Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологический материализм Л. Ф. Л. Фейербаха




Фейербах (1304-1872). по окончании Берлинского университета (13 декабря 1828 г.) в Эрлангеиском университете состоялась публичная защита Фейербахом диссертации на тему «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». Ее основная идея - первичность всеобщего и бесконечного разума по отношению к единичному, конечному мыслящему субъекту.

Позднее Фейербах заявляет, что теология не только антинаучна антиисторичная, она антиморальна. Для него разоблачение религиозной веры - не только теоретическая, но и актуальнейшая практическая задача.

Отсутствие знаний, неспособность понять законы природы, невежество - «отрицательная теоретическая причина или, по крайней мере, предпосылка всех богов».

В центре интересов Л. Фейербаха и, естественно, в центре всей его философии - человек. Учение его глубоко антропоцентрично. Человек для Фейербаха не только основной предмет и конечная цель философии, но и прообраз и мерило всего сущего. Можно сказать, что Фейербах как бы моделирует бытие по человеческому образу и подобию, в отличие от механических материалистов, для которых не организм («физиология»), притом человеческий, а механизм служит прообразом бытия.

Фейербаховский антропологизм неразрывно связан с естествознанием. Для материализма лишь одна природа - основание человека и законы человеческого бытия исчерпываются законами природы. Попытки Фейербаха определить специфику человека как одной из частей природы оказались неудачными. В антропологическом материализме Фейербаха, прежде всего, отсутствует диалектический переход от естественных явлений природы к социальным и вместе с этим пропадает качественная граница между закономерностями природы и общества.

Антропологический материализм неизбежно перерастает в исторический идеализм, ибо он не доходит до понимания материального базиса общественной жизни, выводя формы общественного сознания не из общественного бытия, а из психофизической «природы человека».

В чем же сущность человека? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Фейербах считает, что сущность человека - это его разум, воля, сердце. В воле, мышлении, чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека и цель его существования. Наряду с этим «человеческая сущность может быть выведена не из Я самого по себе, а только из единства Я и ТЫ. При этом само понятие Я мыслится зависимым от общения и вместе с тем от различия с ТЫ. Мы видим, что «человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и ТЫ.

Л. Фейербах подчеркивает, что необходимо довести понимание «человека» до понимания «общества», через посредство которого только и становится доступным научное исследование человеческого бытия и сознания в их исторической динамике. Антропология не в состоянии, перешагнуть порог научного познания до тех пор, пока она не переросла в социологию - в учение о законах социального бытия как особой, общественной формы движения и развития с иными, только ей присущими, стимулами и регуляторами.

Однако устоем фейербаховского антропологизма не является ни общество как целостность, ни изолированное Я. Первичная ячейка, или первоэлемент его человековедения - это Я и ТЫ. Там, где вне Я нет никакого ТЫ, нет другого человека, там нет речи о морали, только общественный человек является человеком.

 

7 «ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОГО И УКРАИНСКОГО НАРОДОВ»

1 Единство истоков русской и украинской философии.

Традиции и особенности русской философии IX-XIX вв.

Русская и украинская философская мысль имеет два генетических истока: во-первых, самобытное развитие культуры этих древних народов и, во-вторых, влияние западноевропейской культуры, философии и религии, в особенности христианства.

Согласно летописи в 988 году над Киевом «воссиял свет» Христовой веры. Убедившись в лживости языческих богов князь Владимир решил переменить веру и после целого ряда разведок, переговоров и даже военных походов признал истинной верой византийское православие: он принял его сам и по его приказу крестились киевляне, а затем и вся остальная Русь. Так Русь-Украина на много веков вперед определила свой духовный путь. Вместе с христианством в киевскую Русь пришла античная и средневековая философия.

Умозрительные знания украинцев и россиян наилучше характеризуются термином “ книжность”, что означает осведомленность в тонкостях, религиозно-богословских текстов, послушное следование догматическим и практическим указаниям Священного писания. Решающее значение имели поучения, притчи, молитвы, поучительные слова-обращения, например: “Поучения Владимира Мономаха”, “Притчи о человеческой душе” Кирилла Туровского, “Молитвы Даниила Заточника”, “Слово о Законе и Благодати” Иллариона.

В таком же направлении развивается и мировоззренческая мысль допетровской России. Для эволюции допетровской философской мысли характерна такая черта, как апология государственно-монархического нацио- нализма и нераздельность религиозно-православной идеологии. Появляются монархические теории, которые оправдывают и обосновывают самодержавные притязания московских владык, в частности церковно-политическая доктрина “Москва-третий Рим”, которая была выдвинута старцем Филофеем, /”Послание к великому князю Василию Ш”/ и концепция “демократического самодержавия” /союз царя с народом против бояр/, которую пропагандировал публицист CUI века Иван Пересветов. В этот период Сильвестер, придворный священник Ивана Грозного, создает “Домострой катехизис повседневной духовно-практической порядочности.

Античные научно-философские реалии свертываются к минимуму и поддаются тенденциозной церковно-идеологической цензуре. Аристотель изображается теоретиком монархического режима и “преподобным” мудрецом в духе христианского идеолога.

В CUIII веке философская мысль в России выходит на новые рубежи, склоняясь к теоретическому самоопределению. Теоретическое сознание четко дифференцируется на две исследовательские отрасли: естественнонаучную и философско-гуманитарную. Первая всесторонне раскрывается в научной деятельности М.В. Ломоносова /1711-1765/. На основе атомистической модели Вселенной Ломоносов создает свою “корпускулярную философию”, в которой теоретически и экспериментально обосновывает теорию атомно-малекулярного строения вещества и конкретизирует мысль о самосохранения бытия /материи и движения/,которая идет от античных философов. В вопросах о “конечных” причинах и основах природы он придерживается деистических позиций, постулируя Бога как “архитектора”, “начальника”, “творца” мироздания. Вторая отрасль наиболее полно и оригинально отражена в творчестве А.Н. Радищева /1749-1802/, который известен не только как первый русский революционер, но и как проницательный мыслитель, который усвоил последние достижения науки и философии современного ему Запада.

Самобытность русской философии впервые заявила о себе в “Философских письмах” П. Я. Чаадаева, /1749-1856/ который одним из первых в России осознал необходимость синтеза восточной и западной культур, обратив внимание на их противоположные ценностные ориентации: восточный квиентизм и западный активизм. Эта антитеза красной нитью прошла сквозь всю русскую литературу и философию CIC века, а у таких мыслителей, как М. Я. Данилевский, К.М. Леонтьев, тема “Россия-Запад” стала центральной.

Решающее влияние на мировоззренческие искания во второй половине CICвека произвели такие специфически русские течения философской мысли, как философия всеединства и философия русского космизма. Огромнейшее влияние на духовную жизнь общества того времени имели религиозно-моральные поиски Ф.М. Достоевского /1821-1881/и Л.Н. Толстого /1828-1910/. Капитализм и будущий социализм они рассматривали как две разновидности мещанского царства. Товарный фетишизм, бездуховность, равнодушие к ближнему, индивидуализм, отчуждение от трансцендентного – все это для них было атрибутами мещанства.

Для Л.Н. Толстого бытие духа является субстанциальной основой индивида, а любовь к ближнему во имя благих дал он рассматривал как соборную силу, которая скрепляет человеческие узы. Он строил свою доктрину как “истинное христианство”. Центральным тезисом этого учения есть моральный императив “Бог есть любовь”, который выражает веру в евангельское учение о любви к ближнему как о силе, которая способна объединить людей. Следующий императив религиозной толстовской философии - “Царство Божие в нас самих» - ориентировал личность на самосовершенствование. В целом Л.Н. Толстой на первое место ставил не философию, а этику и определенные религиозно-моральные наставления, направленные на утверждение истинного братства между людьми.

Ф. М Достоевский обращает внимание, прежде всего на экзистенциальные стороны человеческого бытия. Он с убийственной силой вскрывает бездумное всепонимание и вседозволенность мещанина с его культом индивидуальной свободы и этического нигилизма.

В работах представителей русского космизма проблема человеческой солидарности и будущего человечества решается с позиций, как религии, так и науки. В работах В. Ф. Одоевского, Н.Ф. Федорова, М.А. Морозова обосновывается необходимость объединения людей на основе идей экологического содержания, что привело к формированию антропо-космического мировоззрения.

Уникальность русской философии CIC века состоит в разработке главным образом проблема человека и общественного строя, а не гносеологии и онтологии, обосновании предмета духовных ценностей над материальными, понимании органической связи человека с природой, с космосом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.