КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеализм Гегеля. Философия природы
Логическое развитие идеи у Гегеля предшествует природе не во времени. Категория времени появляется лишь в природе, а идея совершает развитие во времени только на ступени «духа», т.е. в жизни человека и общества. Природа для Гегеля - инобытие идеи, она - «окаменевший дух». Поэтому нельзя ни обожествлять природу, ни ставить её произведения выше человеческих свершений. В природе есть несколько ступеней. Высшей из них - жизнь. Заметем, что Гегель отвергает телеологическое рассмотрение природы. В системе Гегеля речь идёт о «философии духа». Согласно Гегеля, достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Философия духа включает в себя учение о субъективном духе, объективном духе и абсолютном духе. Речь здесь идет об индивидуальном сознании, истории общества и формах общественного сознания. Заметим, что учение о субъективном духе распадается на следующие: 1/антропологию; 2/феноменологию и психологию. Антропология изучает «душу», т.е. ту часть духовной деятельности человека, которая не связана с его телесностью. Однако душа для Гегеля есть нечто воспринимающее, а не что-то существующие в отдельном индивидууме. Ибо она должна быть понимаема, как идеальность. Но душа только сон духа. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанции мира, «распредмечивает» объективный мир. Предмет психологии – форма знания и деятельности человека. Это восприятие, представление и мышление («теоретический дух»), чувство и воля («практический дух»). Содержанием они наполняются в сфере объективного и абсолютного духа – в праве и нравственности, в искусстве, религии, философии. Гегель считает, что государство - «это шествие бога в мире». Гегель - панлогист. История в конечном итоге представляет собой реализацию разума. «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Вместе с тем Гегель утверждает, что только Бог «истинно действителен». Говоря о формах «абсолютного духа» (эстетика, искусство, религия и т.д.), Гегель утверждал, что государство и религия - суть различные воплощения разума. В общем, «религия и основа государства - одно и то же: они тождественны в себе и для себя». Религиозный культ, т.е. ритуальные действия, регламентирующие жизнь народа, закладывают основы государственного порядка. Далее Гегель переходит к телеологическому доказательству бытия Бога. Весь мир свидетельствует о мудрости творца, настолько все в мире упорядоченно и целесообразно. Бог у Гегеля - это саморазвивающийся мир. Завершающая ступень гегелевской системы - философия. Здесь находится «абсолютный конечный пункт» саморазвития духа; учение Гегеля — конец пути. В своей философии Гегель видел лишь последний, завершающий этап длинного пути самопознания духа.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |