного объекта, либо с математической моделью. При этом специфические особенности объекта анализа уже учтены в данной модели, либо находят свое отражение в его характеристиках, поэтому нет необходимости дополнительно учитывать их при составлении прогноза.

В то же время, при составлении плана неизбежно требуется учитывать специфику объекта планирования, поскольку план кроме целевых показателей включает и перечень необходимых действий по достижению данных показателей. Разным объектам будут соответствовать различные планы даже при одинаковых целевых показателях. Например, если целью является достижение некоторого пункта, используя транспортное средство, то в зависимости от вида транспортного средства будет различаться планируемая последовательность действий.

Разумеется, в планировании существует ряд универсальных приемов, но, как правило, они относятся либо к самой обще организации процесса планирования, либо к частным вопросам.

Следовательно, методы прогнозирования универсальны, а методы планирования индивидуальны.

Большинство применяемых в настоящее время в экономике и управлении методов прогнозирования относятся к одной из следующих групп:

1. Прогнозирование по временным рядам.

2. Прогнозирование с помощью экономико-математических моделей.

3. Прогнозирование с помощью экспертных оценок.

Каждая из данных групп включает большое количество отдельных методик. Перечисленные подходы к прогнозированию характеризуются специфическими особенностями, определяющими круг преимущественного использования. На практике эти подходы применяются как обособленно, так и в комбинации друг с другом. Результаты одних прогнозов могут выступать в качестве исходных данных для других. Такой подход называется последовательным прогнозированием.

Возможно также параллельное прогнозирование, когда два и более метода одновременно используются для прогнозирования одних и тех же показателей. Такое совместное использование различных методов прогнозирования является эффективным способом повышения точности прогнозов. В результате мы получаем несколько вариантов прогноза, полученных независимыми методами. На основании анализа разброса этих прогнозов, можно оценить точность прогнозирования, а также установить зависимость поведения исследуемого объекта от тех или иных факторов, выяснить значимость различных показателей.

 

Вопросы к семинару:

 

1. Понятие плана и прогноза

2. Место плана и прогноза в управлении

3. Общее и различие плана и прогноза

4. Классификация планов и прогнозов по временному признаку

5. Классификация планов и прогнозов по функциональной роли

6. Понятие метода прогнозирования (планирования)

7. Точность метода прогнозирования (планирования)

8. Стоимость (ресурсоемкость) метода прогнозирования (планирования)

9. Какие проблемы возникают при выборе метода прогнозирования (планирования)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общее и различия между планами и прогнозами | Ключевые слова и понятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.