КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. для студентов экономических специальностей
Иваново 2008 Курс лекций для студентов экономических специальностей
Романова Н.Р., Моисеев Е.Ю. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: Курс лекций \ Н.Р. Романова, ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина». Иваново: ИГЭУ, 2008, … с. В данном курсе лекций излагаются основы психологии и педагогики. Раскрываются основные понятия, классификации, закономерности функционирования личности и коллектива, закономерности межличностного взаимодействия, основы дидактики и теории воспитания, а также исследовательские и корректирующие методы психологии и педагогики. Предназначено для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Утверждено цикловой методической комиссией Факультета Экономики и Управления ИГЭУ.
Рецензент Кафедра психологии Ивановского государственного университета
Курс лекций ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Романова Наталья Рудольфовна, Моисеев Евгений Юрьевич
Редактор
Лицензия…………………………………………………от………………2008г. Подписано в печать…………………2008г. Формат……………………. Печать офсетная. Усл. Печ.л…………………….Тираж ………..экз. Заказ №
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина». Иваново, ул. Рабфаковская, 34. ВВЕДЕНИЕ.. 4 РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5 ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ.. 5 ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ 6 ТЕМА 3. МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 8 РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13 ТЕМА 1. ЛИЧНОСТЬ. 13 ТЕМА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 19 РАЗДЕЛ III. КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.. 25 ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЯ.. 25 ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ.. 27 ТЕМА 3. ВНИМАНИЕ.. 29 ТЕМА 4. ПАМЯТЬ. 30 ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ.. 32 ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ.. 35 ТЕМА 7. РЕЧЬ. 36 РАЗДЕЛ IV. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.. 38 ТЕМА 1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.. 38 ТЕМА 2. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.. 41 РАЗДЕЛ V. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 43 ТЕМА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ. 43 ТЕМА 2. ХАРАКТЕР. 44 ТЕМА 3. СПОСОБНОСТИ.. 46 РАЗДЕЛ VI. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.. 49 ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ.. 49 ТЕМА 2. КОНФЛИКТЫ... 53 РАЗДЕЛ VII. ГРУППЫ... 57 РАЗДЕЛ VIII. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 63 ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИКЕ.. 63 ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.. 64 ТЕМА 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.. 65 ТЕМА 4. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА.. 68 ТЕМА 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ.. 69 ТЕМА 6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ.. 70 ТЕМА 7. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.. 72 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 76
В данном курсе лекций излагаются основы психологии и педагогики. Выпускники экономических специальностей университета должны быть широко образованы. Они должны овладеть знаниями и умениями не только в сугубо профессиональной сфере. Необходимо иметь и существенную психолого-педагогическую подготовку. Ведь экономику «делают» люди. Люди ошибаются, люди преступают закон, люди могут быть непригодны к профессии или плохо обучены. Чтобы детально разбираться в причинах неэффективной деятельности, безусловно нужны более специализированные знания в области психологии и педагогики, чем предлагаются в данном курсе лекций. Но любые спецкурсы всегда на чем-то базируются: на фундаментальных понятиях, общепризнанных классификациях, классических, прошедших испытание временем методах. Экономист должен иметь представления о личности, ее самооценке, уровне притязаний, механизмах ее функционирования, о ее познавательной сфере и эмоционально-волевых процессах. Иметь представление о разных личностных типах. Например, профессионально-важным качеством многих экономических специальностей являются особенности внимания (устойчивость, концентрация), особенности эмоционально-волевой сферы (стрессоустойчивость, самоконтроль). Любой экономист работает с людьми и среди людей, поэтому знание законов функционирования групп также необходимо будущему специалисту. Явление лидерства, конформизма, понятие о социально-психологическом климате. Социометрический статус члена группы. Все это полезно знать не только руководителю коллектива, но и рядовым специалистам. Наконец. Большую часть времени человек проводит конечно, не на работе, а в кругу друзей, близких, в кругу семьи. Всю жизнь человек живущий среди людей должен улаживать конфликты, кого-то воспитывать, получать и оценивать услуги образовательных учреждений. Современный человек должен быть грамотным во всех отношениях: юридически-грамотным, чтобы отстаивать свои права и не нарушать чужие; экологически-грамотным, чтобы контролировать экологическую безопасность среды обитания, продуктов питания и предметов быта; психологически грамотным, чтобы эффективно руководить людьми, делать карьеру, понимать проблемы людей и решать свои; педагогически-грамотным, чтобы успешно воспитывать своих детей и подчиненных, чтобы иметь основу для постоянного самообразования. В любом деле фундамент – основа всего. Фундаментальные знания в области психологии и педагогики – основа дальнейшего развития и освоения специальных психологических и педагогических знаний. РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики субъекта, межсубъектных взаимодействий и психических явлений. Предметом психологии являются факты, закономерности, механизмы, аспекты психических явлений. Психические явления могут быть отнесены к одной из следующих групп: · Психика субъекта. · Субъектно-объектные взаимодействия (например, системы «Человек – Машина»). · Межсубъектные взаимодействия (общение, групповые процессы).
Задачи психологии: 1. Описание и анализ психических явлений 2. Исследование механизмов функционирования психики и психических явлений 3. Выработка рекомендаций по оптимизации функционирования человеческого фактора Педагогика – это наука об обучении и воспитании человека с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования. Это наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Предметом педагогики являются: · Образование · Учение · Обучение · Воспитание · Самообразование · Самовоспитание Задачи педагогики: 1. научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания 2. исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса 3. выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания 4. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления 5. разработка методик самообразования и самовоспитания 6. исследование особенностей деятельности педагога и путей развития его профессионального мастерства 7. разработка методологии педагогических исследований и внедрения опыта обучения и воспитания.
ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
Принципы: 1)системности; 2) детерминизма; 3) историзма; 4) единства сознания и деятельности; 5) индивидуальности; 6) развития.
Принцип системности. Ключевой категорией данного принципа является категория «системы». Система – это целостная структура, функционирующая в плане достижения какой-либо цели и обладающая системными качествами, определяемыми взаимодействием с другими, внешними системами и не сводимыми к свойствам отдельных элементов данной системы.
Существенными свойствами такой реальности, как система являются: 1. целостность, 2. включенность в метасистемы (т.е. в системы более высокого порядка), 3. взаимодействие элементов, 4. наличие системных свойств, 5. многоуровневое строение.
Психические явления (личность, группа, общение и др.) являются сложными, многоуровневыми и динамичными системами, которые в разных социальных и предметных контекстах обнаруживают разные системные качества. Так, например, личность в группе ведет себя иначе, чем вне группы. А реакция группы не сводится к сумме индивидуальных реакций ее членов. В частности, находясь в толпе люди склонны к рискованному поведению. Фанаты крушат все на своем пути, разбивают машины, чего не стали бы делать в одиночку. А в толпе ответственность за действия как-бы «разделяется»: если тысяча человек разобьет одну машину, то участникам кажется, что вклад каждого минимален (по 50 рублей «на брата»). Таким образом, толпа как система обладает таким системным свойством, как повышенная рискованность и распределение ответственности. Принцип детерминизма состоит в том, что любое психическое явление детерминировано, т.е. причинно обусловлено, имеет причину. Нет ничего случайного. И задача исследователя или практика – найти причину. Причины делятся на внешние и внутренние. Принцип детерминизма в современном понимании сформулирован С.Л.Рубинштейном. Его основное положение заключается в том, что «Внешние причины действуют, опосредствуясь внутренними условиями». Так, стиль одежды, прическа, походка, выбор партнера, жизненный путь – все детерминировано (принятыми в обществе нормами, чертами характера, самооценкой и др.). Принцип историзма состоит в том, что любое явление необходимо рассматривать в историческом контексте. А именно – в контексте его индивидуальной истории развития, функционирования, и в широком контексте исторических условий существования. В частности следует учитывать ситуацию. Всякая человеческая деятельность есть деятельность в конкретных условиях той или иной ситуации. Сама ситуация имеет динамический, изменяющийся в процессе и в результате деятельности характер. Изменение и смена ситуации соответствуют смене этапов или видов деятельности. Объективное содержание ситуации отражается действующим субъектом и приобретает для него субъективное значение (личностный смысл), подвергаясь оценке с точки зрения выполняемой деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности и общения. Таким образом, если мы хотим разобраться в качествах субъекта, мотивах его поведения, необходимо анализировать его деятельность и ее продукты. Большой вклад в разработку принципа единства сознания и деятельности сделали А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. По высказыванию Рубинштейна «Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики». Согласно этому принципу сознание личности формируется в результате деятельности и реализуется, проявляется в ней. Любой поведенческий акт может рассматриваться как элемент той или иной деятельности либо как самостоятельная деятельность, когда представление о ролевой компьютерной игре выступает в качестве самостоятельного мотива поведения. Из концепции единства сознания и деятельности вытекает, что разные виды деятельности требуют преимущественного участия тех или иных психических свойств, а разные психические свойства наиболее успешно реализуются в соответствующих им видах деятельности. Принцип индивидуальности. Согласно принципу индивидуальности в любом психическом явлении следует выделять как общее, так и индивидуальное. В частности педагог должен видеть в каждом ученике индивидуальные особенности и, в то же время, уметь отнести его к определенному типу личности. Принцип развития психических явлений. Как писал Рубиншиейн «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания». Так, любое новое качество человека зарождается в процессе его взаимодействия с социумом. Например, подростковый кризис, проявляющийся в подростковом негативизме, споре, подражании взрослым – является следствием физического и психического созревания ребенка, за которым «не успевают» родители. В их сознании он еще ребенок. Но это всего лишь этап его развития, преодолев который подросток переходит на качественно новый уровень отношений со взрослым. В частности, приобретает б о льшую свободу, права и обязанности взрослого, завоевывает уважение к себе как к личности. Таким образом, любое психическое явление может быть объяснено как продукт и результат развития. При этом особенности личности и среды находятся в постоянной взаимной динамике в зависимости от условий изменяющейся ситуации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |