Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии местного самоуправления




Система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

В систему конституционных гарантий местного самоуправления входят:

• право на судебную защиту;

• право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

• запрет на ограничения прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Система специальных гарантий местного самоуправления состоит из:

• политических,

• организационных,

• материальных,

• правовых.

Политические гарантии составляют политико-правовой режим нашего государства, включающий народовластие, принцип разделения властей, идеологическое многообразие, приоритет прав личности.

В состав организационных гарантий включают самостоятельность определения структуры и компетенции органов местного самоуправления, особое положение этих органов в системе институтов власти, не включение их в иерархию органов государственной власти, недопустимость изменения границ местного самоуправления без учета мнения жителей.

К материальным гарантиям относятся признание и равная защита государством муниципальной собственности, самостоятельное распоряжение объектами муниципальной собственности, обособленность местных бюджетов, право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.

Важное значение отводится правовым гарантиям, среди которых: право жителей органов местного самоуправления и должностных лиц предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих муниципальные права актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

 

6. Прежде чем говорить о статусе России в Содружестве Независимых Государств, необходимо уяснить вопрос о роспуске СССР.

По мнению ряда ученых, "Беловежские соглашения", подписанные лидерами России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 года, формально оформившие прекращение существования СССР, не были легитимными. В самом Договоре об образовании СССР 1922 года ничего не говорилось о возможности его денонсации. Можно только предполагать, что прекратить существование Договора был вправе Съезд Советов СССР как орган, утвердивший этот документ. Однако каждая союзная республика в соответствии с Конституцией СССР 1977 года могла свободно выйти из Союза. Таким образом, в декабре 1991 года РСФСР и другие республики должны были вначале выйти из СССР, и лишь затем можно было бы говорить об юридическом оформлении прекращения существования СССР как суверенного государства. Кроме того, надо учитывать, что 3 апреля 1990 года был принят Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", согласно которому решение о выходе республики из СССР должно было приниматься референдумом, причем оно считалось принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан, постоянно проживающих на территории республики. Закон устанавливал пятилетний переходный период, в течение которого должны были быть решены спорные вопросы.

Аргументом противников "Беловежских соглашений" также являются результаты всесоюзного референдума 17 марта 1991 года, при котором 76% принявших участие в голосовании высказались за сохранение Союза как обновленной Федерации равноправных суверенных республик.

В то же время "Беловежские соглашения" нельзя оценивать однозначно, поскольку они стали политико-юридическим оформлением центробежных тенденций среди республик, составлявших ранее единое государство. В силу этого и встал вопрос об образовании Союза Независимых Государств как формы сотрудничества бывших союзных республик в качестве новых суверенных государств. Заинтересованность России в создании СНГ во многом объясняется тем, что на территории бывших советских республик сосредоточены глобальные интересы России в области обороны, безопасности, экономики, за- щиты прав и свобод россиян, которых проживает на территории государств — членов СНГ около 25 млн.

Право России участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами обусловливается двумя требованиями:

• во-первых, это не должно влечь за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина;

• во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств.

В настоящее время СНГ квалифицируется как межгосударственное образование с координационными полномочиями. Оно объединяет 12 государств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только три государства Балтии).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

• создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства;

• имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств- членов;

• характеризуется четкой организационной структурой, разветвленной системой органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.

Цель СНГ — сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах.

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов:

1) обеспечение прав и свобод человека;

2) координация внешнеполитической деятельности;

3) сотрудничество в формировании общего экономического пространства;

4) содействие в развитии систем транспорта и связи;

5) охрана здоровья населения и окружающей среды;

6) вопросы социальной и иммиграционной политики;

7) борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

При угрозе безопасности членам СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.

В структуре СНГ существуют специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет находится в Минске, ряд органов расположен в Москве. Рабочим языком Содружества является русский язык. Сейчас действует более 60 различных комитетов, советов, комиссий — органов СНГ. Однако общее количество сотрудников, работающих в таких органах СНГне должно превышать тысячи человек.

Выход из СНГ свободный: необходимо лишь письменное заявление о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.

 

 

Тема 5. Избирательная система и избирательное право в РФ

1. Значение выборов в демократическом государстве.

2. Понятие избирательной системы и избирательного права.

3. Система правовых актов о выборах и референдуме.

4. Порядок принятия и изменения конституции.

5. Проведение выборов (избирательный процесс).

6. Референдум.

1. Выборы — это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

Участвуя в выборах, народ не передает своим избранникам суверенитет, так как последний неотчуждаем, а делегирует право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане смогли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Избирательный процесс отражает определенный тип политической системы и непосредственно влияет на нее.

Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во всеобщих выборах участвуют все избиратели (например, в ходе выборов Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта Федерации) и местными (по формированию органов местного самоуправления).

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого необходимо повторное голосование — в два тура.

Различают выборы очередные — проводимые в установленные законом сроки, и внеочередные — назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента. От последних следует отличать совмещенные выборы, то есть выборы, проводимые ранее установленного законом срока одновременно с выборами другого уровня. Совмещенные вы- боры получили сегодня широкую практику с целью экономии бюджетных средств, выделяемых на выборы.

Наконец, выборы характеризуют как альтернативные, то •есть предполагающие выдвижение в каждом избирательном округе не менее двух кандидатов, из числа которых в последующем осуществляется выбор, и безальтернативные, когда может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре, но при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

В юридической литературе термин «избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права могут быть конституции, законы и положения о вы- борах различных органов власти, в случае пробелов в законодательном регулировании — отдельные акты Центральной избирательной комиссии.

Субъективное избирательное право — это гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Оно бывает активное (избирать) и пассивное (быть избранным).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях) является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года с изменениями от 30 марта 1999 года. На федеральном уровне осуществляется регулирование выборов Президента России и депутатов Федерального Собрания РФ.

 

2. В науке конституционного права термин избирательная система употребляется в широком и узком значениях. В процессе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и пр. Совокупность этих общественных отношений, связанных с порядком избрания представительных органов власти, и называется избирательной системой в широком смысле. Регулируется избирательная система нормами избирательного права.

Под избирательной системой в узком смысле понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий определить, кто из баллотирующихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. При этом выбор определенного способа подсчета голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами, от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов, выделяются:

• система относительного большинства — побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники (при этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов);

• система абсолютного большинства — побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос (чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что ведет к нерезультативности выборов);

• система квалифицированного большинства — побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов (применяется крайне редко, в основном при избрании руководителей и иных лиц в представительных органах).

В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется другой вид избирательной системы — пропорциональная система. Ее главный смысл заключается в том, чтобы каждая политическая партия (избирательное объединение), участвующая в выборах, получила в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного — это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое "загради- тельный пункт". Согласно ему, партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голо- совании, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии — 4%, в Испании —3%, в Израиле — 1%.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. В России такая система применяется при выборах Государственной Думы.

3. Федеральный закон "Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации" от 19 сентября 1997 года (с изменениями от 30 марта 1999 г.) предусматривает совершенно новый порядок регистрации кандидата: на основании внесенного в избиратель­ную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога из средств изби­рательного фонда. Величина избирательного залога устанавли­вается федеральным законом и законом субъекта РФ в размере не более 15% от устанавливаемого этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандида­та, избирательного объединения, избирательного блока.

Если зарегистрированный кандидат не избран и не набрал установленного числа голосов избирателей (не более 5% — для кандидатов и 3% — для избирательных объединений и бло­ков), залог перечисляется в доход соответствующего бюджета.

Дополнительной гарантией является невозможность изби­рательной комиссии отказать в регистрации кандидату, вне­сшему избирательный залог и представившему подписи в свою поддержку.

Возможность использования избирательного залога как условия регистрации кандидата, а также размер и порядок

его внесения определяется конкретным избирательным зако­ном. Например, избирательный залог не вносится кандидатом на пост Президента РФ, так как его выдвижение должно быть поддержано не менее чем одним миллионом российских изби­рателей. Тогда как при выборах депутатов в Государственную Думу применение избирательного залога допускается при ре­гистрации как кандидата, так и избирательного объединения.

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются тайным голосованием на съездах или конференциях общефедеральных, региональных и местных избирательных объединений.

Под избирательным объединением закон понимает поли­тическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), ко­торое создано и зарегистрировано в соответствии с федераль­ными законами, законами субъектов РФ на уровне не ниже, чем уровень данных выборов. Причем само политическое об­щественное объединение (либо изменения и дополнения, вно­симые в Устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического) должно быть зарегистрировано не позднее чем за год до дня голосования, а на выборах в субъек­тах Федерации и местных выборах в случае досрочного пре­кращения полномочий выборных органов этот срок сокращает­ся до шести месяцев.

Пока не принят закон о политических партиях, Феде­ральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года (с изменениями от 19 июля 1998 г.) дает более широкое понятие политического общественного объединения как объе­динения, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества по­средством воздействия на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, учас­тие в организации и деятельности указанных органов.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года (п. 4 ст. 18) предоставлял активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления иностранным гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Федеральный рамочный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года с изменениями от 17 марта 1997 года позволяет населению самостоятельно определять порядок формирования органов местного самоуправления.

4. Правовое воздействие на избирательные отношения основывается на конституционных принципах избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, выражающие сущность народовластия в государстве.

Конституция Российской Федерации в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года добавляет еще добровольность.

На них следует остановиться подробнее, поскольку изъятия из этих конституционных принципов влияютна специфику национальных выборов.

Всеобщее избирательное право

Все граждане независимо от пола, расы,языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны.

Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения — избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право ограничивают: активное или пассивное.

1. Ценз гражданства. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Однако это правило не всегда действует на местном уровне. Законодатель (внося в данный закон изменения от 30 марта 1999 года) предоставил им даже пассивное избирательное право. Причем закон, подтверждая принцип равенства, гарантирует иностранцам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и гражданам Российской Федерации. Существенным моментом является то, что для обладания активным избирательным правом иностранцу достаточно преимущественно проживать на территории данного муниципального образования, а для приобретения пассивного избирательного права необходимо жить там постоянно.

Однако данное положение закона не означает, что на следующих муниципальных выборах в списки избирателей будут автоматически включаться все иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. Обязательными условиями включения их в эти списки является наличие международного договора Российской Федерации и соответствующего ему федерального закона, закона субъекта Федерации.

Обязательное наличие международного договора Российской Федерации как условия предоставления активного и пассивного избирательного права иностранным гражданам на местных выборах обусловлено внедрением в России опыта ряда европейских государств. Они предоставляют иностранным гражданам право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности.

Первым шагом России в этом направлении является реализация положений Устава Союза Беларуси и России, подписанного в Москве 23 мая 1997 года. В соответствии с ним определяются полномочия Союза и его органов, направленные на обеспечение равенства политических прав граждан, в том числе избирательных. Парламентам обеих стран еще только предстоит принять меры по законодательному урегулированию права избирать в органы местного самоуправления гражданами России и Республики Беларусь, проживающими не на территории государства своей гражданской принадлежности.

Новеллой избирательного законодательства становится норма, закрепленная в п. 2 ст. 28, п. 9 ст. 31, п. 3 ст. 49 новой редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 30 марта 1999 года: кандидат на выборные должности органов власти может иметь наряду с гражданством России гражданство любого иностранного государства. Причем данное положение распространяется на все уровни: федеральный, субъектов Федерации, местный.

2. Ценз оседлости. Обладание гражданством отнюдь не означает безусловного предоставления избирательных прав. Одним из наиболее древних цензов, применяемых в избирательной практике зарубежных государств, является так называемый ценз оседлости, означающий срок, необходимый для того, чтобы лицо могло быть включено в списки избирателей либо зарегистрировано в качестве кандидата.

Ценз оседлости устанавливается в зависимости от уровня выборов и дифференцируется при осуществлении активного или пассивного избирательного права. В Конституции Российской Федерации установлено единственное ограничение по этому признаку — кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Во всех остальных случаях ценз оседлости устанавливать запрещено.

Прежний Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 26 октября 1994 года допускал возможность установления законами субъектов Федерации сроков обязательного проживания на данной территории, которые не могли превышать одного года. Однако принятый 19 сентября 1997 года Федеральный избирательный закон такую возможность исключает.

3. Возрастной ценз. В России для обладания активным избирательным правом необходимо достичь 18 лет.

Минимальный возраст кандидата на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации — 21 год;на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ — 30 лет; на выборах в органы местного самоуправления — 21 год. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) — 35 лет, для депутатов Государственной Думы — 21 год (ст. 97). Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов.

4. Ценз военной службы. Федеральный избирательный закон 1997 года запрещает включение в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории данного муниципального образования, если они не проживали там до призыва.

5. Недееспособность. Общим правилом является неучастие в выборах лиц, признанных судом недееспособными. В России это положение закреплено в ст. 32 Конституции РФ.

Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Такое признание возможно только в судебном порядке. Над таким гражданином устанавливается опека, причем опекун не вправе от его имени осуществлять избирательное право.

Ограничение дееспособности, устанавливаемое решением суда вследствие злоупотребления гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, если лицо ставит семью в тяжелое материальное положение, не влечет за собой лишение избирательного права (как активного, так и пассивного).

6. Несвобода. Это ограничение избирательных прав также имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. В Российской Федерации, исходя из принципа презумпции невиновности, арестованные лица, находящиеся под следствием, обладают правом избирать, а также быть избранными в органы местного самоуправления.

Учитывая негативный опыт предыдущих избирательных кампаний, в новой редакции Федерального избирательного закона установлена обязанность кандидатов указывать сведения, о неснятых или непогашенных судимостях. Эти сведения должны носить конкретный характер — указание на номер и название статьи Уголовного кодекса РФ, на основании которой был осужден кандидат. Вышеупомянутые данные (наряду с другими) фиксируются в избирательном бюллетене.

Избирательная комиссия вправе через соответствующие компетентные органы подтвердить достоверность биографических сведений, указанных кандидатом, в том числе и о его судимости.

Общим для этих ограничений является их временный характер, например, после отмены решения суда о признании лица недееспособным или после отбытия наказания в виде лишения свободы гражданин вправе вновь осуществлять свои права, в том числе право избирать и быть избранным в пол- ном объеме.

Данный перечень избирательных цензов устанавливается федеральным законодательством и является исчерпывающим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.